Первоуралец Денис Южаков знает, почему россиянину тяжело устроиться на работу в Австрии

Венский шницель, фестивальное пиво, заснеженные Альпы, атмосфера творчества и исполнительные люди. Австрия богата на впечатления — в этом убедился первоуралец Денис Южаков, который весь осенний семестр постигал тонкости немецкого языка в центральной европейской стране. О черствых австрийцах, европейском рождестве и студенческих общежитиях — в материале «Городских вестей».

Шикарные общежития и лояльные преподаватели

Денису Южакову 22 года. Он выпускник факультета международных отношений УрФУ. В копилке у Дениса это уже не первая зарубежная страна. Помимо Австрии, Денис был в Германии, Франции, Испании, Барселоне, Венгрии, Люксембурге, Сербии.

— В Австрии я был на протяжении одного учебного семестра — более пяти месяцев. Поехал туда на стажировку по студенческой программе обмена, — рассказывает Денис. — Учеба для меня была бесплатная, перелет и проживание оплачивал сам.

Первый месяц в Австрии иностранный студент усилено изучал немецкий язык. Только с октября началась обычная учеба. Как и любой другой австрийский студент, Денис посещал дисциплины, которые, исходя из своих интересов, он выбрал из списка предложенных.

— В основном, предметы, которые я выбрал, были связаны с межкультурной коммуникацией, экономикой и психологией, — продолжает путешественник. — Помимо учебы, мы, естественно, общались друг с другом, посещали кружки, секции.

Денис Южаков: «На Октоберфесте пиво можно пить только в специально отведенных для этого местах. На улицу нельзя выходить, пока не допьешь свое пиво».

Там очень развита система внеучебной деятельности. Выбор секций — просто огромный, как спортивных, так и интеллектуальных. Были и разные танцы, фехтование и даже йога. Ходить туда можно было совершенно любому студенту за небольшую плату. Я, например, ходил на курс, посвященный медитации, и заплатил за семестр всего восемь евро.

С Денисом в группе, кроме студентов из Европы, были ребята из США, Китая, Австралии, Перу, Мексики и стран СНГ. Все обучение проходило на английском, немецкий же преподавался иностранным студентам как дополнительный.

— У меня был друг, который посещал предметы технической направленности. Когда была первая пара, он увидел, что в группе одни австрийцы, — говорит Денис. — Понял, что этот предмет из своего списка можно вычеркивать, потому что немецкий он знал очень плохо. Однако зашел преподаватель, глазами пробежался по списку студентов и увидел русскую фамилию. После чего обратился к моему другу с вопросом: «На каком языке вы бы хотели, чтобы я рассказывал лекцию?» Тот попросил на английском. Преподаватель обратился уже к австрийцам и говорит: «Раз такая ситуация, занятие будет вестись на английском. Никто не против?»

Общежития, в которых живут австрийские студенты, существенно отличаются от наших. Жилые здания находятся в учебном городке на окраине города, где расположен и сам университет.

— В общежитии свой бассейн, тренажерный зал и библиотека. Я не помню, чтобы даже самое новое общежитие УрФУ могло похвастаться таким, — вспоминает путешественник. — Несколько раз в неделю в каждый блок приходила уборщица. Поэтому, кажется, что все комнаты чистые, как будто их недавно отремонтировали.

 После университета — прямиком на работу

— Жили мы в городе Линц. Это третий по населению город в Австрии, промышленный центр, там сталелитейное производство, но при этом экология гораздо лучше, чем у нас в городе. Сам город чистый, аккуратный и тихий, — говорит Денис. — Место безумно красивое, стоит на Дунае, но туристических достопримечательностей там нет.

Жизнь у австрийцев более упорядоченная и размеренная. Если у нас выпускники после окончания университета мечутся с места на место в поисках работы, то у австрийца такой проблемы нет.

Национальным блюдом веками остается венский шницель. Но австрийцы тяготеют к общей европейской кухне: макароны, которые пришли из Италии, крем-супы — из Польши и сосиски немецкого происхождения.

— Как только ты поступил в университет, тебе сразу находят работу по специальности. Поскольку университетов немного и учатся там только действительно талантливые  ребята, работодатели борются за выпускников, — утверждает молодой человек. — Русскому же найти работу в Австрии, тем более квалифицированную, крайне сложно. Там с подозрением относятся к нашему образованию, не понимают, как можно быть специалистом в 22 года. У них в этом возрасте человек только поступает в университет.

