14:26, 4 Июнь 2014 г.2 559

Почему в Первоуральске не бывает качественных ремонтов дорог и кому невыгодно работать хорошо

На Западе с подрядчиками, которые недобросовестно относятся к своей работе, поступают жестко — их с рынка либо «уйдут», либо они сами уходят. В России такой практики нет: никто не мешает фирмам хоть каждый год менять название и продолжать заниматься своей работой, при этом репутацию не отследить.

В Первоуральске на тему дорог не шутит только ленивый: «Вот придет дедушка Мороз и сделает нам дороги», «Где вы видели у нас дороги? Одни направления» или «Пришла весна, вместе со снегом сошел асфальт». При этом люди безоговорочно соглашаются с крылатой фразой о двух главных бедах России, кивают головой и говорят: «Это точно про Первоуральск».

«Городские вести» решили разобраться, почему качественно отремонтированное дорожное полотно явление необычайно редкое в нашем городе и обратились к специалисту в области планировки и благоустройства городов, инженеру с 30-летним стажем работы Анжелике Шведовой.

Где логика?

— На самом деле, сделать качественный ремонт дорожного полотна не так сложно, как кажется, главное при этом соблюдать несколько важных правил, — говорит Анжелика Геннадьевна. — Во-первых, все мы понимаем, что основной разрушитель «дорожной одежды» — это вода. Учитывая суровый уральский климат и частые температурные скачки, пословица «вода камень точит» приобретает практический смысл — физику никто не отменял. Во-вторых, износостойкость дорожного полотна зависит от правильности выбранных при строительстве дороги материалов: если мы говорим о трассе федерального значения, по которой передвигаются большегрузы, то коэффициент прочности должен быть максимальным. Если речь идет о дорогах местного значения, то слой на сжатие менее прочный.

Анжелика Шведова

Анжелика Шведова, специалист в области планировки и благоустройства городов, инженер с 30-летним стажем работы Фото Анны Неволиной

Неправильный выбор материалов при расчете нагрузки на полотно, как объясняет специалист, чреват следующим: транспорт продавливает «дорожную одежду» и возникает колея, в колею попадает вода, которой при отсутствии ливневой канализации либо ее неисправности уходить некуда — и мы возвращаемся к воде, которая камень точит. С другой стороны, бог бы с образовавшимися трещинами — оперативно залить битумом, и простоит дорога спокойно не один год. Но служб, оперативно обслуживающих дороги, в Первоуральске просто нет.

— Кроме того, — продолжает Анжелика Геннадьевна, — очень важна согласованность действий с «сетевиками». Все мы помним пример прошлого года, когда дорога возле Управления архитектуры раскапывалась дважды за лето, при этом там только-только положили новый асфальт. Где логика? Ее нет — пустая трата бюджетных денег.

Не менее важно организовать движение транспорта на время ремонта дорог.

— В прошлом году мне понравилось, как ремонтировали Талицкий путепровод — организовали реверсивное движение, машины не разбивали вновь уложенный асфальт, своевременно проинформированы население и организации о ремонте моста, — говорит эксперт. — Однако обычно мы наблюдаем другое явление: кинули асфальт, прошлись катком, по нему тотчас же проехались автомобили. Где логика? Снова нет.

 О недобросовестных подрядчиках

— На Западе с подрядчиками, которые недобросовестно относятся к своей работе, поступают жестко — их с рынка либо «уйдут», либо они сами уходят, — объясняет Анжелика Шведова. — В России такой практики нет: никто не мешает фирмам хоть каждый год менять название и продолжать заниматься своей работой, при этом репутацию не отследишь. Кроме того, налицо несовершенство законодательства: допустим, определился победитель аукциона — а это тот, кто предложил самую низкую цену, администрация заключила с ним договор, согласно которому, допустим, через три месяца дорога должна быть готова. А подрядчик просто не делает, ссылаясь то на погоду, то на несогласованность с надзорными органами. Администрация заваливает контору письмами, при этом расторгнуть контракт не может. В итоге заказчику в лице муниципалитета приходится умолять, а при других законах он бы требовал. С другой стороны, кому выгодно ремонтировать дорогу на долгие лета? Сделал «капиталку» в этом году, не упирая на качество, а потом ямочный ремонт в следующем сезоне. Ямочный ремонт —  это золотая жила, ведь сметы на него — более чем примерные.

remont1

Анжелика Шведова: «Стала свидетелем ямочного ремонта по ул. Данилова. Возникает вопрос: а как же технология? Сняли фрезой покрытие, тотчас же засыпали новый асфальт и прошлись катком. Долго продержится такая заплата? Не думаю, ведь по уму надо очистить получившуюся яму от пыли, расплавить края горелкой и лишь потом класть новый асфальт, при этом ограничив движение транспорта. А то по новым заплатам — один внедорожник за другим. Вот вам и деньги на ветер» Фото из архива редакции

Второй момент — изначально неточно поставленная задача перед подрядчиком.

