В этом году со 2 по 5 октября в России впервые прошел фестиваль Comic Con, посвященный поп-культуре, кино, комиксам и видео-играм. На фестивале побывал и первоуралец Алексей Варганов, который представил там свои авторские комиксы.
Детализация и мрачная атмосфера
— Я с 13 лет увлекаются комиксами: покупаю, читаю. А с 16 лет начал коллекционировать комиксы, — рассказывает Алексей. — Началось с того, что в 2006 году мне подарили несколько выпусков «Detective Comics» — самой длинной, непрерывно публикуемой комикс-серии. Как сейчас помню те обложки: они поразили меня высокой детализацией и мрачной атмосферой.
Сегодня коллекция Алексея насчитывает больше 2300 экземпляров. В основном, это комиксы стандартного размера — 22 страницы в мягкой обложке.
— Обычно покупаю комиксы на eBay или привожу из заграничных поездок. В интернете, как это ни удивительно, можно найти «журналы» 15-летний давности в отличном состоянии: каждый комикс, который мне приходил, был упакован в прозрачный файл и проложен внутри специальной картонкой, — говорит коллекционер. — Я понял, насколько это круто — «бессмертие» предметов коллекции, и с тех пор был предельно аккуратен со всеми выпусками, некоторые я даже не распаковывал.
В основе коллекции Алексея — комиксы трех крупных издательств DC, Marvel, Image. Львиная доля изданий — из эпохи 90-х, но есть и комиксы нулевых. Имеются даже комиксы «бронзового века» — 70-80-х.
— Особая гордость моей коллекции — первые выпуски «Спауна» с автографом Тодда МакФарлейна и первые выпуски «Броска кобры» из 80-х с автографом Херба Тримпа — человека, который первым нарисовал Россомаху, — продолжает коллекционер. — А мой любимый персонаж — Хеллбой. Художник Майк Миньола — удивительный человек. У него прекрасный, рубленый рисунок.
Гостей преподнесли как богов
Кроме того, что Алексей Варганов активно коллекционирует комиксы, он еще и сам их создает. Для того, чтобы продвинуть свой продукт в массы, молодой человек отправился на Comic Con Russia.
Фестиваль Comic Con впервые прошел в Сан-Диего в 1970 году, а на сегодняшний день является местом значимых кинопремьер и крупнейшим событием в мире комиксов. В американском варианте программа фестиваля на 70% посвящена комиксам, 30% — остальной поп-культуре.
— У нас же в России фестивальная программа лишь на 10% была посвящена комиксам. Большую часть занимал косплей (перевоплощение в персонажей комиксов и видео-игр за счет сложного костюма и грима — ред). Честно, мне не понравилось мероприятие. Я знаю, как должен проходить настоящий Comic Con, а то, что я увидел в Москве, было нечто иное, — говорит Леша. — Проходил фестиваль четыре дня в московском «Крокус Экспо». В первый же день я столкнулся с огромной очередью. Хотя у меня, как у участника, был VIPпропуск, шел я вместе со всеми. Организация была на низком уровне.
Фестиваль делился на несколько секций. Выставка «ИгроМир» — достижения в игровой индустрии. На «Крокус Экспо» был кинозал, где можно было посмотреть фрагменты новинок.
— На «ИгроМире» было круто, можно было поиграть, — рассказывает молодой человек. — Секция комиксов была представлена в небольшом павильоне. Организаторы ошибочно полагали, что культура комиксов в России не развита, хотя она вся находится в андеграунде и не пытается высунуться. Надеюсь, в следующем году комиксы будут представлены отдельно. Так же я старался покупать в коллекцию новые комиксы издательства «Bubble», «Disney», фестиваля «КомМиссия», потому что в том же Екатеринбурге что-то достойное найти не получится.
На фестивале прочитал лекцию британский художник Дэвид Ллойд, автор комикса «V — значит вендетта», выступил российский рэпер Noize MC, а так же гостем фестиваля стал актер сериала «Сверхъестественное» Миша Коллинз.
— Мне удалось пообщаться с Дэвидом Ллойдом. Я показал ему свои комиксы, но ему не понравилось, он посчитал, что я рисую кино, — вспоминает Алексей Варганов. — Он мне расписался в книжке, что очень важно для моей коллекции. На фестивале в том же Сан-Диего тоже можно пообщаться с художниками. Но — в свободной обстановке, а у нас опять сделали все по-русски — пригласили гостей и преподнесли их как богов.
Теория заговора и оккультизм
Алексей Варганов уже несколько лет сам создает комиксы. Выступает в роли автора: придумывает сюжет и делает раскадровку.
— У меня было с собой два готовых комикса, один из которых был уже подписан издательством. На Comic Con Russia мне удалось продать и второй свой продукт одному из издательств. В следующем году «журнал» уже выйдет на суд публики, — говорит автор. — В одном сюжете главный герой — чистильщик. Он помогает преступникам скрыться. Он — отрицательный персонаж, разумеется. Зовут его Ластик. Первый выпуск как раз будет о том, как Ластик помогает не тому человеку, после чего его решают убрать, и он теряет память. По ходу сюжета герой разбирается, что к чему. Вторая история, которую я представил, о теории заговора, оккультизме, тайном обществе и зомбированном мире.
Супергероев молодой человек не любит, его персонажи не обладают никакими сверхспособностями. У героев Алексея все плохо в жизни и они постоянно копаются в себе.
— Мне не интересно писать про положительных персонажей, мне хочется писать про реальность. Посмотрите на улицу! Действия моих комиксов происходят на Западе, потому что культура комиксов зарождалась именно там, — рассказывает Леша. — Я и диалоги прописываю сразу на двух языках, благо, достаточно неплохо знаю английский.
Алексей Варганов создает комиксы вместе с командой художников. Один из них — Артем Тарханов из Новосибирска — рисует для издательства Image.
— Я могу и сам рисовать, но не могу делать это на том уровне, как ребята. Поэтому я придумываю сюжет, делаю раскадровку, а художник уже все обрисовывает. Страница готовится где-то за неделю, — продолжает молодой человек. — Когда-то я хотел снимать кино, но кино — осязаемый жанр, а прелесть комикса в том, что там можно творить все, что захочешь. С кино так нельзя. Любой комикс можно анимировать. Флеш-анимация сейчас сильно развита. Это пойдет в массы лучше, чем сценарий, который подогнан под рамки.
Алексей Варганов вообще не любит, когда его ставят в рамки. Он, подобно канадскому художнику и сценаристу комиксов Тодду МакФарлейну хочет действовать самостоятельно.
— Тодд МакФарлейн нарисовал Человека-паука для Marvel. Когда ты рисуешь для издательства, ты не владеешь правом ни на что, просто рисуешь. Позже МакФарлейн ушел из Marvel и создал свое издательство Image. В Image много авторов, которые имеют право на свой продукт, — говорит Леша. — В идеале, я бы тоже хотел открыть свое издательство. Чтобы там была студия для мозгового штурма, типография, оборудование. Чтобы ничего не ограничивало меня, и я мог создавать тот продукт, который станет бестселлером.