Дом летающих унитазов

Семь «дедушек»

В квартире Елены Тюменцевой пропал унитаз. Зайдя однажды  в туалет, она не обнаружила на привычном месте стульчак: еще с вечера стоял под веселенькой пластмассовой крышкой, а ночью исчез. Как сквозь землю провалился. От загадочного, можно сказать, мистического исчезновения предмета даже не первой — первейшей необходимости, женщина чуть дара речи не лишилась.

А дело все в том, что Елена Тюменцева проживает в квартире второго этажа барака № 6 (язык не поворачивается назвать «домом»  двухэтажное, просевшее по самые окна первого этажа, жилое строение из почерневших от времени венцов).

Барак тот — истинный долгожитель микрорайона Хромпик, переживший многих своих обитателей. Нынче ему 83 года стукнуло. Всего на год моложе барак под номером один, что стоит перпендикулярно к нему на ул. Мамина-Сибиряка. Из хромпиковских домостроений таких «дедушек» семь штук наберется. По всей вероятности, в первую советскую пятилетку они были построены как времянки для хромпиковских рабочих до их скорого расселения в капитальные каменные дома. «Скорое расселение» девятый десяток уже длится, но только новосельем никак не закончится. Потому что, как известно, у нас нет ничего более постоянного, чем временное.

Все семь «дедушек» кряхтят-пыхтят, утробно «кашляют», на части рассыпаются, из последних сил своих «домовых» держатся на одном только честном слове, которое дали своим жильцам: что не рухнут до их расселения в новые дома.

Понятно, что бараки эти пережили все возможные степени и стадии износа, как физического, так и морального. Оттого в любую минуту могут сложиться, как карточные домики.

«Комната отдохновения» в бараке № 6

Не будем гадать, куда «улетел» унитаз из квартиры Елены Тюменцевой. Прогнившие балки рухнули — стульчак ухнул в образовавшуюся дыру. Хорошо хоть, «не прилетел» на голову соседям, проживающим этажом ниже. Зато утром они обнаружили на потолке набухший водой огромный мешок, который угрожающе свисал над их собственным стульчаком. Слесари вовремя успели обезвредить «капсулу» с унитазом внутри — обошлось без жертв. Древние называли туалет «комнатой отдохновения».  Про «комнату отдохновения» в бараке № 6 словами не скажешь — надо петь.

Работник хромпиковской поликлиники Галина Кудлай — старожил барака № 6, проживает здесь полвека и еще один год. Последний десяток лет — в условиях, приближенных к экстремальным:

— Пол перекосило, он теперь у нас под наклоном. Унитаз — тоже в наклонном положении, в январе этого года стульчак совсем провалился, «ушел к соседям» — у нас теперь это так называется, — рассказывает Галина Рафаиловна. — Вызванные мною слесари явились только в марте, цементом дыру заделали, но стульчак все равно  под наклоном. Двери давно не закрываются. Оконные рамы выходят наружу, и когда возникает желание их помыть — надо помнить о том, что можно спикировать в обнимку с рамой в палисадник.

При этом соседи по несчастью стараются проявлять друг к другу взаимное уважение. Люба Хусаинова, воспитывавшаяся в детдоме и только год назад переехавшая в доставшуюся ей по наследству от матери комнатушку в барачной коммуналке, рассказывает: «Воду из ванной потихоньку спускаем, чтобы не затопить соседей первого этажа».

Для полноты картины Галина Кудлай  добавила, что горячей воды у них в принципе не бывает, полы в подъездах моют сами. При этом за свою «гнилушку» при полном отсутствии коммунальных благ в зимний период она платит 5 с лишним тысяч рублей (и это при наличии двухтарифного электросчетчика, а также счетчиков на воду). Лариса Крохалева (ул.Мамина-Сибиряка,1) платит зимой около 6 тысяч, Татьяна Грачева, занимающая две комнаты из трех в коммуналке, (ул.Мамина-Сибиряка,1) — 4 тыс. зимой и 3 тыс. — летом.

