В Первоуральске погиб гектар леса

Лесничие Первоуральска бьют тревогу: в районе птицефабрики «Первоуральская»  гибнет лес. «Городские вести»  отправились вместе с директором «Городского лесничества» Борисом Трефиловым на место ЧП, чтобы оценить масштаб лесной катастрофы.

В усыхании леса виноваты стоки с птицефабрики, уверен Борис Трефелов.
В усыхании леса виноваты стоки с птицефабрики, уверен Борис Трефилов.

Мы вынуждены поднять шум

По дороге к месту ЧП Борис Трефилов рассказывает:

— На западной стороне территория птицефабрики  примыкает к нашим городским защитным лесам. В этом районе идет сброс отходов со стороны птицефабрики. Возможно, эти отходы влияют на усыхание деревьев. Мы проводим лесопатологическое  исследование, чтобы выяснить так ли это. Факт усыхания мы зафиксировали. Теперь надо уточнить причины. Основной причиной мы сразу называем именно стоки с птицефабрики  — их технические воды, отходы жизнедеятельности. Пригласим Роспотребнадзор, чтобы получить от них заключение, чтобы уже конкретно знать, что усыхание леса происходит именно по этой причине.

Утечка пометной жижи, уверен Борис Трефилов,  происходит из канализации птицефабрики. Он утверждает,  что отходы просто стекают на территорию лесного массива. Согласен с ним и главный лесничий «Городского лесничества» Михаил Лимонов.

— Там гадость и вонизм, проще сказать! Из-за этого лес гибнет. Мы и раньше наблюдали такие вещи, что лес усыхал, видимо у них периодически канализация забивалась, и все текло в лес. Починят — и вроде опять нормально. А тут, видимо, запустили с ремонтом. Мы при осмотре увидели: батюшки, что делается! Целое озеро сточных вод, гектар леса практически загублен. Осталось гусей-лебедей пригласить, чтобы пейзаж оживляли.

Городские леса — защитные, зеленые легкие города  и в «Городском лесничестве» фактом гибели леса очень обеспокоены. «Мы вынуждены поднять шум», — говорят лесничие. Уже написано письмо в Роспотребнадзор, на имя главного санитарного врача Сергея  Бусырева   с просьбой срочно принять меры по выявлению и устранению этого факта. Одновременно поставлены в известность природоохранная прокуратура, а также генеральный директор птицефабрики «Первоуральская»  Андрей Пестов.

— Этим деревьям еще расти и расти, теперь придется вырубать, — переживает Борис Трефилов.
— Этим деревьям еще расти и расти, теперь придется вырубать, — переживает Борис Трефилов.

Дерево — это же дите!

Леса в районе птицефабрики «Первоуральская» — чисто хвойные и, как утверждают в «Городском лесничестве», гибнут деревья там постоянно.

— В районе их пометохранилища, который организовали несколько десятков лет назад, процесс гибели деревьев идет постоянно — от воздействия и воздушных масс, поступающих  со стороны пометохранилища. Дерево даже на это реагирует! — заявляет главный лесничий Михаил Лимонов, — А внизу там расположены коллективные сады — № 53, 16, 76, я думаю, что ни у кого нет никакой радости вдыхать и нюхать это все.

Гибнущему лесу в районе птицефабрики около 80-90 лет, он достиг, как говорят лесничие «возраста спелости»  и стоять бы ему там благополучно еще лет тридцать. Теперь же все придется вырубать и восстанавливать заново.

— Рубить нам очень жалко будет… Затрат на восстановление будет много. Вы прекрасно  понимаете, сколько сил и средств требуется, чтобы вырастить саженец дерева, это маленькое дите и превратить его в большое, крепкое дерево, это ж как человека! Болеем душой, — сетует Михаил Лимонов.

Утечки нечистот с птичника бывали и ранее, но такой масштабной в лесничестве не припомнят. При очередном еженедельном обходе, когда вскрылись масштабы бедствия,   в лесничестве решили принять экстренные меры. Сам по себе помет очень страшен, говорят в лесничестве, во всех отношениях. Тем более тут он свежий. При восстановлении леса вариантов может быть два: дождаться пока «само рассосется», либо основательно рекультивировать почву.

— Либо придется снять весь плодородный слой земли, который отравлен пометом и завезти новую землю, либо ждать лет пять минимум, чтобы помет перегнил, перемешался с землей  и пришел бы к нормальному состоянию естественным способом, — пояснил главный лесничий. —  Конечно, когда-то в отдаленной перспективе перегнивший помет окажет благоприятное воздействие, помощь в выращивании лесных насаждений, но если мы будем ждать «естественного распада»  нечистот, то это время выпадет из восстановительного периода. В общем, работы предстоит много.