— Как правило, о том, что выделяются бюджетные деньги на ремонт дороги, чиновники узнают чуть ли не спонтанно, — объясняет Анжелика Геннадьевна. — Составление проекта и проведение изысканий проводится в сжатые сроки, при этом ставка делается не на качественную ПСД, а на ту, которая быстрее и дешевле. Конечно, попадаются умные подрядчики, которые говорят: то не так, это не так. А ему говорят: экспертиза заказана, деньги плачены — ремонтируйте, господа.

 Смотрим техзадание

На сайте госзакупок при проведении аукциона на ремонт первоуральских дорог была размещена необходимая документация. Мы показали ее нашему эксперту, чтобы тот дал свою оценку. Вопросов появилось много.

— Первое, что я вижу, что техзадание составляли без проекта — его просто нет. Или нет в свободном доступе, но будем оценивать то, что видит потенциальный подрядчик, — говорит Анжелика Геннадьевна. — Есть топографическая съемка дорог, нуждающихся в ремонте. Напомню, что этот документ должен постоянно обновляться: та съемка, которую мы видим, несмотря на указанный 2014 год, старая. Вот пример: улица Вайнера, поворот к юстиции. Давно на этом небольшом участке организована парковка, а здесь указан стоящий павильон, вот здесь (Шведова водит пальцем по схеме) в реальности есть карман, на съемке он не указан. Получается, что подрядчику потом скажут, грубо говоря, «размазать» асфальт более тонким слоем с учетом появившегося кармана?

Будем надеяться, что в этом году ремонты дорог будут сделаны не для галочки, а на долгосрочную перспективу

Будем надеяться, что в этом году ремонты дорог будут сделаны не для галочки, а на долгосрочную перспективу Фото из архива редакции

Кроме того, в техзадании Анжелика Геннадьевна не увидела конкретики — указаны цифры площадей ремонтируемых поверхностей, но не указаны нюансы. Что входит в эту площадь, каковы размеры повреждений? Какого рода требуется ремонт дороги — капитальный или ямочный? Учтено количество колодцев и пней, но забыли о бордюрах. В приложенных к техзаданию конструкциях дорожных одежд не указано, что щебень укладывается по принципу заклинки (мелкий на крупный с уплотнением), а если подстилающий слой сделать без заклинки, то любая толщина асфальта не спасет — будут ямы и провалы.

— В Екатеринбурге давно перешли на щебеночно-мастичный асфальтобетон — это жесткое требование комитета по благоустройству. Да, смесь на 30 % дороже, но и служит в 2-3 раза дольше. Идем дальше: с колодцами не все понятно: что именно нужно ремонтировать? Заменить крышку — это одно, а отремонтировать водопроводный колодец с учетом его глубины — совсем другое, — практически на пальцах объясняет эксперт.

 Изящное решение

Ливневая канализация — дорого, сложно и практически нереально для Первоуральска. Об этом «Городским вестям» говорил еще гуру городского хозяйства Юрий Попов. Тем не менее существует более дешевая, менее эффективная, но все же альтернатива — наружная водоотводная канава вдоль дороги.

— Вы бывали на Динасе? — спрашивает Анжелика Шведова, показывая микрорайона на Google-карте. — Вдоль дороги сделаны желоба, куда сточная и дождевая вода стекает, не застаиваясь на дороге. Кроме того, изменен рельеф полотна: дорога не идеально прямая и, упаси боже, не вогнутая, она слегка выпуклая — вода физически не может застаиваться на такой поверхности. Почему бы не прибегнуть к опыту Ефима Моисеевича [Гришпуна] и в центре?

Другая проблема — в Первоуральске все меньше и меньше газонов. Они не просто красивы и радуют глаз, они — естественные губки для лишней влаги.

— Исчезают газоны, больше воды скапливается на дорогах: колеи, трещины, и мы возвращаемся к ежегодным колдобинам, — разводит руками Анжелика Шведова. — На самом деле, говорить на тему благоустройства Первоуральска можно бесконечно, у меня много идей, о которых хочется рассказать. Не для того, чтобы потыкать носом администрацию — просто я живу в этом городе, здесь же живут мои дети. Хочется, чтобы Первоуральск стал городом-садом не только в фантазиях. Так может стоит вместе поработать на общее благо?

 

Комментарии 19

Внимание! Комментарии на сайте не премодерируются. Правила
Комментируя, вы даете согласие на обработку персональных данных.