Студент из Первоуральска решил стать «миллионером» в компании QNet

…и заявил: «У меня будет дом на Мальдивах»

Иностранное название фирмы мама 19-летнего Сергея Кулакова Елена (имена изменены по просьбе героев) произносит с особым негодованием. В начале декабря женщина узнала, что ее сын ввязался в сомнительную компанию бизнесменов, обещающих баснословный доход за короткий промежуток времени. С тех пор второкурсник Сережа решил, что учеба — это не главное, нашел 60 тысяч рублей для первоначального взноса и стал независимым представителем QNet. Только вот Елена в независимости сына сомневается. Не понимая, откуда у Сергея столько денег, чувствуя, что с каждым днем теряет связь с сыном, она сама поехала в офис успешных «миллионеров». А после связалась с «Городскими вестями», чтобы предупредить читателей, что в свои сети людей ловит, по ее мнению, весьма подозрительная фирма.finОбзывается нетрадиционным бизнесом

— Беду ничего не предвещало, — рассказывает Елена Кулакова. — Сын учился в институте, пока знакомая не привела его в эту фирму — QNet. Первым делом я полезла в интернет, чтобы узнать, что это такое. Отзывов там много, в основном — негативные. Но до него я достучаться не могу, он ничего не хочет читать и знать, кроме того, что ему объяснили на неком психологическом тренинге.

А объяснили Сереже, что он в свои 19 лет может стать супер-успешным, и даже без образования взрастить в себе бизнесмена и зажить сладкой жизнью.

— В глазах у него — доллары. Он с каждым днем становится все более раздражительным, на все разговоры о QNet реагирует неадекватно. А последняя новость особенно напугала меня. Сережа занял 60 тысяч рублей и сделал свой взнос в компанию. У кого он занял, на каких условиях — ничего не говорит. Боюсь, может получиться так, что мне эти деньги придется выплачивать за него. А где у меня столько?

Все разговоры с сыном заканчиваются криками со стороны Сережи: «Мама, не лезь, ты ничего не понимаешь!» В один прекрасный день Елена не выдержала и поехала в офис компании QNet в Екатеринбурге. Там женщина услышала почти то же самое, что и от сына: «Вы не понимаете, живете в прошлом веке, а мы занимаемся перспективным сетевым маркетингом».

— При этом я не увидела отличий от «МММ», — говорит Елена. — Нам обрисовали, что доход Сережи зависит исключительно от него — за каждых двух человек, которых он приводит в компанию, ему выплачивается 200 долларов. И это обзывается нетрадиционным бизнесом. А отличие от финансовой пирамиды в том, что за те 60 тысяч рублей, которые человек приносит, он покупает товар. У Сережи сейчас есть, якобы, номер на двоих в гостинице Таиланда на пару недель.

Зачем он ему, где документы, подтверждающие данную покупку, по каким реквизитам Сергей оплачивал счет, есть ли вообще лицензия у фирмы — ответы на эти вопросы Елена так и не получила. Единственное, что ей дали посмотреть — договор с Сергеем. Но и в нем — никакой конкретики, кроме того, что зарегистрирована компания QNet в Гонконге.

Пусть идет и пашет

— Мне не понятно, чем они там занимаются. У офиса нет элементарного — вывески с названием фирмы. Не ясно, кто там директор, — делится своими переживаниями Елена. — Обрабатывают новых участников умело — по одному в кабинете. Причем, пока мы там были, людей старше 20­22 лет я не видела. То, что идет психологическое давление — я даже не сомневаюсь, — Елена включает запись разговора, в котором молодая девушка наставляет ее и мужа, называя их обоих «плохими родителями»: «Почему вы не поддерживаете своего сына? Если вы хотите, чтобы Сергей развивался, вы должны в него верить. А если хотите нагнетать на него, как сейчас — ничего не получится,  то пусть он идет на завод и пашет там, губя свое здоровье».

Чем больше Елена рассказывает, тем более растерянной становится.

— Тут же нам было сказано, что диплом — это бумажка, которая сегодня ничего не значит. По их мнению, это нормально — что мой сын вместо учебы в институте ежедневно ходит к ним на тренинги, а вместо сдачи зачетов — убеждает своих друзей в перспективах «бизнес-империи».

У них это называется «философия мечты»,
а мне страшно, что Сережа может и не вернуться оттуда, не увидеть чего-то лучшего. Он начал пропускать занятия, у него не сдана сессия, он перестал толком общаться с нами. А на вопрос: «Ради чего все это?» — я слышу ответ: «У меня будет дом на Мальдивах».

