Дежавю: «Безымянная звезда», Мона, Марин Мирою и мадемуазель Куку

Та часть группы, что летела самолетом, встречала нас в Трансильвании. После неудачной пересадки в Вене, перелета до Бухареста, бессонной ночи в бухарестской гостинице и пятичасового переезда в Трансильванию, они были «бледно-зеленого» цвета, но все равно с удивлением взирали на «придурков», что по своей воле решили ехать транзитом через Украину. А «придурки», выспавшиеся, довольные, в расшитых карпатским узором телогрейках с овчинным, натурально пахнущим исподом, купленных в привокзальной сувенирной лавке в Черновцах, все — в подарках, впечатлениях и новых знакомствах — сходили на перрон маленького вокзала в Трансильвании.

 Стиль неоренессанс

С лиц «зеленых» человечков, трагических жертв «зомбоящика», внимание мое переключилось на сам вокзал. Меня посетило дежавю: будто Михаил Козаков снимал свою «Безымянную звезду» не в ленфильмовских павильонах, а в интерьерах этого маленького вокзала в Трансильвании (как известно, пьеса принадлежит перу румынского драматурга Михая Себастьяна), и наш поезд — не «Москва-София», а дизель-электропоезд-экспресс «Бухарест-Синая». И сейчас на перрон высадят безбилетную пассажирку — прекрасную беглянку Мону (Вертинская) — в платье от дорогой бухарестской портнихи, но не имеющей в карманах ничего, кроме фишек для игры в казино, и она встретит учителя космографии местной гимназии Марина Мирою (Костолевский), и у них закрутится роман под укоризненные взгляды мадемуазель Куку …

Дом ремесленников в Сибиу Фото предоставлено Ольгой Варгановой
Дом ремесленников в Сибиу
Фото предоставлено Ольгой Варгановой

Я не ошиблась: электричка «Бухарест-Синая», как и в 1930-е годы, здесь по-прежнему ходит. И «бухарестские франты, а также хорошенькие дамочки» по-прежнему ездят играть в рулетку в роскошное Синайское казино (вот откуда фишки в карманах Моны), соседствующее с не менее знаменитым Синайским монастырем, маковки церквей которого напоминают по форме крыши пагод, а кельи белые, одноэтажные, с плоскими крышами. Мы побывали и в монастыре, и в казино. Но не они, а построенный в стиле неоренессанса дворец Пелеш — есть главная достопримечательность Синаи.

Дворец Пелеш в Синае Фото предоставлено Ольгой Варгановой
Дворец Пелеш в Синае
Фото предоставлено Ольгой Варгановой

Бывшая летняя резиденция румынских королей похожа на торт-безе, облитый по краям шоколадом и украшенный зелеными и оранжевыми башенками из марципана и цукатов. Вокруг его старые ели развесили тяжелые сборчатые юбки, по низу отороченные бахромой из шишек. В траве, по обе стороны дорожки, которой мы поднимались к Пелешу, аметистами рассыпались лиловые цикламены. Напоенный травами горный воздух хотелось пить как коктейль.

 Она любила коллекционировать посуду и картины Альфонса Мухи

Самая почитаемая румынская королева Мария, британская принцесса с русской кровью (внучка Александра II и двоюродная сестра Николая II), любила отдыхать в Пелеше от королевских своих забот. Еще она любила коллекционировать посуду и картины Альфонса Мухи. С жемчужинами обеих коллекций мы познакомились в Пелеше.

Портрет королевы Марии в девичестве Фото предоставлено Ольгой Варгановой
Портрет королевы Марии в девичестве
Фото предоставлено Ольгой Варгановой

В последние годы своего правления румынский президент Николае Чаушеску закрыл Пелеш для посещений и даже хотел поселиться здесь с женой Еленой. Но, говорят, работники музея, зная, что чета Чаушеску страдает фобиями, связанными со здоровьем, объявили, что здание заражено опасным грибком, который в 1980-х годах, действительно, был распространен, но поражал только древесину. Когда мы бродили по роскошным мраморным залам угнетающего своими размерами и монументальностью абсолютно пустого румынского парламента в Бухаресте, то в холодно-отчужденных «королевских» его интерьерах (румынский диктатор хотел переплюнуть всех королей Европы) угадывали теплые краски Пелеша: Чаушеску приказал скопировать точь-в-точь.

Продолжение следует