«Свобода СМИ — ускользающий зверь»

Журнал «Русский репортер» составил десятку свободных региональных печатных изданий России. В список попали сразу три газеты из Свердловской области: «Егоршинские вести» (Артёмовский), «Зареченская ярмарка» (Заречный) и «Городские вести» (Ревда). Увидев этот список в свежем номере, мы поговорили с главным редактором «РР» Виталием Лейбиным о свободе и независимости СМИ.

Десятка свободных региональных печатных изданий (по мнению «РР»):

  • «Городские вести». Ревда, Свердловская область
  • «Егоршинские вести». Артёмовский, Свердловская область
  • «Жуковские вести». Жуковский, Московская область
  • «Зареченская ярмарка». Заречный, Свердловская область
  • «Змеиногорский вестник». Змеиногорск, Алтайский край
  • «К вашим услугам». Шахты, Ростовская область
  • «Пензенская правда». Пенза, Пензенская область
  • «Свободный курс». Барнаул, Алтайский край
  • «Эхо недели». Железногорск, Курская область
  • «Якутск вечерний». Якутск, Республика Саха (Якутия)

— Виталий Эдуардович, расскажите, как составлялась эта десятка?

— Мы попытались найти интересные, на наш взгляд, региональные издания, они разные по масштабу, но все обладают определённой смелостью и свободой. Для этого мы воспользовались помощью наших коллег, которые устраивают региональные медиафорумы, помощью нашего друга, главного редактора журнала «Журналистика и медиарынок» Владимира Касютина, который хорошо знает рыночную ситуацию и журналистику в разных регионах страны. Я сам был на региональных форумах и с некоторыми из этих редакторов лично знаком. Составляя этот список, мы не претендовали на правоту. Нам было важно показать разные типы печатных СМИ, у которых разная модель свободы, но все они одинаково интересны. Таких изданий в России гораздо больше, наша десятка — это всего лишь некоторые из них.

— Что вы вкладываете в понятие свободного СМИ?

— Одна из важных вещей в том, что это вряд ли можно формализовать. Для нас это прежде всего то, что журналисты в этих изданиях обладают достаточной редакционной свободой от какого-либо спонсора или владельца. Второй критерий — эти СМИ зависят от доверия читателей. В этом смысле их свобода обеспечена тем, что их любят и читают. Свобода — это ускользающий зверь. Ты можешь в какой-то момент достичь её в каком-то поступке, но не можешь быть навсегда свободным. Свобода — это постоянная борьба за творческое самовыражение. В этом смысле важна не догма, а то, что все эти издания ориентированы на читателя, а не на спонсора или государственный заказ. Но и от читателя они зависят не в той мере, как издания вроде телегидов, которые предоставляют программу и параллельно рассказывают про майонез и макароны. Эти газеты поднимают серьёзные общественные проблемы.

— Ухудшается ли ситуация со свободой СМИ в регионах и что на неё влияет?

— Меняется рыночная ситуация, и это касается всех СМИ. Во-первых, существует давление бесплатной информации в Интернете. Трудно зарабатывать деньги, продавая печатное издание, если информация в Интернете предоставляется бесплатно. Она может быть разного качества, но её полно. Во-вторых — это неидеальная экономическая ситуация. Пресса начала испытывать давление Интернета с 2000-х годов, но пока был экономический рост, она имела шанс на развитие. После 2009 года рынки, на которые завязана пресса, сужаются. Уменьшается доступ к сети распространения, которая у нас и так очень слабо развита, монополизирована отчасти. Отчасти стала жертвой борьбы против точек продаж в некоторых городах, где под видом борьбы с несанкционированной торговлей закрывают киоски, где продают газеты. «Почта России» повысила тарифы на доставку. Все эти факторы влияют на ситуацию для печатных СМИ. Выживать сложно.

— Наша газета в связи с повышением тарифов почты вынуждена искать альтернативные способы доставки. То же самое можно сказать и про многие муниципальные СМИ. Вам повышение тарифов «Почты России» тоже мешает?

