Деятельность электросталеплавильного комплекса ПНТЗ вызывает озабоченность первоуральцев

Коричневое облако, накрывшее накануне праздников, 5 марта, Трудпоселок и Самстрой и отправившееся путешествовать дальше — в сторону Техгорода и Пильной, вызвало немалое волнение среди первоуральцев. Сейчас уже официально признано, что виновником ЧП стал электросталеплавильный комплекс. Более того, жители территорий, прилегающих к промплощадке ЭСПК, утверждают, что случай далеко не первый. Последний ли — выясняли «Городские вести».

Электросталеплавильный комплекс
Электросталеплавильный комплекс

Зайдите на неделе

Публичные слушания по поводу строительства ЭСПК в Первоуральске продолжались почти год. Итогом их стало «благословление» от жителей города и соглашение, подписанное администрацией в лице тогдашнего мэра Первоуральска Виталия Вольфа, руководством группы ЧТПЗ и общественными организациями города. Суть соглашения сводилась к тому, что ПНТЗ, входящий в группу, брал на себя определенные социальные обязательства по поселку Талица, Трудпоселку и другим прилегающим к Новотрубному заводу территориям. Одновременно с этим жителям настойчиво внушалось: да, в городе появится новое промышленное предприятие, но оно будет современным и практически безопасным в плане экологического воздействия на окружающую среду, словом, типичным представителем «белой металлургии».

— Когда в мае 2012 года речь зашла о введении ЭСПК в эксплуатацию, тогдашний мэр, Юрий Переверзев, решил проверить, как соглашение выполняется. Оказалось, что обязательства либо не выполняются, либо выполняются частично, — напомнил предысторию депутат и экс-директор первоуральского экофонда Владимир Плюснин. — Особенно плачевной ситуация была в Трудпоселке: планировались серьезные элементы благоустройства, ремонт тротуаров, восстановление наружного освещения. По сути, не было сделано ничего. В Талице часть работ была выполнена: качественно обустроен один двор, заменены окна пластиковые в одном из домов и то не во всех квартирах, оборудована одна мусорная площадка, хотя речь в соглашении шла о площадках во множественном числе. И ПНТЗ признал, что да, действительно, есть нарушения. Переверзев подписывать документы отказался. Возможно, именно после этого созрела идея: зачем нам такой мэр и его убрали. А группа ЧТПЗ тем временем резко сменила тон: мол, те, кто от имени предприятия подписывал соглашение, тут уже не работают, словом, «зайдите на неделе». В результате жесткого противостояния родилось еще одно соглашение, между администрацией и руководством группы ЧТПЗ, в рамках которого группа будет выполнять определенные условия, начиная от вложения средств в ремонт Талицкого путепровода и заканчивая проведением общественных экологических инспекций.

Такие нарушения не прощают

Даже при беглом осмотре в ходе общественных инспекций, которые прошли в сентябре и декабре 2012 года, выявился ряд серьезных нарушений. В частности, когда ЭСПК работал в режиме пуско-наладки, очистные сооружения сталеплавильного комплекса эксплуатировались без разрешения на выбросы.

— Это достаточно грубое нарушение, которое ни одному из предприятий бы не простили, — комментирует Владимир Плюснин. — Кроме того было выявлено превышение шумовых нагрузок в санитарно-защитной зоне, в первую очередь, в ночное время особенно в Трудпоселке, да и на всех территориях, прилегающих к восточной части ПНТЗ. В то время нам было сказано: не слишком ли много вы на себя берете? Однако эти выводы общественной инспекции подтвердились результатами обследований природоохранной межрайонной прокуратуры. Мы их запросили в прокуратуре и нам их предоставили. Подконтрольными ЧТПЗ СМИ было объявлено, что это фальшивка. Меня, например, обвинили в том, что я подделал официальный документ природоохранной прокуратуры. У тех, кто присутствовал на этих инспекциях, возник резонный вопрос: а белая-то металлургия — это лихой лозунг? Потому что металлургия-то у нас белая, а проблемы у нее черные.

В итоге, как отмечает Владимир Плюснин, общественникам было практически открытым текстом сказано: «О белой металлургии, как о мертвом — либо хорошо, либо никак». В городе куча предприятий и у них куча экологических проблем — займитесь ими.

— Насчет кучи предприятий и кучи проблем — святая правда, — говорит Владимир Плюснин. — Но есть один нюанс: эти предприятия не заявляют, что они белые и пушистые, признают свои вопросы, проблемы и показывают — без всяких соглашений, без нажима, без силового противостояния, без истерии в СМИ как они готовы их решать. Общественные инспекции прошли на практически всех крупных предприятиях Первоуральска — «Динуре», «Русском Хроме — 1915», «Полипласте» и эти инспекции были организованы предприятиями добровольно.

На сегодня, по прошествии полутора лет, протоколы проведения общественных инспекций на ПНТЗ до сих пор не подписаны.

Из 9 тысяч жителей Первоуральска, проживающих в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий, 7 тысяч, то есть подавляющее большинство, проживает в санитарно-защитной зоне ПНТЗ.  

Там где у нас нехорошо — там все отлично?