Пока  бумагам ходу не даем

Борис Трефилов, директор «Городского лесничества»:

— Представитель  птицефабрики, замдиректора по производству Александр Котов  у нас побывал.  Птицефабрика «Первоуральская»  вину свою в гибели лесов признает. Ссылаются на то, что у них в канализационном колодце произошла авария — обвалился кирпич,  но когда именно она произошла, умалчивают. Мы выехали на место происшествия, был произведен подсчет числа погибших деревьев, замер площади поражения, сумма ущерба сейчас уточняется. Дальнейшие действия мы будем согласовывать с природоохранной прокуратурой. У нас это первый случай. Природоохранная прокуратура сейчас проверяет, были ли такие прецеденты ранее. Поэтому пока бумагам хода не даем. Что касается Роспотребнадзора, то они сказали, что без природоохранной прокуратуры вмешиваться не имеют права, если это ведомство даст им отмашку, то они данным фактом займутся.

 

 

Глава "Городских лесов" составил письмо директору птицефабрики и сам же его передал.
Глава «Городского лесничес» составил письмо директору птицефабрики и сам же его передал.

Вплоть до Каспийского моря

На месте ЧП нас встречает огромная лужа нечистот и ужасающий запах — садоводы и огородники поймут, но вряд ли сумеют оценить всю прелесть благоуханного озера.

— Это квартал № 10, выдел № 38, западная территория района птицефабрики, — с грустью осматривает владения лесничества Борис Трефилов. —    Что мы видим? В данном месте происходит сброс нечистот с территории птицефабрики. Вот, пожалуйста, видно: река из жидкого помета, которая протекает через дамбу. В итоге усыхает лес. Это наши защитные леса,  обратите внимание, хвоя у многих сосен уже совершенно порыжела. А дальше он вообще весь рыжий стоит. Этот лес нас бы еще радовал и радовал. Но судьба его уже, видимо, предрешена. Мы сейчас принимаем меры по его спасению. Отсюда нечистоты стекают вниз еще на километр, и ниже коллективного сада № 63  вся эта река впадает в Чусовую, в районе перехода газопровода Бухара-Урал. Дальше весь этот сток идет из Чусовой в Каму, Волгу и так до Каспийского моря.

Борис Трефилов считает, что возможной причиной порчи канализации птицефабрики стал перенос ограждения.

— Видно, что лес загублен, посохли и большие деревья, и молодые. Да и травяной покров погиб, здесь кроме крапивы ничего не растет уже.  Вы еще не ходили в пойму Чусовой, где расположены федеральные леса — на территории Билимбаевского лесничества. И у них ущерб будет. Мы с ними граничим — граница где-то через полкилометра отсюда, а дальше эта «речка»  уходит на территорию федеральных лесов.

И это только часть проблемы. У птицефабрики есть еще и основная «пометка», где в отстойниках в жидком виде хранится куриный помет.

— Отстойники у них работают на пределе возможности, там,  в буквальном смысле уже через края плещется, — поясняет Борис Трефилов, — Раньше, когда у них куриный помет активно закупали на удобрение садоводы и огородники, эта проблема еще как-то решалась. А сейчас участки многие побросали, так что там «запасов»  этого добра через край. К тому же помета в землю много вносить нельзя, он же сжигает почву, там же кислота голимая, так что в больших количествах его вносить нельзя — вон, кругом последствия. Если в малых — согласен, но это же пять килограмм на гектар надо, а не тонны, как здесь!

Письмо директору птицефабрики
Письмо директору птицефабрики

Вину признаем, но частично

Андрей Пестов, генеральный директор птицефабрики «Первоуральская»:

— Вину свою мы признаем, но частично. Действительно, из-за аварии на канализации у нас произошла утечка, этот факт мы признаем. Но вот объем нанесенного ущерба пока под вопросом. У меня есть данные, что лет 10-15 назад в этом месте произошел пожар, не исключено, что именно это стало причиной гибели части лесного массива. Я сам обошел данную территорию, на мой взгляд, степень ущерба не так велика. Я лично увидел с десяток сухих деревьев. А вот причинно-следственной связи между нашей утечкой и массовой,  как заявляют в «Городских лесах», гибелью деревьев я пока не вижу. Да, там есть немного сухостоя. Но при этом рядом, на заболоченной местности есть и нормальные здоровые деревья. В любом случае, от проблемы мы бегать не будем. Сформируем свой план работы по ликвидации последствий, будем работать, встречаться с «Городским лесничеством». Со своей стороны планируем пригласить специалистов для проведения экспертизы, реальной оценки ущерба. Факт, еще раз повторюсь,  есть, но целиком ли по нашей вине и каков объем ущерба — будем разбираться.