Игорь Цалер, журналист: «Прощай, Голливуд?»

Игорь Цалер  Фото ©Анастасия Пономарева
Игорь Цалер                                                                                                         Фото ©Анастасия Пономарева

Американские фильмы вдруг стали настолько опасными, что наши заботливые законотворцы решили оградить нас от их тлетворного влияния. В Госдуме подготовили закон, который призван убрать половину американских фильмов из кинотеатров. Мол, Голливуд пропагандирует чуждые нам ценности, а вот отечественное кино — оно сплошь родное и патриотичное, и оно должно составлять половину проката. С одной стороны, в такой идее есть резон: почему бы не продвигать отечественные фильмы? Но, во­первых, современное российское кино во многом копирует голливудские образцы, причем, не самые интересные из них. А порой и вовсе — рождает чудовищ. Во­вторых, российский кинематограф и без того заметен и успешен, у него есть своя аудитория. Да и вообще: Голливуд уже давно делает ставку не на пропаганду американских ценностей, а на кассовые сборы, стараясь угодить как можно большему числу зрителей по всему миру. И не одними блокбастерами живо американское кино.

Изобретатели закона словно принимают нас за неразумных простаков, которые не в силах отличить дешевую агитацию от стоящего произведения. Разве зритель сам не может решить, на что стоит идти в кинотеатр? Разве квоты убедят зрителей обратиться к не кассовому, не массовому, авторскому российскому кино? Запрещать просто, это выглядит эффектно и политически смело. Но культурные запреты, как правило, ведут лишь к культурной изоляции и деградации. Мы и так плохо знакомы с хорошим зарубежным кино. Лучше было бы не ограничивать прокат фильмов­комиксов по идеологическим соображениям, а, наоборот, расширять кино­ассортимент: например, прогнать по телевидению или в кинотеатрах программу последнего Каннского фестиваля. Или чаще показывать работы независимых режиссеров со всего мира — там же масса интересных имен! Или это недостаточно патриотично?