Вот так выглядят трубы в хромпиковском бараке. Фото Елены Красулиной
Вот так выглядят трубы в хромпиковском бараке.
Фото Елены Красулиной

Бывшему работнику Хромпика Валентину Алексеевичу Старикову, в квартире которого подоконники прочно вросли в землю, коммунальные услуги обходятся и того дороже — в 7 тысяч руб. Причем квитанции на уплату отсутствующих услуг жителям хромпиковских бараков регулярно шлют сразу две управляющие компании — ЖЭК и «Партнер».

Сорванное новоселье

Проживание в 80-летних аварийных бараках не просто некомфортно — опасно для жизни. Как известно, существует федеральная программа переселения из ветхого и аварийного жилья в малоэтажные (не выше трех этажей) дома, озвученная президентом Владимиром Путиным как один из майских указов. Администрация предыдущего главы Первоуральска Юрия Переверзева (до его отстранения от власти) нашла деньги, вошла в Программу по переселению, получила софинансирование на 2014/2015 годы, имела представление, где построить эти трехэтажные дома и «под занавес» своего правления объявила аукцион. Пришел сити-менеджер Дронов и отменил его. Как ранее отменил аукционы по строительству садиков и многоквартирного дома, где уже сейчас могли бы получить квартиры обманутые дольщики.

Переверзев планировал переселить жителей бараков, согласно программе, уже в 2014 году, точнее — до начала  отопительного сезона 2014/2015, чтобы не запускать тепло в аварийные дома, а сразу их снести. Ставленник плененного олигарха Дронов в чистую провалил президентскую программу. По причине глупой и амбициозной: «Все что угодно — лишь бы не по-переверзевски!». Стремление вытравить имя предшественника из сознания первоуральцев, незнание муниципальной специфики, преобладание PR над реальными нуждами населения привело к тому, что сити-менеджер оказался в роли унтер-офицерской вдовы, что сама себя высекла.

Ждем 2017 года

Недели две назад Галина Кудлай не выдержала — решила позвонить Дронову и напрямую спросить, когда снесут их барак, а им предоставят жилье?

— Секретарь сити-менеджера направила меня на ул. Ватутина, в управление ЖКХ, — рассказывает Галина Кудлай, — где меня просветили, что в программу по переселению Первоуральск вошел, но так как денег сейчас нет, то до 2017 года нас вряд ли расселят.

Если, не приведи Господь, до 2017-го какой-нибудь из аварийных бараков рухнет, мы знаем, чьи глупые амбиции стали тому виной.

Жители хромпиковских бараков не уверены, что доживут до обещанного расселения. Фото Елены Красулиной
Жители хромпиковских бараков не уверены, что доживут до обещанного расселения.
Фото Елены Красулиной

В конце прошлой недели губернатор Куйвашев проводил ежеквартальное совещание с руководителями муниципалитетов, где вице-премьер областного правительства Сергей Зырянов (курирующий президентскую программу по переселению из ветхого и аварийного жилья) сообщил, что программа эта провалена во многих муниципалитетах, в том числе, в Первоуральске. Вернувшись оттуда, по всей видимости, перепуганные Козлов с Дроновым тут же разместили информацию об аукционе. Том самом, что, придя к власти, так лихо, по-гусарски, отменили.

Для организации аукционов госзакупок существуют две основные электронные торговые площадки:  ММВБ и традиционная — «Сбербанковская». На первую мало кто заходит, многие  предпочитают вторую. Первоуральская администрация  информацию о своем запоздалом аукционе разместила на ММВБ. Причем, заявки нужно подавать до 10 августа.

По нашей информации, в Первоуральск уже приехала бригада армян-«шабашников», видимо, предполагаемых подрядчиков. Администрация срочно готовит земельный участок под застройку.