Лица Победы: Павел Казанцев

— Тут получал как-­то пенсию, а девушка мне такая говорит: «Вас же по телевизору показывали!», — рассказывает Павел Парфенович. — Это внучка меня сфотографировала и к Малахову отправила. Представляете?

Павел Казанцев — ветеран Великой Отечественной войны, воевал на четырех страшных фронтах. Разу­меется, война стала главным событием в жизни солдата. Про своих однополчан, о походах, о землянках ветеран готов рассказывать долго, а на жизни в послевоенное время внимания не заостряет.

 

Маленький, щупленький

В квартире у Казанцевых большой письменный стол, на нем стопками лежат газеты, а рядом — очки с огромными линзами.

— Вы посмотрите, что на Украине происходит! — машет руками Павел Парфенович. — С ума сошли все!

— Да ладно тебе, успокойся, — улыбается жена Любовь Марковна.

Павел Парфенович остро воспринимает все события, на все у него есть свое мнение, расстраивается только, что не спрашивает его никто.

Рядышком на шкафу стоят фотографии, среди прочих пылятся портреты супругов.

— Здесь мне 25 лет, только из армии пришел. Глядите, какой красавец, — показывает на свой портрет ветеран. — Я успел окончить семь классов в селе Нижнеиргинском, где и родился. Накануне отпраздновали выпускной, 18 июня, провели вечер в школе, а на другой день нас опять вызвали в школу — плакаты рисовать: «Фашизму нет!». Лето 41-­го я проработал в колхозе на уборке урожая. Потом поступил на обувную фабрику работать, шили сапоги для солдат. Нас в семье было шесть детей: пять девок и я один парень. Отец помер, когда мне девять лет было, мама одна воспитывала нас. Очень тяжело было жить, мне пришлось рано пойти работать, я ведь хозяином был. В 16 лет я был небольшой да слабенький.

3 января 1943 года призвали в армию в село Полтаево Пермской области.

— Начальник говорил: «Да какой ему фронт? Маленький, щупленький!». А я хотел идти, друзья­то все у меня ушли. А другой командир говорит: «Давай в запасную часть его отправим, там подтянется хоть», — вспоминает Павел Парфенович. — Каждую неделю оттуда отправляли одну роту на фронт. Кормили нас два раза в день: ложку каши и чай, а потом суп и все. Очень тяжко было, это середина войны, страшный период. Сталинград был в осаде. Вот­вот решалось, сдадут его наши немцам или выкарабкаются. Мы каждый день новости слушали. Потом передали, что Сталинград отстояли, мы как раз в это время присягу принимали.

 

Через Карпаты не пройдете

В марте 1943 года Павел Казанцев прошел курсы командиров в Тюменском пехотном училище. Во время ускоренного обучения научился прыгать с парашютом, что очень понравилось ветерану.

— Успели только две недели поучиться, и нас повели прыгать с парашютом сразу. Первый прыжок мне понравился: был туман, прыгали, как в молоко. А второй раз была ясная погода, так я как глянул вниз…а там у­у­у такая пропасть, — вспоминает Павел Парфенович. — Десять прыжков мы совершили на учебе. Потом нас бросили под Днепр. Операция «форсирование Днепра» тогда почти провалилась: многих расстреляли, кто­то утонул в реке.

Мужчина увлеченно рассказывает историю своих сражений, иногда держит паузы, вспоминает что­то, но не дает выход эмоциям, даже улыбается иногда. А рядышком с ним жена Любовь Марковна, которая и сама может рассказывать за мужа его историю. Она сидит, молча слушает, смотрит на мужа восхищенным взглядом и периодически вытирает вымокшие от слез глаза.

— Осталось нас 38 человек. Сначала в Белоруссии стояли, а потом нас повезли в Венгрию. Там должны были занимать оборону, нужно было делать прорыв. Там была уже армия, но осталось от нее 18 человек, мы их как раз сменили. Подготовились немного, пехоту подняли в атаку, а утром встали, закричали громогласное «ура», и в бой, — Павел Парфенович ненадолго замолчал, вздохнул и продолжил. — Мы стреляли из вех видов артиллерии. Настолько было неприятное зрелище: все поле было покрыто трупами. Тогда мы заняли два населенных пункта.

Ветеран в подробностях помнит каждый свой бой, в деталях рассказывает все мелочи, но не хочет вспоминать про гибель своих товарищей.

Павел Казанцев вспоминает:

— Ночь мы провели в каком­-то сарае. Мы были еще три дня в Будапеште. Кухня наша отстала, мы три дня ничего не ели. А потом, наконец, нас приехали кормить, только повариха начала еду накладывать, и самолеты начали бомбить. Она перепугалась, а мы давай быстро черпать себе еду — кто сколько утащить может. Потом наша дивизия оказалась перед Карпатами. Немцы начали сбрасывать листовки: «Русские, сдавайтесь в плен! Вы через Карпаты не пройдете!». Нам запрещали, конечно, листовки читать, а мы все равно украдкой читали. Интересно же, что там немцы пишут. А Карпаты мы все же прошли.

