Педагог Алевтина Борисенко: «Музыка формирует душу»

Каждый из нас, наверное, помнит школьные уроки музыки — утомительные рассказы о композиторах, песни под расстроенный инструмент, рефераты в конце четверти. Но Алевтина Борисенко умеет выстроить свои уроки так, чтобы на них было действительно интересно. Как — в материале «Городских вестей»

«Яблочко» для соседей

Маленькая Алла мечтала стать музыкальным работником детского сада — очень нравилось смотреть, как педагог по музыке перебирает клавиши фортепиано, и оно издает чудесные звуки — девочку всегда переполняла гордость, когда она слышала марши, песни о Москве, о родине.

За пять лет Алевтина Борисенко лично и вместе с ребятами приняла участие более чем в 60 конкурсах и мероприятиях

 

— Мне так хотелось самой попробовать что-то наиграть, поэтому, как только пошла в первый класс, сразу же записалась в музыкальную школу, — вспоминает Алевтина Алексеевна. — Мама очень хорошо пела, а папа играл на гармошке. Я приходила из школы, переворачивала его инструмент, ставила книжечку, как музыкальный работник, ставила ноты и играла на кнопках. Потом папа подарил мне маленькое фортепиано — игрушку, на которой я научилась играть «Яблочко». Мне было шесть лет, и я с радостью наигрывала всем соседям.

Позже Алевтина от своей мечты не отказалась, окончила музыкально-педагогическое училище, затем — институт, и решила, наконец, стать тем самым музыкальным работником в садике. Но мест в детских садах не было, и девушка пошла работать в школу.

— Я, конечна, пыталась потом устроиться в детский сад, чтобы все-таки осуществить свою мечту, но проработала ровно один день: там дети маленькие, а я уже привыкла к более взрослым ребятам, которые многоголосно поют. Результат в садике был не такой, как в школе, и я вернулась обратно.

Алевтина Алексеевна начала свою карьеру в школе №15, проработала там два с половиной года, а потом перешла в только что построенную школу №1, где трудится уже 37 лет.

 Жить становится интереснее

По словам педагога, она любит свою профессию за то, что один день не похож на другой. Отношение детишек к музыке тоже разное, а ей хочется, чтобы они все любили музыку, так, как она любит ее сама.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— Я считаю музыку своей душой, без нее — никуда, — говорит Алевтина Борисенко. — Мне нравится, когда дети поют, у меня в классе прекрасная акустика, и вот когда их серебристые голоса раздаются в кабинете — это просто счастье для меня. Раньше я преподавала у детей с 1 по 9 класс, сейчас перешла на начальную школу. На работу я всегда иду с радостью, потому что знаю — научу своих малышей чему-то новому. Я ценю в своих учениках доброту и отзывчивость, музыка как раз помогает воспитать эти качества: мы поем песни о дружбе, о добром отношении друг к другу, родителям, учителям. Нам государство выделило всего один час в неделю на изучение музыки (в Японии, например, таких часов — шесть), поэтому в этот час я стараюсь уложить и теоретические занятия, и хор, и сольфеджио, и практические занятия. Мои дети даже сами делают музыкальные инструменты — в основном, шумовые, но им это нравится, они сами начинают понимать, как звучит та или иная «шумелка». Я получаю от своих учеников энергию, и мне становится интереснее жить.

В 2012 году Алевтине Борисенко было присвоено звание «Почетный работник РФ» за заслуги в области образования. Алевтина Алексеевна  получила медаль и удостоверение к ведомственной награде Министерства образования и науки РФ

У Алевтины Алексеевны довольно много любимых музыкальных композиций, но предпочтение она отдает композитору Эдварду Григу. Женщина много путешествует, побывала на родине многих музыкантов, и когда рассказывает детям о своих поездках, показывает фотографии, они говорят, что это — намного интереснее, чем просто слушать лекции.

— Мы изучаем все направления музыки — обязательно классику, рок-музыку, даже рэп, — перечисляет педагог. — В каждом направлении есть и хорошие произведения, и неудачные. Моя задача, чтобы дети научились отличать низкопробную музыку от настоящей. Мне повезло в том плане, что у меня были талантливые педагоги: дирижировать меня учила женщина, преподающая в консерватории, голос мне ставила оперная певица Клара Поплыко — она выступала в оперном театре, но уже тогда относилась ко мне с уважением, всегда просила не стесняться и «плевать на всех с пятого этажа».

 Уличное фортепиано

Раньше Алевтина Борисенко очень любила вязать — кофточки, юбочки, даже пальто. Но сейчас главным ее хобби стало путешествие.

