Первоуралец Александр Драгункин рассказал, как проходили президентские выборы на Украине

25 мая 2014 года прошли президентские выборы на Украине. К сожалению, «Городские вести» не отправились в командировку в Киев, чтобы своими глазами посмотреть, что значат демократические выборы по-­украински, зато эту миссию взял на себя первоуральский антикризисный управляющий Александр Драгункин.

О том, как прошел его вояж в Киев в качестве евронаблюдателя — в интервью нашему изданию.

 

Это — историческое событие

— Как вам удалось попасть в качестве евронаблюдателя на выборы президента Украины?

— Все началось в прошлом году. В сентябре прошлого года были выборы в екатеринбургскую думу, в которых участвовало региональное отделение партии «Яблоко». Меня назначили полномочным представителем по финансам, я тогда зарегистрировался на сайте «Росвыборы». 14 мая этого года поступает предложение заполнить анкету и поучаствовать в качестве евронаблюдателя на выборах президента Украины. Я быстро заполнил и отправил. 18 мая мне прислали подтверждение о том, что я включен в список евронаблюдателей от «Европейской Платформы за Демократические Выборы» (сокращенно ЕПДВ). Среди соучредителей ЕПВД — российские ассоциация «Голос» и «Гражданин наблюдатель», украинская организация наблюдателей за выборами «Опора», общественная организация «Открытая Россия» Михаила Ходорковского и другие общественные неправительственные организации, в том числе от стран ЕС.

— А опасений сразу на старте не возникло? Все-­таки стреляют, обстановка нестабильная…

— Я считаю, что человек в своей жизни должен принимать участие в знаковых событиях. Например, c 19 по 21 августа 1991 года во время путча ГКЧП я был у Белого дома, случайно, правда, в командировке. Но все равно, участвовал, получается, в историческом событии. Так и здесь: выборы президента Украины — событие историческое, в том числе и для Европы.

 

 Только не журналист

— Вас направили в Киев?

—  Изначально я указал в своей анкете о том, что хотел бы работать евронаблюдателем в Киеве или Киевской области. Но затем, после того, как от организаторов миссии пришло сообщение о том, что в Киев записалось очень много кандидатов, то я выбрал Луганскую область, так как во время обучения в УПИ два раза проходил в городе Рубежный Луганской области (тогда еще Ворошиловградской области) месячные производственные практики (включая и преддипломную) на РПО «Краситель». Также потом я проходил месячные курсы повышения квалификации в Северодонецке (город рядом с Рубежным) в местном филиале Московского Института повышения квалификации работников химической промышленности. То есть Луганская область была знакомым для меня регионом Украины. Сейчас в Луганской и Донецкой областях идет настоящая война.

— Как вас встретили?

— Я вылетел в Украину 21 мая, так получилось. В аэропорту Киева «Борисполь» у меня были проблемы с прохождением границы. Дело в том, что ЦИК Украины должен был рассматривать аккредитацию ЕПДВ в качестве евронаблюдателей только 22 мая, поэтому мне организаторы миссии посоветовали сообщать украинским пограничникам в аэропорту иную причину (а не участие в выборах Президента Украины в качестве евронаблюдателя), так как они могли меня в связи с отсутствием официальной аккредитации ЕПДВ в ЦИК Украины и не пропустить. Поэтому я сказал украинским пограничникам, что приехал в Киев в отпуск. К тому же у меня уже были оформлены билеты на самолет на обратный рейс из Киева в Екатеринбург через Москву. Заминка вышла из-­за того, что у меня на руках не было официальной бумаги о подтверждении брони отеля, хотя мне организаторы миссии сообщили, что для меня забронирован номер в отеле «Лебедь». В конце концов меня выручила корочка арбитражного управляющего, которую я показал начальнику смены погранслужбы. Он меня расспросил, где я работаю в России. А потом дал команду пропустить меня в аэропорту через границу Украины. Вот и все.

