Юрий Переверзев: «Берешь чужие и на время, отдаешь свои и навсегда»

Обвинить прежнюю власть во всех смертных грехах — этим трендом пользуются многие управленцы. Не стала исключением и новая власть Первоуральска, о чем красноречиво говорит выступление сити-менеджера Алексея Дронова на последнем заседании думы. «Привет старой администрации» — так резюмировал свое выступление Алексей Иванович, говоря о кассовом разрыве на конец бюджетного года и мотивируя необходимость брать кредит в минфине. Юрий Переверзев уверен, что никаких «приветов» быть не могло и считает, что сити-менеджер лукавит.

 

Юрий Переверзев, экс-мэр Первоуральска
Юрий Переверзев, экс-мэр Первоуральска

—  Прежде, чем говорить о том, каким образом у господина Дронова образовался кассовый разрыв в бюджете, нужно понимать поведение новой команды, — комментирует Юрий Переверзев. — Прежде всего, нужно констатировать, что Алексей Иванович работает вот уже два месяца. И в течение этих двух месяцев песня «о плохой администрации Переверзева».  О том, какое запущенное хозяйство им досталось. Например, им не понравилось строительство трехэтажных детских садов, которые уже были готовы на 90%, строительство детских садов в Корабельной роще, им не нравится строительство домов для обманутых дольщиков… Но сейчас новая власть вмешалась, и, конечно же, все станет «хорошо». Однако, взамен ничего еще не предложили.

Теперь им не нравится качество финансового менеджмента: в первые дни заявлялось, что менеджмент в целом оставлял желать лучшего. Так говорил  Дронов на совете директоров. Подразумевалось, что новая команда и лично Дронов — высокопрофессиональные менеджеры. Раз дана такая оценка себе и команде, которую он сейчас до сих пор формирует, значит это обуславливает всю полноту ответственности, которую он на себя берет. Эта ответственность предполагает, что сразу, как встал у руля, то есть с 1 ноября, так и начал все понимать в городском хозяйстве. Это значит, полностью видишь всю картину, в том числе и финансовую, в городском округе.

Давайте вспомним: группа ЧТПЗ планировала взять власть в городе как минимум с октября 2012 года — с того момента, когда ЧТПЗ сформировала лобби в первоуральской городской думе. С этого момента уже должны были задуматься и Комаров, и Коридоров, а сейчас Ханин о том, кто будет сити-менеджером, ведь ими, по существу, была изменена структура власти и было заявлено, что новый управленец — глава администрации, будет профессионал и хозяйственник с большой буквы. И эта власть сразу будет управляться с хозяйством значительно лучше, чем глава ГО Первоуральск Юрий Переверзев. То есть к тому моменту, когда они заходили во власть, фактически к 25 июля 2013 года, должна была быть сформирована команда — команда профессионалов во главе с суперпрофессионалом Дроновым.

Что же мы слышим теперь? Что оказывается, Дронов разбирался с бюджетом на 2014 год и, когда пришел к депутатам в конце ноября с первым чтением бюджета, еще не знал, что у него уже есть проблемы, что у него есть возможные проблемы с текущим бюджетом 2013 года. И он об этом сообщает депутатам во втором чтении уже в конце декабря. Но, извините, это как раз и есть качество оперативного финансового менеджмента. Два месяца работы, имея под контролем думу, думское большинство, хоть каждую неделю созывай внеочередные заседания и вноси поправки в бюджет, чтобы устранять проблемы. Для принятия бюджета, как известно, достаточно 15-ти депутатов. Вместо этого сити-менеджер кивает в сторону прежней администрации — мол, она уже в  сентябре должна была понимать состояние бюджета и на думе делать нужные поправки. Вопрос: в ноябре вы, господин Дронов и команда, чем занимались? Получается, что кассовый разрыв образовался при новой власти. Ни у Переверзева, ни у Рожкова, а у Дронова. Соответственно, он за него и ответственен. А поведение, когда ты хочешь присвоить все достижения прежней власти, при этом повесив на нее всех мыслимых и немыслимых собак, — это,  мягко говоря, не корректно. Например, Алексей Дронов упоминает об экономии за счет торгов, но не упоминает, что любой конкурс проводится два-три месяца. Так чья это заслуга? Это заслуга прежней администрации, торги начинались при нас. К сведению, в 2012 году за счет экономии  при проведении торгов было сэкономлено более 70 миллионов рублей и за 10 месяцев 2013 года сэкономили десятки миллионов…