«Городские вести» поздравляют всех педагогов Первоуральска с профессиональным праздником! Терпения вам и еще раз терпения! Честно, мы вспоминаем вас добрым словом, когда заканчиваем школу и безумно ностальгируем

— Я привожу из поездок много фотографий, делаю персональные выставки, — говорит женщина. — Мне очень понравился Амстердам, даже больше, чем Париж. Понравилась Норвегия — потрясающей красоты страна, родина Грига. Там есть его музей на берегу фьордов. Египет, Турция — там, наверное, все уже побывали. Сейчас хочу на восток — в Китай. Впечатления всегда яркие от любой страны. Вот нынче я не стала уезжать за границу, отправилась на Байкал — увидела его в разных красках, при разной погоде. Оказывается, в России тоже очень много прекрасных мест. Я ездила туда, куда сослали декабристов. Там есть прекрасный музей, где я впервые увидела пирамидальное пианино: мне дали на нем поиграть, звучание очень похоже на клавесин. Как музыкант, я из любого путешествия привожу либо записи национальной музыки, либо музыкальные инструменты. У меня и дома, и на работе целые коллекции подобных сувениров. Еще я побывала в бурятской деревне, узнала их обычаи. У бурятов купила их национальный инструмент — варган — в виде нерпы и омуля. Оказывается, на нем тоже нужно учиться играть, не у всех получается. А когда я была в Лондоне, меня поразило то, что там прямо посреди улицы стоит фортепиано, за него может сесть любой желающий, наиграть какую-нибудь мелодию. Самое странное, что инструмент идеально настроен. То есть, чтобы мастер пришел к нам в школу, нужно очень долго ждать, а там прямо на улице — прекрасный инструмент.

 Не проживу без музыки

Самым большим достижением Алевтина Алексеевна считает своих поющих детей.

— Я действительно очень люблю свою работу, мне приятно, когда ко мне подходят мои ученики и благодарят за те уроки, которые я провела. Конечно, у меня были ребята, которые вначале не умели петь абсолютно, не знали, что существуют высокие или низкие звуки, но  у меня есть пара приемчиков, как пробудить интерес к своему предмету. Например, я учу ребят слышать свой голос. Когда у них это получается, они начинают петь.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Из множества конкурсов, которые провела или в которых участвовала, Алевтине Борисенко больше всего мне запомнился «Учитель года-2009».

— Меня представляла вся школа, ученики сочиняли про меня частушки и пели. Ансамбль учителей переделал известные песни и тоже устроил мою презентацию, — улыбается, вспоминая конкурс, Алевтина Алексеевна. — Также пришлось провести открытый урок в чужой школе, мне попалась 15-ая. В самом конце нужно было продемонстрировать, как поют мои детки.

У педагога никогда не было желания сменить свою профессию, она любит учить детей музыке, получает истинное удовольствие, когда они поют. Принято считать, что музыка — это второстепенный предмет, которому не нужно уделять много внимания. Но именно музыка, по мнению учителя, формирует душу человека, а не математика или русский язык.

— У меня есть такой урок, называется «Образ матери в искусстве», там я читаю стихотворения о матерях под музыку «Аве Мария» — дети прибывают просто в неописуемом восторге. Это — мой самый любимый урок. Конечно, не только я учу детей, но и у них есть, чему поучиться: они помогают мне с техникой, потому что я не всегда успеваю за техническим прогрессом, рассказывают о странах, в которых побывали, описывают музыкальные инструменты, которые там видели. Мы обсуждаем с ними современную музыку, исполнителей — мне чаще нравится современная музыка, чем не нравится. Единственное, я не всегда понимаю рэп, потому что там нет как таковой музыкальной составляющей, а я не представляю свою жизнь без музыки, я без нее и дня не проживу, потому что к ней можно обратиться в любой ситуации, она и веселит, и бодрит, и успокаивает.

 Раньше было лучше

По мнению Алевтины Борисенко, раньше система образования была совершеннее, функциональнее, чем сейчас.

— Мне кажется, нас учили лучше. Во-первых, сейчас уроки не по 45 минут, а по 40. Именно этих пяти минут и не достает, чтобы повторить пройденный материал. Во-вторых, начальная школа сейчас по субботам не учится, а значит, нагрузка на пятидневке у них гораздо больше, чем была у нас в свое время, — рассуждает учитель.— Приглашаешь ребят на шестой урок, а они уже уставшие, им бы домой — отдохнуть, а тут еще и петь приходится. Что касается остальных уроков, у нас раньше было чистописание, поэтому и почерк у всех был ровный, красивый. Сейчас редко встретишь у ребят красивый почерк. Причем, мальчики стараются в этом плане сильнее девочек, у них буквы красивее, ровнее. Да и экзамены мы раньше сдавали по десяти предметам, писали билеты, по литературе учили стихи, многие из них я до сих пор помню. А сейчас найти ученика, который знает хотя бы одно стихотворение наизусть, сложно.