 

Братцы, война закончилась

Своими знаковыми боями на Белорусском и Украинском фронтах Павел Парфенович гордится, рассказывает и про взятие Будапешта, Вены и Праги.

— Три дня мы держали оборону в Австрии. Немец сильно сопротивлялся, мы несколько раз в день делали артподготовку.  Меня там немного ранило…

— «Немного» ранило? Контузия головного мозга — так в военном билете записано, — вмешивается в наш разговор младшая дочь Валя. Она, кажется, тоже много раз слышала историю победы своего отца. — Минометами их обстреливали…

— Ну, да, снаряд близко ко мне взорвался. И все…Ничего не помню. Только звон. Солдат ко мне подбежал, я оклемался. Ночь отдохнул, а утром опять в бой, — продолжил Казанцев.

За артподготовку ветеран был награжден Орденом Славы третей степени.

— Вот он у меня, — показывает орден на мундире ветеран.

Победу дивизия героя встретила уже в Праге.

— Немец в Праге не хотел сдаваться, обстреливали всю ночь друг друга. Немцы настолько не хотели сдаваться в плен, что прятались повсюду. А чехи были рады нам и показывали, где немец сидит, — говорит Павел Парфенович. — А в четыре часа все затихло, и наступления не было. Командир нашей дивизии прибежал и закричал: «Братцы, война закончилась!» Мы до слез радехоньки были.

 

Что я за парень, если не танцор

Павел Казанцев прослужил в армии восемь лет, демобилизовался в октябре 1950­го года. Вернулся в свое родное село Нижнеиргинск. Поступил работать вновь на обув­ную фабрику.

— Сестра моя Полина учила танцевать меня после армии. Танцевать­-то не умел! А что я за парень­то, если не танцор? Научился. Пришел на вечер, а девчата там все были молоденькие, красивые. Мне приглянулась Люба моя. Как раз там баян играл, и я пригласил ее танцевать, потом еще и еще, — улыбается Павел Парфенович. — Так мы вечер провели. Я пошел ее домой провожать, а у нее был парень, он тоже с нами пошел, но он-­то в армии не служил. Пришли к ней домой, а мамаша ее говорит: «Кто высидит больше всех, тот ее парень и будет!». Он ушел, а я остался. Так и начали дружить. Восемь месяцев встречались. А потом с работы в обед идем, зашли в сельсовет и зарегистрировались.

Супруги Казанцевы вместе 62 года, у них трое детей, шесть внуков и восемь правнуков.

— Не ссоримся. Только вот удивляюсь, как наша маленькая семья так разрослась? — говорит Любовь Марковна.

Каждый день к супругам приходят помогать дочки. Любовь Марковна сама уже не ходит, все хозяйство на муже.

— Хороший у нас папа. Никогда не курил, не пил. До сих пор в огороде работает, газеты читает, — говорит дочка Валентина Казанцева. — Пельмени родители очень любили. Но теперь им нельзя, только пельмени с грибами и капустой им стряпаем.

Дети со временем переехали в Первоуральск, а потом перевезли и родителей. Супруги уже 26 лет живут в Первоуральске, но Павел Парфенович каждое 9 Мая ездит на родину в Нижнеиргинск:

— Я когда был председателем совета ветеранов у себя, построил мемориал погибшим войнам. У нас в селе погибло около 300 человек, — рассказывает ветеран, пролистывая свой альбом, где каждая фотография помечена одной и той же датой — 9 Мая. — В живых, кроме меня, никого в селе не осталось. Я список веду, где отмечаю, кто когда умер. Надо будет в музей сдать.

— А девки нам такие письма писали! Кому­нибудь напишут, мы в землянке вместе соберемся, прочитаем, а потом вместе ответим, — вспоминает Павел Казанцев. — Был у нас сержант Горелых, ох, он такие стихи сочинял. Так вот мы девчатам потом портянки отсылали. Они с ума сходили.

С каждым годом в живых остается все меньше людей, которые подарили нам ту самую майскую Победу, сохранив жизни находившихся в тылу, самобытность и независимость нашей страны. В этом году мы отметим 69­ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. К этому событию «Городские вести» запускают проект «Лица Победы». Мы хотим рассказать о тех ветеранах, которые живут в нашем городе. Поблагодарить их за жизнь, подарить чуточку тепла и внимания. Помогают нам в этом наши спонсоры: автоцентр «Юмакс» и салон мебели «Сладкий сон».