Первоуралец Денис Южаков знает, зачем путешественнику ехать в Сербию

Первоуралец Денис Южаков всегда тяготел к путешествиям, изучению новых мест и знакомству с другой культурой. Будучи студентом факультета международных отношений УрФУ, Денис изучал Западную Европу, больше всего университетская программа уделяла внимание Франции, Германии, Испании и Италии.

Так будущий дипломат выучил три обязательных языка: английский, испанский и немецкий, но все четыре года учебы хотелось чего-нибудь этакого, чтобы выходило за рамки учебной программы. На втором курсе учебы Денис познакомился с сербским языком и решил во что бы то ни стало посетить неизведанную страну.

 

Что отличает сербов от европейцев

— Сербский язык очень похож на русский, поэтому преподаватели уверяли, что выучить его можно за год, — рассказывает Денис. — Чем больше я знакомился с сербским языком, тем глубже мне хотелось изучить историю страны, познакомиться с культурой.

Путешествие началось с того, что Денис выбрал тему для одной из своих курсовых, связанную с Сербией. Но за материалом он отправился не в университетскую библиотеку, а прямиком в аэропорт.

— Первый раз я поехал в Сербию в 2010 году, в столицу — город Белград, — вспоминает молодой человек. — Я работал в сербских архивах, у меня там был друг — преподаватель из белградского университета, который показывал мне разные достопримечательности, возил по стране.

Университетов в Сербии мало. Поэтому в вузы идут учиться люди, которым не нужна просто корочка, а те, кто заинтересован в знаниях.

— Преподаватели считаются уважаемыми, обеспеченными людьми. Они получают хорошие деньги и могут позволить себе относительно роскошную жизнь, — говорит молодой человек. — Профессор Димич, который сопровождал меня, живет в своем доме, ездит на шикарной машине, часто отдыхает в Черногории, Франции и Италии.

 

Жизнь дешевле, чем в России

Не нужно забывать, что Денис был в Сербии не просто как турист. За свою практику в белградском университете он изучил экономику, политику и культуру страны. По словам Дениса, Сербия — сельскохозяйственная страна, которая живет в основном за счет выращивания овощей и фруктов. Большую часть своей продукции Сербия продает странам ЕС.

— Сербия — небогатая страна, если сравнивать с другими странами Европы. Да, везде чисто, прибрано, но, например, автобусы, метро — все старое. Жизнь дешевле, чем в России. У них пока своя валюта — «динар», а пакет молока, если переводить на наши деньги, стоит 20 рублей, — продолжает Денис. — Сербы до сих пор передвигаются на югославских автомобилях «Юго» 80­х годов, это примерно то же самое, что наши «копейки». Квартиры у сербов со средним заработком обставлены, я бы сказал, по-советски. В комнатах старые огромные стенки, комоды, накрытые салфетками. Ни о каком евроремонте и речи нет.

Традиционный подарок из Сербии — это сербский алкогольный напиток ракия. Традиция пошла еще из Турции, потому что на протяжении 500 лет Сербия была под влиянием турков. Ракия — водка, настоянная на ягодах — винограде, дыне.

В Белграде можно увидеть многоэтажные здания, в которые попадали бомбы во время Югославской войны. Их не реставрируют — толи как исторический памятник, толи просто нет денег. Фото предоставлено Денисом Южаковым
В Белграде можно увидеть многоэтажные здания, в которые попадали бомбы во время Югославской войны. Их не реставрируют — толи как исторический памятник, толи просто нет денег.
Фото предоставлено Денисом Южаковым

— Из блюд ничего особенного нет. Здесь едят так же, как и во всей Европе. У них, например, другие салаты. Если мы всегда на праздничный стол делаем много разных салатов, заправленных майонезом, то у них в салат, как правило, входят огурец, помидор, перец и лук, и все это заправлено маслом, либо вообще не приправлен. Они не придумывают изыски, как у нас, — рассказывает Денис. — Сербы, которые приезжали в Россию, вообще не понимали, как салат с майонезом можно есть. Таких супов, которые привык есть я, у них тоже нет. Здесь же крем-супы либо просто бульоны. А еще очень популярное блюдо — караджорджева шницла. Это свинина, приготовленная в специальной панировке, подается со сливочным подливом и картошкой. Очень сытно и вкусно.