Аналогично пограничники расспрашивали о цели визита и всех остальных мужчин-­россиян в возрасте от 16 до 60 лет, прилетевших вместе со мной в самолете. Причина — сами знаете какая! Да, не дай бог сказать, что ты — журналист. Тогда пограничники сразу же депортировали бы в Россию: для них журналист, тем более российских федеральных СМИ, и пропагандист — понятия равнозначные.

 

 Съездите в Киев — все вопросы разом отпадут

— Из просмотра вашего отчета в Facebook понятно, что до Луганска вы так и не добрались.

— Нет, думаю, бог отвел. Получилось так, что сходил в универмаг местный, купил продуктов — там все жутко дешевое. Поел, а с утра встать не могу — как кирпич в желудке. Отравился. Пролежал весь день. В итоге оставили меня в Киеве наблюдателем, хотя должен был ехать, по сути, на фронт. Я общался с журналистом из Луганска, он меня фотографировал на фоне Майдана, рассказывал, что территория Луганска захвачена сепаратистами. Потом он уехал, а я узнал, что его захватили сепаратисты — не знаю, жив он или нет.

— Насколько сильно отличается реальное положение дел на Украине от того, что нам показывают федеральные каналы?

— Не смотрите новости про Украину на федеральных каналах! Это — сплошные ложь и пропаганда. Если хотите знать правду о ситуации в Украине — смотрите через интернет Украинские ТВ-­каналы. Украина — это европейская страна, точно такая же, как Польша, Чехия, Литва, Латвия, Эстония. Кроме того, Киев — это мать городов русских. Православие на Руси пошло именно из Киева, а не из Москвы. Наверняка все изучали это в школе по истории Киевскую Русь. Жаль, что сейчас очень мало россиян это понимают и осознают. Моя рекомендация им — просто съездите хотя бы один раз в своей жизни в Киев, совершите паломничество к истокам русского православия. Потом все вопросы по поводу ситуации на Украине сразу же отпадут.

 

 Голосовал бы за Порошенко

— В интернете гуляют ролики про выборы в Украине, на которых видно, что в урнах лежат аккуратно сложенные стопочками бюллетени. Как такое возможно?

— По крайней мере, на тех УИК, которые посетил я, ничего подобного не было.

— И нарушений не было?

— Если и были какие­то нарушения, то они были в основном очень мелкие, процессуальные, которые никоим образом не повлияли на конечный результат.

— Были ли противодействия со стороны властей в отношении наблюдателей?

— Противодействия со стороны властей ни к кому из аккредитованных ЦИК Украины наблюдателей не было.

— Вы общались с украинцами, наблюдали за ними? Каковы их настроения?

— Если кратко — быть в Евросоюзе. Вы знаете, люди очень ответственно отнеслись к выборам. Приходило много людей, настолько много, что им приходилось становиться в очередь, чтобы проголосовать — никто не роптал, стояли и ждали. Приходили голосовать даже не за Порошенко, а за то, чтобы Украина стала европейской страной. Представляете, приходили даже в национальных костюмах. Голосовали так же, как за независимость Украины.

— Какие меры были приняты для безопасности наблюдателей?

— В Киеве — все спокойно, это мирный город, поэтому никаких мер безопасности не требовалось. В Луганской и Донецкой областях наблюдатели посещали только те УИК, которые находятся на территории, контролируемой Украиной.

— Если бы вы были украинцем, за кого бы проголосовали из кандидатов на пост президента?

— Думаю, за Порошенко. Люди почему за него голосовали? Он сказал, что надо провести выборы в один тур, потому что страна больше не может нормально жить без власти. Голосовать нужно активно — люди шли и голосовали. Кстати, не был использован никакой административный ресурс — ни и.о. президента, ни председатель правительства не участвовали в этих выборах. Тимошенко была, но никакой неприкрытой агитации не было. И к русским замечательно относятся — разделяют Путина и Россию очень четко.