Теперь, что касается оперативности финансового менеджмента. Давайте вдумаемся, почему так произошло? Одна из системообразующих причин — это то, что бездумно убирают профессионалов, десятилетиями работавших в бюджетном процессе. Всех убрали, а кого поставили? Поставили бывшего главного бухгалтера ПНТЗ, который, прошу заметить, никогда не работал в бюджетной сфере, никогда не имел дела с бюджетным процессом и кодексом. Есть коммерческий план счетов, есть план счетов для муниципальных учреждений и для бюджета — совершенно разные формы. Кого взяли в качестве консультанта по бюджету? Лидию Жуланову, работавшую в финуправлении три года назад. Три года вне бюджетного процесса — квалификация может быть потеряна, ведь законодательство меняется постоянно. Кроме того, известен факт, что этот человек не случайно ушел из медучреждения всего два года назад, где вел всю бухгалтерию…

Вернемся к теме. Депутатам на последнем заседании думы были показаны цифры, было показано, что с начала года был вот такой остаток, некая арифметика, а в итоге абракадабра из цифр. Из этого сделали выводы, что депутатов вводила в заблуждение осенью прежняя администрация.  Много депутатов поняли, о чем идет речь? Я ничуть не умаляю их способности, но все же этим надо жить, чтобы все усвоить с первого раза. Большинство из них работают первый созыв, с бюджетом сталкиваются раз в месяц, может пару раз, если ходят на комитеты.

Алексей Дронов заявил, что ему нужно 90 миллионов рублей, он объявил, что оформляет кредит. То есть все еще в процессе. Я уверен, что уже договорились, потому что сейчас областная власть демонстрирует единство с новой городской властью. Но депутатам никому в голову не пришло спросить: извините, мы сейчас голосуем за бюджет во втором чтении, а можно узнать, как 90 миллионов будем отдавать в следующем году? Ведь в бюджете второго чтения про это не сказано ни слова. То есть вы уже во втором чтении это не закладываете. Что вы будете потом делать? А ведь налоговые поступления, скорее всего, будут падать. Это еще раз говорит о качестве и оперативности финансового менеджмента новой администрации.

Вообще, вся эта ситуация, когда обвиняется администрация предыдущая, говорит о том, что люди, скорее всего, осознают все проблемы финансового положения — как в стране, как в регионе, так и в городе с налоговыми поступлениями. Ведь как-то придется объяснять людям,  почему не будут строить дороги в следующем году, например. Было заявлено, что начнут заниматься проектно-сметной документацией, но почему  депутаты не задали вопрос: а на какие именно дороги? Может на дороги вокруг ПНТЗ? Придется объяснять людям, что Дронов не сможет при этом бюджете заниматься инфраструктурными проектами. Ответ может быть таким: вот видите, администрация-то предыдущая довела нас до того, что мы в кредитах все, вынуждены расплачиваться и тут уж не до развития. Сейчас закладывается фундамент всей этой картины. Как в той старой притче: вскрывает конверт — вали все на предшественника. И он собирается валить на предшественника, судя по лейтмотивам, которые сейчас уже заявляются. Это один аспект проблемы.

Теперь, что касается обвинений в адрес Счетной палаты. Счетная палата — это независимый от исполнительной власти орган. Она подчиняется представительному органу власти. Сейчас все виноваты. Счетная палата виновата, депутатов ввели в заблуждение, финансовое управление той администрации виновато, вся администрация виновата. Но давайте рассмотрим, на фоне чего принят во втором чтении бюджет 2014 года: падение НДФЛ на 50 миллионов рублей за 2013 год, недоборы по земельному налогу. А кто недодает НДФЛ?  Предприятия. Смотрим на основного налогоплательщика — ПНТЗ. Я не называю его градообразующим предприятием, ведь ПНТЗ таковым уже давно не является. Сколько было вопросов по поводу того, чтобы перевести сюда предприятие, зарегистрировать его здесь, чтобы у него была не московская прописка. Депутатам наплели разнообразных отговорок: это невозможно и так далее. Один НДФЛ топ-менеджмента ЧТПЗ очень бы серьезно закрывал проблему, если бы налог платился здесь. Вот где надо работать над доходами.

