ДК «Горняк» на Магнитке продадут за 16 млн рублей или вовсе уничтожат

Лепнина на потолках и стенах, просторный холл с колоннами и роскошными люстрами, сохранившийся с 50­х годов паркет, уютный зрительный зал — все это в последнее время привлекает лишь творческий взгляд фотографов, которые изредка заходят сюда снять свою фотоисторию.
Лепнина на потолках и стенах, просторный холл с колоннами и роскошными люстрами, сохранившийся с 50-­х годов паркет, уютный зрительный зал — все это в последнее время привлекает лишь творческий взгляд фотографов, которые изредка заходят сюда снять свою фото-историю.

Здесь могло бы быть не хуже, чем во дворцах Петербурга, здесь могли бы вестись приемы и заниматься дети, здесь даже можно было бы снимать кино. Но внутри тишина, холод и тусклый свет. Лепнина на потолках и стенах, просторный холл с колоннами и роскошными люстрами, сохранившийся с 50­-х годов паркет, уютный зрительный зал — все это в последнее время привлекает лишь творческий взгляд фотографов, которые изредка заходят сюда снять свою фото-историю. О том, что здание с полувековой историей разрушается от того, что уже давно никому не нужно, знают далеко не все. Уже несколько лет оно принадлежит Российскому государственному профессионально-­педагогическому университету, но вот для чего его в свое время покупали — даже там толком объяснить не могут. Недавно появилось объявление — здание выставлено на продажу. А потому, рухнет ли некогда богатейший дворец культуры окончательно, зависит от интересов покупателей.

И все это в год культуры

В том, что этот интерес будет преследовать цель сохранения исторического и культурного наследия, глубоко сомневается нынешний директор дворца Юрий Погромский.

— На культуру никто никогда не обращал внимания. И сейчас не обращает, — говорит Юрий Федорович. Его голос эхом разносится по всему дворцу, отчего только обостряется чувство безнадежности. — Сейчас у нас объявили год культуры. Громко так объявили, а что толку?! Я написал президенту: на поселке есть дом культуры, но он не работает, потолки падают, крыша протекает.

— А давно писали? Ответ-­то пришел?

— В начале года писал. Был ответ, в область переслали, и все — тишина.

gornyk3

Юрий Федорович в Перво­уральске руководит фольклорным ансамблем «Шайтане». На Магнитке он оказался волею судеб, когда ансамблю больше нигде не нашлось места. Вспоминает, что пришел сюда и не нашел даже тряпки, чтоб стереть пыль — не было ничего. Вся мебель, что сейчас стоит в его кабинете — домашняя, да и сам он производит впечатление местного домового. Кроме него да двух ночных сторожей в ДК больше никто не обитает. И когда Юрий Федорович начинает шутить о том, что здание если и будет продано, то только вместе с ним — в это даже начинаешь верить.

— Раньше дворец был самым богатым очагом культуры в городе. Это когда «Рудоуправление» процветало, — говорит Юрий Федорович. — Начали ДК строить еще немцы в 1956 году. Если пройтись по комнатам, то везде — убранства, лепнина. Такую лепнину мы видели в Питере, когда на фестивали ездили с ребятами. Наш дворец похож на питерские с одной лишь разницей — позолоту у нас всю давно закрасили. И не только ее… Хотели в свое время китайцы здание купить, чтобы тапочки здесь делать. Благо [Владислав] Черданцев (директор «Рудоуправления» — ред.) отказал. Сейчас тоже «дельные» предложения есть. Например, бордель открыть. И все это в год культуры.

Опыт проведения здесь дискотек и работы бара Юрий Федорович помнит: частники зарабатывали, а самим дворцом никто не занимался. Интерес к самому ДК с каждым годом ослабевал, здание изнашивалось.

gornyk2

— На третьем этаже стали обваливаться потолки. В одной из комнат одна треть кровли рухнула вниз. Вода, талый снег — все текло вниз до самого бара, где вскоре также обрушился фрагмент потолка. После этого ДК закрыли на клюшку. Я пришел в 1999 году — здесь зимой было плюс три градуса, паркет местами вздулся дыбом — кошмар, словом.

