Кузинский священник построил деревянный храм без единого гвоздя

Теперь жители поселка Кузино слышат не только объявления с железнодорожного вокзала о том, что уезжает электричка, но и колокольный звон, который раздается из недавно построенного храма. Жители поселка Кузино больше сотни лет обходились без храма. Только в 2003 году состоялась закладка камня, а открыли храм в нынешнее Рождество.

 Главное — освятить церковь

— Осталось всякую мелочь доделать, и, в принципе, все готово. Здесь полку прибить, здесь икону повесить.

Отец Сергий проводит нас по храму в поселке Кузино, как по собственному дому. Церковь во имя святых царственных страстотерпцев напоминает ладную избу. Деревянную, небольшую по размеру.  Для отца Сергия возведение храма с нуля — первый подобный опыт.

— Начали мы строить храм еще при владыке Викентии в 2003 году. Получил я сюда назначение в 2004 году. Потихоньку накапливали материал, чтобы начать строительство, и только в 2005­м началась стройка, — говорит отец Сергий Лапин. — Стройка проходила непросто, в свое время руководство железной дороги, хотя и обещало нам помогать, но впоследствии отказалось. Много было предвыборных моментов, но все потом потерялись, разошлись. Мы пришли к тому, что пришлось собирать деньги по миру.

Во сколько обошелся храм прихожанам, батюшка не подсчитывал.

— Построили с божьей помощью, уже хорошо, — говорит он.

Здание в Кузино возводилось в соответствии с канонами деревянного зодчества Урала без единого гвоздя. Поэтому у плотников в распоряжении был только топор. Работой руководил сам батюшка.

— Опять же, все упиралось в деньги. Наш край-то лесопромышленный, нашлись люди, которые были готовы помочь. Ходил по миру, просил по лесопилкам. С кирпичом, я думаю, было бы гораздо все сложнее, — продолжает батюшка. — Да и плотников в поселке много. А растянулась стройка больше чем на десять лет в связи с кризисом.

Отец Сергий раньше служил звонарем в Ново-Троицком храме. Теперь открывает школу звонарей при кузинском храме. Фото Анны Неволиной
Отец Сергий раньше служил звонарем в Ново-Троицком храме. Теперь открывает школу звонарей при кузинском храме.
Фото Анны Неволиной

— Не боитесь, что сожгут? — спрашиваем мы.

— Не боюсь. Все в руках божьих. Политика христианской церкви как раз направлена на то, чтобы в душе человеческой обрелся мир. Все жители меня уже знают, и я многих знаю, здороваемся со всеми. Все к храму настроены доброжелательно. Вряд ли кто-то захочет сжечь, если только какой-то сумасшедший.

Сейчас самое важное — освятить церковь. Соответствующее прошение архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому уже подано, осталось дождаться, когда у владыки появится окно в плотном графике.

 

Будем звонить во все колокола

— Есть у нас колокола зазвонные, подзвонные, есть и благовестники, — о колоколах отец Сергий готов рассказывать часами. До Кузино служил звонарем Свято-Троицкого кафедрального собора. — Чем звон траурней, тем он медленнее, спокойнее. По праздникам, конечно, звон радостный. Звонарское дело непростое — звонарь должен обладать не только слухом, но и физической подготовкой.

Кузинцы слышат колокольный перезвон по воскресным дням и праздникам. Набор из семи «голосов» помог приобрести один прихожанин. В задумках у батюшки — открыть школу колокольного звона.

— Первые занятия начнутся уже перед пасхальной неделей. Сейчас будем набираться группу. А в светлую неделю зовем всех, можно будем звонить во все колокола. Сам лично буду проводить мастер-класс. Сейчас у нас работают при храме два человека, я их обучаю своему ремеслу, — продолжает отец Сергий. — Кроме того, планируем открыть воскресную школу, надо подготавливать детей ко взрослой жизни. Если у человека будет нравственный стержень, то он и во взрослой жизни не запутается.

Полноценную жизнь церковь начала с рождества. По выходным в храме идут службы, если есть заявки — проводятся обряды крещения, венчания, отпевания.

— Проводим беседы перед обрядами, я считаю — без этого никак нельзя, но их всего две: знакомство и уже на самом таинстве, — делится батюшка.

Кузинцы храму рады, считают, что церковь поселку была необходима.

— Храм нужен для душевного равновесия, для нравственного воспитания. У нас же много молодежи ходит в храм, детей крестить надо. Традиции православные все веками существуют, — говорит Лидия Ришанова. — Я очень довольна, что храм в Кузино построили. Я сама службы не пропускаю, народу было много на последней службе. Снаружи храм наш очень красивый, а внутри — какая благодать. А перезвон? Даже слезы наворачиваются.

— Раньше же в Слободу ездили при необходимости. Отпеть, например, надо, в деревне же старики одни остались. А когда венчались с мужем, детей крестили, то в город ездили, — вспоминает Светлана Владимирова. — Церковь в Кузино будет востребована. Уже сейчас люди в нее ходят. Она дух поднимает, подтягивает людей.

При кузинском приходе действует центр реабилитации зависимых от алкоголя и наркотиков. В деле исцеления отец Сергий сотрудничает с благотворительным фондом «Трезвое поколение Урала». За помощью в избавлении от недуга сюда обращаются не только местные жители, но и приезжие, причем — из разных городов и весей страны. Даже из Уфы, Москвы приезжали.

—  Конечно, исцеляются не все. Бывает, что люди заходят в некий жизненный тупик, и надо помочь провести анализ судьбы, чтобы понять, что привело к столь плачевному положению. Главное — указать человеку путь к избавлению, а вот выберет ли он его, это другой вопрос, — говорит отец Сергий.

 

Спиваются, сил нет

Основная беда, с которой прихожане приходят в церковь — алкоголь, секты. Батюшка уверен, что сейчас, когда церковь функционирует, жить в деревне станет намного лучше.

Церковь Николая и Александры, царственных страстотерпцев Фото Анны Неволиной
Церковь Николая и Александры, царственных страстотерпцев
Фото Анны Неволиной

— Храм — основа, от которой люди отталкивались, строя планы на жизнь. Рано или поздно человек все равно начинает отчаиваться. Храм дает поддержку, поэтому в каждом населенном пункте он нужен. Сам по себе поселок сложный: криминогенная составляющая бьет все рекорды. Но и людей хороших, интересных много здесь, просто люди замкнутые в своих проблемах. У всех разные интересы, — считает отец Сергий. — Вообще, здесь много интересных людей. Но, как и везде, сильное разобщение. Может, приходу получится людей объединить. Население в деревне попроще, чем в городе. Общаться здесь с людьми легко. Хочу, чтобы жители жили все вместе, храм как раз выполняет задачу объединения народа, тем более — в такое непросто время. Нужно показать людям, что есть свет, надежда, а то мужики в деревне спиваются, сил нет. Продают технический спирт… воюем с ними.

Сейчас, как только в храме закончатся все оставшиеся работы, отец Сергий Лапин возьмется за обустройство собственного жилья. Пока священнику приходится в Кузино добираться на электричке из Екатеринбурга.

— Конечно, неудобно, планирую перебираться, но сделать это очень сложно. Участок под дом мне выделили, но место там болотистое, и требуется прежде его осушить, да и далеко оно, — продолжает батюшка. — Я же хочу жить ближе к храму. Все в деньги, опять же, упирается и в разные организационные моменты.