 

Сербов воспитывают отцы

Большая часть сербов проживают в поселках городского типа в частных домах. Живут в одном доме большими семьями, держат свое хозяйство.

— Как правило, в одном доме живет три поколения: бабушки, дети, внуки, бывает и больше. Если семья живет не в одном доме, то обязательно рядышком — на одной улице. На праздник на столе всегда мясо животных, которых лично вырастили, — рассказывает путешественник. — Есть в Сербии такая традиция, что ребенка, как только он становится независим от матери, воспитывают мужчины. Видно, что даже маленькие дети уже очень мужественные, твердые. Это заметная отличительная черта сербских мужчин.

Сербы — высокие, средний рост — 180 см. У них смуглая кожа, карие или черные глаза и темные волосы, орлиные носы с горбинкой.

— Были у них исторические смешения с турками, поэтому они на нас совсем не похожи, — предполагает Денис. — Например, я со своей внешностью, как бы хорошо не знал язык, буду выделяться из толпы. Светлых ничтожно мало.

По менталитету сербы — приветливы и дружелюбны. Даже в таком большом городе, как Белград, чувствовалось простое общение — это отличает сербов от многих европейцев. Они легко могут заговорить на улице, быстро переходят на «ты». Люди открытые, в разговоре с ними нет неловких пауз, как с немцами, например.

— В одном из летних кафе мы с другом случайно встретили двух сербских мужчин. Разговорились, оказалось, что мужчины хорошо знают русский язык, — вспоминает молодой человек. — Я был очень удивлен тому, что один из них весь обед говорил, как они хорошо относятся к русским, и им бы очень хотелось, чтобы наши страны поддерживали теплые дружеские отношения. Это было еще в самом начале моего путешествия, но потом многие сербы повторяли эту же мысль неоднократно. Для меня до сих пор осталось загадкой: было ли это обыкновенной гостеприимностью или же сербы на самом деле так считают?

 

По югославскому сценарию

— Первый раз мне мало что удалось увидеть. На следующий год, когда я опять поехал в Сербию, заехал в республику Косово. Через город Косовка Митровица протекает река. На одном берегу живут сербы, на другом — албанцы. Мост, по которому можно перейти из одной части в другую, охраняется ООНовскими миротворцами. Когда мы были там, за порядком следили миротворцы из Франции, — рассказывает Денис. — При нас там ничего не случилось, но периодически бывают стычки. За две недели до нашего приезда произошла ситуация, когда албанцы перешли границу, зашли в кафе, стоящее на границе и установили там самодельные бомбы. Не очень мощные, но некоторые миротворцы все-таки пострадали. В отместку сербы устроили небольшую драку, но власти быстро все взяли под контроль.

Денис может бесконечно рассказывать про историю Югославии и Сербии. Сама Югославия образовалась еще в 1929 году. Важный период для страны был после второй мировой войны, когда к власти пришел Иосип Броз Тито. Это время можно считать расцветом Югославии, развитием промышленности и сельского хозяйства. Тито смог построить систему, при которой православные сербы, католические хорваты, мусульманские боснийцы, македонцы, словенцы могли жить вместе. После смерти лидера в 1980­х годах, начался процесс национализации. На протяжении десяти лет шли процессы разъединения.

— Как бы Сербия не хотела сохранить целостность Югославии, ей тоже досталось. Хорошенько тогда бомбили Белград. До сих пор, гуляя по городу, можно видеть многоэтажные здания, в которые попадали бомбы. Их не реставрируют — толи как исторический памятник, толи просто нет денег. Сейчас эти народы равнодушно относятся друг к другу, но, тем не менее, каждая страна хочет быть независимой, — говорит Денис. — Некоторые сербские историки отмечают, что сегодняшние события на Украине очень похожи на распад Югославии. А бывший президент Сербии Слободан Милошевич еще в 2003 году предполагал, что в будущем у России могут испортиться отношения с Украиной и Белорусией.