— Она мешает больше региональной периодике, потому что большинство наших подписчиков альтернативные. Мы издаёмся в одном месте, а доставлять нужно по всей стране. Сроки, в которые «Почта России» производит доставку, делает наш журнал не очень интересным для потребителя. Еженедельник хочется читать в ту неделю, о которой он пишет. Мне кажется, руководство «Почты России» не очень понимает, для чего их структура нужна. Всё-таки почта, как железная дорога, является инфраструктурой страны, а не частным бизнесом для извлечения прибыли любой ценой. В этом смысле я за то, чтобы у «Почты России» был шанс на выздоровление. Но пока, к сожалению, она не справляется не только с задачами по распространению прессы, но и со многими другими задачами. Не секрет, что в США развита интернет-торговля, потому что почта хорошо работает. А у нас … я думаю, не только у распространителей печатной продукции есть проблемы с почтой.

— Как вам кажется, может ли государственная газета быть свободной и что ей для этого нужно?

— Я думаю, что вопрос формы собственности — вторичный. Первичным является вопрос о редакционной самостоятельности и коммерческой состоятельности. Если у СМИ есть большое доверие читателей, то оно зависит больше от читателей, чем от собственника. Иногда удобнее работать с государственным заказчиком, чем с частным. Есть вменяемые чиновники, которые понимают, что свобода прессы — это общественное благо. А коммерческим владельцам сложно в нынешней ситуации. Они беспокоятся прежде всего не об общественном благе, а о коммерческой выгоде. Но, как правило, свободная пресса оказывается частной, потому что большинство наших чиновников считает, что государственная пресса — это что-то вроде официального листка и её задача — сухо писать о том, как перерезают ленточки. Но это не так.

Из первых уст

  • Александр Шарафиев, главный редактор «Егоршинских вестей» (издаются с 1992 года, тираж 10 450 экземпляров):
  • — Газета была создана 22 года назад, и всё это время мы живём на средства от подписки, рекламы и частных объявлений. У нас достаточно правдивая информационная политика. Мы соединяем в себе две школы — советской и западной журналистики. Черты советской — это сильная обратная связь с читателями. В каждом номере — полоса писем, материалы очеркового характера, социальные репортажи. Западная — это журналистика факта, информация чётко и по делу. Сегодня наш тираж 10 тысяч 450 экземпляров. Мы были первыми в районе, кто стал уходить от почты к так называемым «ручникам». Сейчас чуть больше 300 газет распространяется почтой, остальные идут в продажу и разносятся частными курьерами. Большое внимание мы уделяем и журналистскому коллективу, большая часть у нас — выпускники журфака, что для муниципальных газет редкость.
  • Татьяна Ладейщикова, главный редактор «Зареченской ярмарки» (издаётся с 1997 года, тираж 2 500 экземпляров):
  • — Не люблю словосочетание «независимое СМИ», мне кажется, для нас больше подходит слово «самостоятельное». Наш медиахолдинг создавался в 1997 году. Мы встали на ноги благодаря тому, что стали развивать одновременно несколько видов деятельности — полиграфию, наружную рекламу, выпуск газеты. В лихие 90-е «Зареченская ярмарка» была газетой бесплатных объявлений, мы стали помогать людям менять телевизоры на кур, а кур на картошку. В 2000-х годах эта необходимость отпала, мы получили лицензию как общественно-политическая газета. Через 20 дней мы отметим своё 17-летие и перейдём на полноцвет.
  • Валентина Пермякова, выпускающий редактор «Городских вестей» (издаются с 1997 года, тираж 15 000 экземпляров):
  • — Мы стараемся, чтобы читать нашу газету было не только важно и полезно, но и любопытно. Пишем для читателей, а они голосуют за нас рублём. Не ограничиваемся рамками города, отслеживаем все информационные потоки в области и стране. Мы активны в Интернете, ищем формы взаимодействия с аудиторией, но не идём у неё на поводу, главная роль всегда остаётся у журналиста. Если честно, то нам не совсем понятно, почему «Городские вести» Первоуральска не попали в эту десятку. У нас с ними одинаковая судьба и вектор развития. Возможно, составители просто о них не знали.