Китайцы и «ракетное топливо»

Не буду сейчас по поводу продуктовых санкций заходиться в истошном крике: «Мы все умрем! Жрать нечего будет!» А лучше расскажу историю про то, как в деревне Соседково, что под Нижним Тагилом, китайцы появились.

Соседково, сколько я его помню, а это лет двадцать с лишним (собственно, с того момента, как мои родственники купили там дом) была заселена, в основном, дачниками.  Другое дело — села Первомайское и Краснополье, что буквально в получасе ходьбы. В свое время здесь были сильные совхозы. Еще в детстве, помню, восхищение и даже гордость вызывали огромные стада коров. А какие совхозные угодья были! Соседково жило в окружении полей, засаженных овсом и еще чем-то.

Потом, в девяностые, все это как-то быстро пришло в упадок. Поголовье буренок полностью пустили под нож, а поля просто запустили. До недавнего времени здесь рос иван-чай и пижма, опять же — полезные травы. Пока не появились китайцы.

Китайцы, как утверждают местные жители, прикатили на наш Средний Урал именно для того, чтобы осваивать заброшенные земли. Почему власти решили поднимать село таким вот странным способом, никто из деревенских толком ответить не мог. Как вариант озвучивалась версия, что наша область заключила договор с Китаем: у тех, мол, народу много, а земли мало, вот они сюда и поехали работать, чтобы себя прокормить и нам не дать помереть с голоду. А тут-то с народом местным, прямо, беда: люди либо спились, либо уехали, либо просто разучились работать — возрождать-то хозяйство, собственно, некому.

Фото с сайта www.nrb.su
Фото с сайта www.nrb.su

Китайцы в Соседково появились как-то враз и в большом количестве. Быстро построили бараки из отходов лесопилки — там еще и чудесные леса! — и начали работать. Работали китайцы не покладая рук, чем, естественно, вызывали неприязнь у местных не особо работящих русских. Представителей братского народа в Соседково воспринимали не иначе, как захватчиков, поэтому китайцев время от времени били.

Градус кипения национальной ненависти жителей Соседково достиг неимоверных высот, когда китайцы занялись-таки земледелием. Напомню, Соседково — это километров сорок от Нижнего Тагила. Гораздо севернее даже нашего не самого благополучного в климатическом плане Первоуральска. Например, когда мы здесь уже вовсю объедались выращенной в саду клубникой, в Соседково о ней еще даже и не мечтали. Поэтому сельчане с подозрением смотрели, скажем, в мае,  на колосящиеся в отрытом грунте китайские огурцы, капусту, помидоры.

Как-то раз одного из китайских бригадиров пригласили на местный день рождения, который, по традиции, справляли почти всем селом. Бригадир пришел не один, а с ведром огурцов. Дело было в марте. Но жители Соседково уже были подшофе, поэтому на такую незначительную, как им на тот момент казалось, деталь — откуда в марте ведро свежих огурцов? — никто не обратил внимания. Наоборот, все восхитились подарку и начали угощаться. Больше всех усердствовала именинница, которая хрустела огурцами, приговаривая: «Мммм, вкуснятина какая! Как я по огурчикам за зиму соскучилась!» Буквально через несколько часов у именинницы начался страшный понос, рвота, поднялась температура. Врачи констатировали тяжелейшее отравление неизвестным веществом.

После этого случая сельчане с еще большим прищуром начали смотреть в сторону китайских угодий. Как-то раз одна из самых подозрительных местных жительниц стала свидетельницей странного действа — китайцы ходили вдоль рядов с  растущими овощами и посыпали их чем-то из малюсеньких баночек. Сыпали, буквально, по крошечке. Бдительная селянка не растерялась, а измудрилась взять землю с непонятным веществом на анализ. Китайцы заметили посягательство и даже гнались за бабонькой какое-то время, но та оказалась проворней. В итоге в лаборатории, куда селянка отдала пробу, сказали, что это, видимо, удобрение, но какое-то сильно термоядерное и, мало того, доселе неизвестное российским лаборантам.

В Соседково подозрительный порошок тут же окрестили «ракетным топливом». А китайцев начали прессовать еще сильнее. Например, сосед родственников дядя Петя, бывший милицейский начальник, начал время от времени устраивать им полицейскую проверку. Дядя Петя звонил по старым связям, полицейские приезжали, китайцы прятались. У тех, кто спрятаться не успевал, проверяли документы, которые, как правило, были не в порядке, поэтому бедолаг депортировали. На смену им в китайских бараках появлялись новые сеятели «ракетного топлива».

Жители Соседково продолжали бухтеть: «Ага, а потом на этикетках в магазинах напишут, что огурцы эти «производство России» или вообще «местные». А это ж отрава натуральная!» Пытались даже отписывать губернатору, мол, приедьте, посмотрите, что с землицей нашей супостаты китайские творят. Губернатор хранил молчание.

Эпопея с китайскими овощеводами в Нижнем Тагиле закончилась два года назад. Случился пожар, уничтоживший полевое поселение. То ли китайцы не уследили за печками, которые отапливали их смешные бараки из обрези. То ли негодующие селяне их просто сожгли. Говорят, обошлось без жертв. Китайцы как появились неожиданно, так и исчезли незаметно и разом. Жители Соседково еще долго ходили на пожарище страдовать: то лопаты с вилами откопают вполне себе сносные, то пилы с молотками. А один раз, ближе к зиме, дядя Петя притащил моим родственникам целый мешок китайской капусты. Родственники сами есть побоялись, а вот кроликов кормить — нет. В результате потеряли все поголовье ушастых полностью. И еще долго потом ругали китайцев за их «ракетное топливо». А на полях, обработанных неизвестным удобрением, перестал расти не только иван-чай, но и самая обыкновенная трава.

В этом году на майские праздники мы ездили в гости в Соседково. Первыми, кого увидели, въезжая в деревню, были китайцы, которые заново отстраивали бараки из отходов лесопилок. Родственники неприязненно кивали в сторону новых земледельцев: «Видали, опять приехали. Снова травить нас начнут».

Да, уже несколько лет я не покупаю в магазинах овощи, на которых написано «производство России». Почему-то каждый раз думаю — вдруг эти огурцы — из Соседково?