 

Все добровольно, а значит — труднодоказуемо

Сейчас Елена старается предупредить друзей и знакомых сына о психологических ловушках QNet. Как правило, сначала подкупается доверие человека посредством дружеских встреч в кафе, походов в кинотеатр и так далее. Далее следуют вопросы, подразумевающие утвердительный ответ: «Хотел бы ты осуществить свою мечту?», «А зарабатывать в месяц столько, сколько сейчас зарабатываешь за год?» Идет давление на слабые места: желание жить лучше, быстрый успех, светлое будущее. И всегда находятся те, кто по итогам многочасовых тренингов вдруг понимаю, что готовы приобрести пропуск в «лучшую жизнь».

— И не до смеха тут, — говорит Елена. — Даже врагу не пожелаю попасть под такое влияние.

Понимая, что самой вернуть сына в реальность ей не удается, она пошла в полицию. В своем заявлении женщина просит проверить деятельность компании QNet в Екатеринбурге. Правоохранители не отрицают — отличить законный бизнес от мошеннических схем финансовых пирамид зачастую непросто, но подобные компании время от времени становятся субъектами судебных разбирательств. Привлечь «бизнесменов» к ответственности можно как минимум по двум статьям Уголовного кодекса: ст. 165 «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием» и ст. 159 — «Мошенничество».

— Сложно говорить о возможных статьях, не видя документов предприятия, не зная характера взаимоотношений фирмы с людьми, — говорит юрист Татьяна Будкевич. — Много фирм, которые занимаются деятельностью под видом сетевого маркетинга или финансовых пирамид. Единственная цель таких предприятий — мошенничество. Соответствующая статья УК — 159 — была значительно расширена в прошлом году, поскольку этот вид преступления весьма разнообразен: и по действиям, и по формированию умысла. Проверка, если было заявление в полицию, проведена будет в любом случае. Но предпочтительно, конечно, его заявление. Раз молодой человек уже совершеннолетний, возникнет противоречие, когда его спросят, а он скажет, что не считает свои права нарушенными. Он-то верит. Поэтому эти дела не простые. Они сложны в плане доказывания, потому что люди добровольно вступают, подписывают, несут деньги. И желательно думать до, а не суетиться после. Молодые ведутся на «золотые горы», так как еще не понимают, что бесплатный сыр — только в мышеловке. Они в эту мышеловку заходят стаями. А потом возникают проблемы: долги, коллекторы, человек остается без всего.

— Думать, что вот Петю и Ваню обмануть можно, а меня — нет, недопустимо. Обмануть можно каждого. Поэтому, прежде чем отдавать деньги, заключать малопонятные сделки — почитайте об этом в интернете, проконсультируетесь со специалистами.

Татьяна Будкевич, юрист

Жулики, для которых нет святого

Огласка и обращение в полицию — точно не лишнее, по мнению психолога Марины Быковой.

— Это жулики, для которых нет ничего святого, — говорит она. — Им не важно, кого обобрать — ребенка или старика. Поэтому действовать с ними нужно также жестко и нагло. Как правило, как только у них появляются проблемы с правоохранителями, они быстро отказывают человеку, из-за которого пошел сыр-бор. Надо почаще туда ходить, заваливать вопросами, митинги устраивать — не давать им жить спокойно. Переубедить близкого человека, попавшего под влияние, действительно, редко удается. Попадаются на это молодые,
не устоявшиеся психически люди с инфантильным восприятием.
Руководит тут жажда денег и вера в чудеса. Помню, году в 2008 ко мне стали приходить женщины, которых бросали мужья после лидерских тренингов в Екатеринбурге. Как выяснилось, мужчинам внушалось, что семья — это спиногрызы, а потому они только тормозят, от них нужно избавляться. Ситуация Елены похожая. Меня беспокоит, что разрастаются школы, использующие НЛП (нейро­лингвистическое программирование личности — ред.) — информацию, которая была долгое время закрыта от простого обывателя.

Тенденция пугает именно тем, что знаниями активно пользуются жулики, разрабатывая целые программы, как влиять на людей, на их мысли и действия. И программы эти, увы, работают.

— Что я могу еще сделать, как мать? — говорит Елена, пока не понимающая, как действовать дальше. — Конечно, я не брошу сына, но хочу, чтобы и другие родители не думали, что это их не коснется — коснуться может каждого, поэтому разговаривайте об этом со своими детьми. Строятся именно сети, а не отношения, как убеждают люди в этих офисах. Выкачиваются немалые деньги, которые там никогда не отработать.