На энтузиазме не вырулить

gornyk

Уже давно ДК «Горняк» толком не работает. «Рудоуправление» не могло его содержать даже без вложений в капремонт, поэтому было принято решение объект продать. Тогда как раз на Магнитку приехал режиссер Владимир Макеранец, причастный к созданию кафедры продюссерства кино и телевидения в РГППУ. Как уж там получилось, толком сейчас никто не вспомнит, но РГППУ стал владельцем здания.

— «Горняк» долго был не у дел, — говорит директор по социальным вопросам «Рудоуправления» Виталий Гостерский. — А когда здание не жилое, оно само собой начинает разваливаться. Мы не могли содержать здание, в трудные времена, когда нужно было решать: или сохранить предприятие, дав хоть какую­то заработную плату людям, или содержать социальные объекты — тогда дом культуры нам обходился в миллион ежегодно. Была необходимость продать. И сейчас, конечно, связывает нас с ДК лишь память. Жаль, конечно: прадеды наши строили, отцы и деды содержали, у нас не хватило сил…

Юрий Погромский уточняет — продали тогда здание за 9 млн рублей:

— Хотели сделать перепланировку, чтобы здесь было несколько съемочных площадок, своя киностудия. И даже «Газпром» хотел инвестировать проект, да только кризис 2008 года спутал все — о планах быстро позабыли.

Но привлекательность здания от этого не пропала. Разве что обтрепалась и заросла.

— Со стороны парка ДК выглядит как дореволюционная усадьба, а сам парк при желании можно было бы превратить в подобие петербургского Летнего парка, пусть и меньших размеров. А со стороны дороги здание — это сталинская архитектура. Красиво же могло бы быть… Ё­моё, красиво же! Надо только руки приложить.

Сам Владимир Макеранец прекрасно помнит и дворец, и свои идеи.

Владимир Макеранец
Владимир Макеранец

— Было много разговоров с разными инвесторами, но дальше разговоров, увы, не ушли. Нужны серьезные средства, чтобы развивать культуру, — говорит он. — Здание с прекрасной архитектурой, сценой, замечательным совершенно парком, и там можно много чего сделать, но первый вопрос — инвестиции. На энтузиазме сегодня не вырулить. Конечно, печально наблюдать, как вся эта красота рушится. Как в песне: «До основанья мы разрушим, а затем…» Понятия «сохранение культуры» нет у нас, несмотря на год культуры. К сожалению, это так. Зато у вас, в Первоуральске, заложили центр новой     культуры. Правда, что такое «новая культура», я не понимаю.

Дворец бракосочетаний для города

В РГППУ ситуацию комментируют лаконично:

— Здание принадлежит университету с 2011 года. С какой целью оно покупалось, рассуждать не берусь, потому что любой проект, помимо идейной составляющей, должен иметь финансовую основу, а ни одного документа нет, — говорит в телефонном разговоре начальник управления имущественным комплексом РГППУ Олег Нейфельд. — На сегодня мы не видим перспективы использования данного объекта, как структуры РГППУ, мы его продаем. Цена — 16 млн рублей, при этом мы готовы к понижению. Надеемся, ДК приобретет достойных хозяев и перейдет не в какой­то коммерческий объект, а останется социальным, поэтому написали в администрацию Первоуральска письмо с предложением выкупить здание для своих нужд.

gornyk1

Цена немалая для дефицитного бюджета нашего города. А если учесть, что здание 50­х годов постройки как минимум требует капитального ремонта, а как максимум — огромных вложений, оптимизм вообще пропадает. Но Юрий Погромский пытается пока его сохранять.

— Нельзя никого обвинять. Понятно, что нет ни у «Рудника», ни у университета миллионов на восстановление дворца. Что реально вижу причиной — так это совершенно идиотское отношение государства к культуре. Никому она не нужна. О чем мечтаю? Есть желание превратить его в настоящий дворец бракосочетаний. И тогда бы не мы ездили в Екатеринбург или Ревду, а к нам съезжались с соседних городов! Я бы хотел, чтобы здание выкупил город. Или область. Только в этом случае возможно еще на что­-то хорошее надеяться.