Денис Южаков так же отметил и социальные привилегии европейцев. Они усердно работают до пенсионного возраста и за свой стаж отдают приличную сумму денег государству. Уровень жизни европейских пенсионеров никогда не сравнится с русским, пенсия австрийцев в разы выше наших.

 Заключить соглашения

Австрийцы своей чопорностью, исполнительностью и обязательностью похожи на немцев. К складу характера людей в Европе сложно привыкнуть. Разница менталитетов несопоставима.

С Денисом в группе, кроме студентов из Европы, были ребята из США, Китая, Австралии, Перу, Мексики и стран СНГ. Все обучение проходило на английском, немецкий же преподавался иностранным студентам как дополнительный.
С Денисом в группе, кроме студентов из Европы, были ребята из США, Китая, Австралии, Перу, Мексики и стран СНГ. Все обучение проходило на английском, немецкий же преподавался иностранным студентам как дополнительный.

— Если ты заходишь в магазин, например, с тобой всегда поздороваются, пожелают доброго дня. Поначалу даже неловко было все это слышать, потом привыкаешь, — вспоминает Денис.

— Тем не менее, мы с друзьями из России сошлись во мнении, что русские люди душевнее. Нам этого не хватало там. Европейцы широкой душой не отличаются.

Например, вы договорились с каким-нибудь европейцем, чтобы тот чем-нибудь помог вам. Они это называют — заключили соглашение. Он говорит: «Хорошо, это в моих силах, я тебе помогу». Но если так получится, что тебе нужно будет просить у него помощь во второй раз, то вполне вероятно, что он тебе ответит отказом. Скажет: «Извини, это уже не входило в нашу договоренность. Все, что ты хотел, я для тебя сделал».

 После семи вечера на улице ни души

Рождество и Новый год в Австрии — семейные праздники. Утром всей семьей австрийцы посещают храм, часов в семь садятся за праздничный ужин и ближе к полуночи уже ложатся спать. Проходят торжества без предпраздничной беготни, а ночью вы нигде не услышите никакого шума и не увидите фейерверков. Утром после праздника на улице людей наоборот много.

— Рождество празднуется у них 25 декабря, и за месяц до этого на городских площадях устраивают ярмарки, продают сладости, сувениры. Люди там гуляют, отдыхают, — рассказывает путешественник. — Открывают эту ярмарку ровно за месяц — 25 ноября, и ровно 26 декабря, когда рождество отпраздновали, ярмарку убирают с площади. Это у них все четко, притом на площади ярмарка ни транспорту, ни людям не мешала. Я даже представить не могу, чтобы в Первоуральске 2 января свернули елку и убрали ледовый городок из парка.

В Австрии рано темнеет, уже часов в девять вечера. Магазины работают до 19.00 и не позже — для непривыкшего человека такой распорядок дня оказывается проблематичным.

— Однажды нам с другом захотелось погулять уже после десяти вечера. Бродили по городу мы до полуночи, после чего пошли домой, — вспоминает Денис. — На улице уже не было ни машин, ни людей. В большинстве окон был выключен свет. По дороге к общежитию нам встретился полицейский, с полными удивления глазами он начал нас расспрашивать, кто мы такие и почему так поздно гуляем. Для них это абсолютно неприемлемо — без уважительной причины  быть по улице в такое время.

 Фестивальное пиво и венский шницель

— Мне довелось побывать на Октоберфесте. Он проходит на площади в  Линце. Люди, которых там очень много, наряжаются в национальные костюмы, ходят от одного киоска к другому, покупают еду, пиво, веселятся на аттракционах. А вечером традиционно стреляют салюты, — рассказывает путешественник. — Хоть фестиваль и посвящен пиву, но специальные киоски найти затруднительно.

Покупать и пить пиво можно в специально отведенных местах, чтобы подвыпившие не конфликтовали, и оттуда нельзя выходить, пока не допьешь свою кружку. Никаких конфликтов не было, все прошло интеллигентно.

А пива много — разных сортов, и все очень вкусные.

— В Австрии, как и во всей Европе, появилось разделение на биопродукты и продукты, содержащие ГМО, — добавляет Денис. — Есть даже специальные магазины, где продаются только биопродукты, но стоят они в полтора раза дороже. Сами же Австрийцы больше питаются в фаст-фудах. Они не тяготеют к здоровой пище.