В Первоуральске открылась выставка гитар советской эпохи

Чудеса дизайна

Выставка открылась в четверг, 15 мая. Всего коллекция состоит более чем из 20 гитар. У каждой из них — своя история.

— Поскольку я сам музыкант, то появлялись инструменты более хорошего качества, а те, на которых переставал играть, начали составлять мою коллекцию, — рассказывает Дмитрий Жильцов. — Когда количество увеличилось, я стал сознательно выискивать — что-то дарили, что-то покупал, что-то выменивал на бутылку пива. Данная коллекция — это и стечение обстоятельств, и какая-то страсть. Я люблю инструменты, даже те, которые почти не играбельные. Они — предметы своей эпохи, хранят отпечатки строя, в котором они созданы. Пусть их кто-то считает гоблинами и уродцами, в них присутствует определенный шарм.

Принято считать, что все модели той эпохи — это «Уралы». На самом деле, тогда производилось порядка 60 моделей инструментов, этим занимались десятки фабрик. К сожалению, все они уже закрылись или производят совершенно другие вещи.

— Какие-то из моих гитар похожи на американские образцы, некоторые имеют совершенно невообразимые формы, просто чудеса дизайна, — улыбается Дмитрий. — Некоторые из инструментов достаточно заслуженные, на них играли известные музыканты нашего города.

 

Первоуральский кастом-шоп

Самый старый инструмент датирован 1973 годом — это гитара «Тоника». Самый новый — 1995-м — гитара «Шайтан». Преобладают, в силу географического положения нашего города, гитары, сделанные в Екатеринбурге, но есть и ереванские, ростовские, болгарские, немецкие экземпляры.

giltsov
Дмитрий Жильцов: — Мне дорога гитара, которая из присутствующих здесь самая «молодая» — инструмент «Шайтан» 1995 года создания. Она изготовлена кустарно братьями Ерофеевыми специально для нашей группы «Запасной выход». На долгих пять лет она стала нашим верным спутником, на ней записывался первый магнитоальбом, отыграны многочисленные концерты.

По словам Дмитрия Жильцова, можно было купить инструменты, но ситуация в Союзе была такова, что гитары были совсем невысокого качества, для серьезной работы на сцене и записи альбомов мало подходили. А более качественные гитары было достаточно трудно достать — даже на черном рынке они стоили приличных денег.

— Ерофеевы сделали гитару по нашим техническим запросам, — продолжает Дмитрий. — Существует такое понятие, как кастом шоп, то есть гитары, производимые не серийно, а малым количеством, штучно. У каждой фирмы, производящей гитары, есть свой кастом шоп, они создают гитары по конкретным заявкам конкретных музыкантов.

 

Можно объединиться

Как рассказывает Дмитрий, этот винтаж хранится в разных местах: часть — у музыканта в квартире, часть — в ДК Ленина. Но подвал там сырой, поэтому особо ценные гитары там не хранят.

— Особую культурологическую ценность представляет скрипка-бас «Орфей». На ней переиграла масса первоуральских музыкантов, он жил в ДК Ленина, использовался музыкантами различных ВИА, в том числе — дедушкой уральской попсы Артуром Бушмановым, который в 15-летнем возрасте на этом басу играл на танцах. Гитара рассохлась, электроника рабочая, но корпус надо восстанавливать. Вот  эти гитары производились в Ленинграде на фабрике Луначарского. Поначалу они делались из фанеры, но после 1974 года корпус стали изготавливать из пластика. Это был просчет гитаростроителей, хотя снизилась стоимость. Этот экземпляр стоил 85 рублей, тогда как деревянный собрат — 190.

По мнению Дмитрия Жильцова, если подобные выставки будут регулярными, то есть смысл объединиться с коллекционерами из Екатеринбурга, Ревды, Дегтярска и других городов области. Тогда можно будет делать уже более объемные выставки.

— Я хотел поделиться с людьми, чтобы они увидели гитары, на которых мы играли. Ведь если они просто будут лежать и пылиться — это неправильно. Кто-то понастальгирует, может быть, по тем временам, по ансамблям. Это ведь хорошо.