Директор «Варианта» Вадим Белоконь готов к экспериментам и новым премьерам

Всемирный день театра 27 марта наша профессиональная труппа вновь встречала в статусе «бездомных», но зато с новым директором. Режиссер театра Вадим Белоконь стал еще и руководителем 3 февраля, но с тех пор у него не было свободной минутки, чтобы рассказать о своих планах — репетировалась первая премьера этого года. Спектакль «Балаган» по пьесе Чарльза Мори собрал полный зал. Впереди, как обещает Вадим Васильевич, еще как минимум три премьеры и экспериментальные проекты.

Вадим Белоконь
Вадим Белоконь

— Я не ожидал, что я буду руководить «Вариантом», — говорит Вадим Белоконь. — Я здесь всегда был главным режиссером, и даже собирался уходить, чтобы с головой заняться «Последним европейским театром», который мы зарегистрировали в начале этого года.

Но предложение возглавить «Вариант» изменило планы, и на второй план ушел «Последний европейский» — на время «акклиматизации в новой должности». Городу нужен и тот, и другой театр — уверен Вадим Васильевич.

— От «Варианта» будет еще несколько премьер. На закрытие сезона, в мае, зрителей ждет всероссийская премьера. Пьеса английского драматурга Уильяма Бойда «Томление» по двум ранним произведениям Чехова впервые будет поставлена у нас в стране. Единственное, что мы решили поменять название, так как «Томление» не отражает сути данной пьесы. Я связался с авторами и он, как ни странно, принял мое название: «Чехов. Предчувствие».

В свое время Бойда хотел ставить Андрей Могучий, заключив эксклюзивное пятилетнее право с драматургом на показ в России. Но что-то не срослось, и первоуральцы вовремя подсуетились. И пусть без эксклюзивных прав, но эксклюзивный показ пройдет именно в нашем городе.

— Премьерой станет спектакль-фарс по Сухово-Кобылину «Смерть Тарелкина», — делится планами Вадим Белоконь. — Очень надеюсь, что поставит свой спектакль Сергей Губарь — такое предложение от меня ему было.

Четыре взрослых и четыре детских спектакля театр «Вариант» ставит ежегодно в рамках муниципального задания. Но редко, когда творческие люди ограничиваются этими рамками. Параллельно всегда идет работа с грантами, с реализацией самых смелых идей.

— В этом году хочу и планирую поставить еще одну польскую пьесу, — говорит Вадим Васильевич. — В 2008 году драматург Тадеуш Слободзянек написал произведение, уже само название которого призывало осознать трудные уроки истории — «Одноклассники. История в XIV уроках». Слободзянек использовал все доступные фактографические источники, стремясь понять, как стало реальным чудовищное, когда в овине сожгли евреев в Польше. Как только появится время, я начну работать над пьесой. Возможно, сначала это будет эскиз спектакля, то есть с текстами в руках. Потом, если будет интерес, он перерастет в готовую постановку.

Что касается проблем материальных, включающих и отсутствие своего здания, Вадим Васильевич даже об этом предпочитает говорить в оптимистичном ключе:

— Так мы привыкли, на самом деле. У любого театра всегда полно финансовых проблем, полно вопросов, связанных и с репертуаром, и с труппой. Но не должны люди видеть того, что творится за кулисами. Театр должен быть счастливым, добрым, беспроблемным. По зданию на Старотрубном новостей пока нет. Краем уха я слышал, что наш театр хотят снести, а нас поселить в ДНК, но официальных решений никаких нет. Деньги в области заложены, я встречался с подрядчиками, с министром — никто инвестиций в театр не отменял.

К перспективе размещения в здании ДНК, которое, кстати, обещают начать строить уже в этом году, «вариантовцы» относятся без негатива.

— Я лично замечательно отношусь к проекту ДНК, как и к любому кипишу, если он в плюс. Не важно, новая культура или старая, лишь бы была культура. А со стороны театра может быть много интересных инициатив, связанных с новыми подходами к театру. А почему бы не сделать театральную лабораторию на базе ДНК, своего рода альтернативную театральную площадку?! Это интересно и есть люди, готовые в этом участвовать.