Теперь следующий вопрос: кто изменял кадастровую стоимость земли под предприятиями, кто судился по уменьшению этой кадастровой стоимости, уменьшая тем самым платежи по земельному налогу? Отвечаем: ПНТЗ, «Динур» и др. Надо полагать, что возможно будут истребованы платежи некоторых предприятий за прошлые года из бюджета города по этому налогу. У нас уже идет недобор. Когда есть недостача в бюджет по доходам, почему Дронов опять-таки не занимается увеличением доходов. Он говорит, что занимался МУПами, но там нет денег. Самым главным он не занимался: почему не была повышена ставка земельного налога для промышленных предприятий до полутора процентов? Дотянули до декабря, то есть теперь ее реально можно будет ввести, согласно налоговому кодексу только с 1 января 2015 года. Потерян год, и, думаю, неслучайно потерян.

В первом чтении тот же Дронов говорил: да что там 3,5 миллиона рублей, какая мелочь. Лукавит господин Дронов, потому что знает, что будет изменена кадастровая стоимость земли с 2015 года, и все суды, которые были отсужены предприятиями, аннулируются, и авансовые платежи нужно будет платить уже по новой кадастровой стоимости. Только уже не 1,3 %, а 1,5 %. И это, поверьте, уже не 3,5 миллиона рублей. Когда сюда приезжал губернатор и Николаю Козлову задали вопрос — когда вы будете повышать ставку земельного налога, тот многозначительно задумался: «Ну, не знаю, нам надо посоветоваться…». Губернатор отметил, что здесь советоваться не надо: он четко понимает, какая ситуация в региональном бюджете. И он дает субсидии из регионального бюджета на потери по этому налогу, то есть нечего думать — надо повышать, он так и сказал. Николай Козлов не стал советоваться и на совете директоров, хотя в мае этого года обещал. Там они просто предложили предприятиям оказать финансовую помощь  при благоустройстве города.  А почему не поднял вопрос о повышении ставки земельного налога? Потому что это, прежде всего, бьет по Новотрубному заводу. Все, что бьет по Новотрубному заводу в плане финансов, будет спускаться этой командой на тормозах. Ведь помалкивает Дронов  о 8 миллионах рублей, которые ПНТЗ так и не заплатил в городскую казну за ремонт Талицкого путепровода. А слушая его выступление на Думе, они ой как нужны городу.

Что касается кредита. На что берут 90 миллионов рублей? Получается, что, приняв бюджет во втором чтении, депутаты городской думы залезли в карман первоуральцам. Залезли в карман и допустили траты, на не приоритетные для Первоуральска  вопросы с учетом экономической обстановки: ремонт здания администрации более, чем на 13 миллионов рублей. Извините, у нас что, других проблем, как только ремонтировать администрацию, нет?! Не течет крыша, например, в пятой школе или ряде других школ 70-х годов постройки? Вы для чиновников делаете столовую, чтобы они не ходили в рестораны, как было сказано. Ремонтируете им и без того неплохие кабинеты.  Я не знаю, как это комментировать. Это смешно. Вы убираете зарплату у тренеров, говоря: зарабатывайте сами. За счет кого они будут зарабатывать? За счет мам и пап, потому что за детские секции будут платить. Убирается зарплата 40% всего бюджета с ЦХЭО. ЦХЭО  — это такая структура, которая действительно эффективна, она была сделана для нормального функционирования школ и детских садов. Опять кто-то пострадает: кто-то недополучит зарплату, кто-то, может, попадет под сокращение. И в то же время вы увеличиваете на 2 миллиона зарплату по новым ставкам в представительном органе, чтобы Николаю Козлову работалось лучше. У него полномочий с гулькин нос, при этом два зама есть. Для чего ему помощник и советник на два миллиона?   То есть мы берем кредит, в том числе на траты, которые не являются приоритетными, социально направленными? И как мы будем рассчитываться с кредитом — это большой вопрос, причем в бюджете второго и окончательного чтения нет ответа на этот вопрос. Как говорится: берешь чужие и на время, а отдаешь свои и навсегда.

Хочу сказать: за два с половиной года моего руководства город Первоуральск не брал кредитов. Дронов берет, это другая модель поведения, ничего хорошего не предвещающая первоуральцам.