Залповый выброс вредных веществ, который произошел на сталеплавильном комплексе 5 марта, не единичен. В СМИ рассказывалось и о взрыве на ЭСПК, был зафиксирован и факт горения. Жители территорий, прилегающих к ЭСПК, жалуются на шум и вибрацию, особенно по ночам.

— Получается, что эти белые металлурги, я имею в виду в первую очередь их пиарщиков, сами себя загнали в ловушку. Нам-то что говорили? Что это лучшее в мире производство. Мы ждали идеальной работы, серьезного социального подхода и абсолютной открытости. А получили войну, — констатирует Владимир Плюснин. — Вот вам и вся белая металлургия. Поэтому, я думаю, что подобного рода инциденты были, есть и будут до тех пор, пока вопросами техническими, экологическими будут заниматься пиарщики, а не технологи и инженеры. На Новотрубном очень хорошая, серьезная инженерная школа. Мы-то ждем, что решать эти вопросы будут специалисты Новотрубного, прошедшие школу Данилова, а не СМИ и приближенные к ним пиар-структуры.

По словам Владимира Плюснина буроватое облако, напугавшее первоуральцев 5 марта, не что иное, как взвешенные вещества — пыль, содержащая окислы железа.

— Любая подобного рода ситуация связанная с выбросом однозначно опасна, хотя бы потому, что ее быть не должно. Ладно, это произошло днем, и люди это увидели, отреагировали, началось шевеление и принятие мер. Если бы это произошло ночью? И прошу обратить внимание, когда ко мне стали обращаться жители Талицы, Трудпоселка, я звонил на Новотрубный завод, и заводская диспетчерская служба отрицала вообще какой-либо факт этих самых выбросов, — заявляет Владимир Плюснин. — У нас все хорошо, а там где у нас нехорошо, у нас все отлично.

Сразу после ЧП 5 марта ситуацию прокомментировал главный инженер ОАО «ПНТЗ» Максим Сосунов. По его словам залповый выброс на ЭСПК произошел после завершения планово-предупредительного ремонта дуговой сталеплавильной печи:

— Система самодиагностики работы печи и газоочистки выявила некорректную работу одной из систем и автоматически остановила производственный процесс выплавки стали и систему газоочистки, — заявил Максим Юрьевич, — В результате остановки пылевой осадок, скопившийся в печи, поднялся в воздух. Пылевое облако осело непосредственно рядом с цехом. Обнаруженную системой диагностики неисправность устранили в течение 15 минут.

Путь в никуда

Эколог и депутат Владимир Плюснин не берется даже прогнозировать: что будет дальше, возможно ли повторение ЧП, произошедшего 5 марта.

— Если бы декларированная открытость сохранялась, если бы продолжалась работа с общественными инспекциями и нормальный диалог, тогда я бы мог хоть что-то предполагать. Но сейчас я, как любой житель Первоуральска могу только гадать: что нам подготовят в следующий раз, а главное — когда, — заявляет Владимир Плюснин. — С момента вынесения прокуратурой представления о нарушениях на ЭСПК — с апреля 2012 года, на мой взгляд, ничего не изменилось. Прокуратура может обратиться в суд с требованием о приостановке деятельности предприятия до наведения на нем порядка. Но поскольку мы живем именно там, где живем, то этого надо добиваться. Такие люди есть, в том числе общественники, и я в меру своих талантов и способностей, намерен разобраться и довести ситуацию со сталеплавильным комплексом до конца. В первую очередь как депутат.

Нас держат за полных идиотов?

Эколог-общественник Владимир Терехов свою точку зрения в отношении ЭСПК не меняет с 2006 года: ситуация вокруг сталеплавильного комплекса его не устраивала никогда. Он выступал против строительства ЭСПК, а сейчас намерен добиваться соблюдения норм экологической безопасности.

— Больше всего меня возмутило, что всех жителей Первоуральска держат за полных идиотов. Главный инженер ПНТЗ говорит: это облако образовалось и тут же упало возле наших труб. Ну, если бы это была щебенка, которую кинули с третьего этажа, она бы так и упала под окнами, но это же пыль, в конце концов. Ты уж лучше скажи просто: да это наше, проводим разбирательство, — говорит Владимир Геннадьевич, — ЧП заснято, задокументировано, стационарные посты экологического мониторинга, я полагаю, что они тоже среагировали на этот выброс.

Владимир Терехов подготовил письмо главному санитарному врачу Первоуральска, в котором требует провести проверку данного случая. Кроме того, он обратился и в прокуратуру Свердловской области.

— Хотелось бы добиться ответа не только по конкретному выбросу, хотелось бы понять, почему там постоянно взрывы происходят, постоянно выбросы, что там шумит. Писали неоднократно, что просим провести проверку деятельности ЭСПК в Роспотребнадзор и в Москву главному санитарному врачу. Получили ответ, что прокуратура отказывает им в возможности организовать такую проверку, — поясняет такой алгоритм действий Владимир Терехов. — Сейчас написали в прокуратуру Свердловской области. Пускай знают и в следующий раз или дают возможность проведения проверки или берут ответственность на себя. Наблюдение за данным предприятием мы продолжаем.