Первоуральцы исследовали Монголию на квадроциклах

В июне этого года команда, собранная со всей страны, в том числе — из Первоуральска, отправилась в экспедицию на квадроциклах. Поставленная цель: разведать маршруты Монгольского Алтая — самой высокогорной части этой страны. Первоуральск представляла команда «ПерСеры» — первоуральские Сергеи — Генералов, Исаев, Пермяков. И еще Алексей Солодовников. «Городские вести» встретились с путешественниками, чтобы узнать подробности поездки.

Обошлось без поломок

— Мы уже объездили весь Урал, были в самых живописных местах нашего края. Излюбленные места — все наши хребты, перевал Дятлова. Ребята некоторые ездили на Кольский полуостров, Байкал, — рассказывает Сергей Пермяков. — И в этот раз мы тоже хотели просто отдохнуть в необычном, красивом месте.

Дорог нет. Даже те, что обозначены как федеральные, выглядят, будто кардиограмма умирающего. Иногда неожиданно, словно выросшие посреди поля, возникают заправки, точнее — одиночные колонки made in USSR — никаких автоматов, только механика и только 80‑е топливо.
Дорог нет. Даже те, что обозначены как федеральные, выглядят, будто кардиограмма умирающего. Иногда неожиданно, словно выросшие посреди поля, возникают заправки, точнее — одиночные колонки made in USSR — никаких автоматов, только механика и только 80‑е топливо.

Идейным вдохновителем поездки стал Сергей Генералов. Именно он предложил поехать в Монголию. Стали формировать команду сначала из Первоуральска, потом подтянулись люди из других городов, разработали маршрут, связались с людьми из Барнаула, которые хорошо знают тамошние места.

Людей с желанием экстремально отдохнуть в Монголии собрали со всей страны. В итоге получилась большая всероссийская команда: Первоуральск, Челябинск, Екатеринбург, Самара, Казань, Барнаул.

— В течение полугода обкатывали разные варианты маршрута, читали отзывы туристов, просчитывали варианты техники. На стадии подготовки к экспедиции столкнулись с тем, что вообще нет ни одной современной карты Монголии в туристическом формате, — вспоминает Сергей Исаев. — Уже будучи там, мы поняли, что как таковые карты не нужны, потому что, когда поднимаешься на вершину, можешь увидеть свой маршрут на несколько дней вперед. Сразу решили, что передвигаться по Монголии мы будем на квадроциклах.

[nggallery id=321]

— В таком серьезном масштабе — это наша первая поездка. И люди подобрались опытные, которые увлекаются туризмом, квадроциклами. Вообще квадроциклетное движение у нас в стране хорошо развито. На квадроцикле ты можешь ведь проехать гораздо дальше. Квадроцикл гораздо более проходимый. К тому же при поездке получишь совсем другие ощущения, — вступает в беседу Сергей Генералов. — Ни одна поездка на квадроциклах не обходится без ремонта, поэтому человек за рулем должен быть подкован в техническом плане. Квадроцикл же может и перевернуться, и утонуть. Но технику мы подготовили хорошо, и поломок в поездке никаких не было.

 

По-­доброму назойливые

Все это захватывающее путешествие случилось в конце июня. Из Первоуральска путешественники наняли автовоз и отправили всю технику до Барнаула, сами добирались туда на поезде. Со своей техникой они уже встретились на границе с Монголией.

Вопреки всеобщим представлениям, Монголия — это не только бескрайние степи и безжизненные пустыни. Почти половину территории этой страны занимают горы. И самая высокогорная часть — Монгольский Алтай. Магистральная часть этого хребта приподнята на 3000‑4000 метров над уровнем моря и тянется на юго­восток страны от западной границы с Россией до восточных районов Гоби.

1

— Монголия встретила нас очень дружелюбно. По всему маршруту нам встречались юрты, где жили кочевники. Вообще, монголы — гостеприимные и приветливые. Если мы останавливались рядом с кочевыми поселениями, то нас обязательно приглашали пить чай, — вспоминает Сергей Пермяков. — У них огромный интерес к технике. Стоило только слезть с машины, они тут же залазили, мерили шлемы. Они такие по‑доброму назойливые.

80 % маршрута пролегали на высоте 2200‑2600 метров. И этот нюанс начал ощущаться буквально с первого дня. Сначала — повышенным пульсом. Потом — повышенным давлением. Путешественники чутко следили за своим здоровьем — на каждом привале измеряли давление.

— По показаниям прибора некоторые вообще ехали мертвыми и не потели, — рассказывает Сергей Исаев. — Дышать в тех местах действительно очень тяжело. Мы ощутили это не раз. И сначала ты впадаешь от этого ощущения в панику. А потом как‑то привыкаешь. Был случай, когда пришлось обратиться в больницу — товарищ сломал руку. В больнице ближайшего населенного пункта, как выяснилось, ни то что рентгена, даже гипса нет. Врачи свернули картонку вокруг перелома, обмотали бинтиком и сделали водочную примочку.

 

Вершина взята

Продукты — крупы, консервы — путешественники взяли с собой еще из России. В дороге по Монголии команда опустошила заправку на предмет топлива для техники и гипермаркет — на предмет топлива для пилотов.

— Из местного мы попробовали баранью печень. Вообще, делали кучу разных блюд из барана, но это было самое вкусное. Сочнее печени я в своей жизни не пробовал, — говорит Сергей Пермяков.

— Для меня самым вкусным оказался тувинский рецепт приготовления хариуса. С живой еще рыбы снимается не чешуя, а целиком шкура, вынимаются потроха — и на засол. Через 5 минут деликатес готов к употреблению, — добавляет Сергей Исаев.

Картинка, как и погода, за окном визора менялась каждые полчаса. Погода в Монголии была абсолютно разная, автомобилисты то изнывали от жары, то попадали под град, сухие ветра, сумасшедший шквалистый ветер.

2

— Случились в нашей программе и два запланированных подвига. В середине пути — фееричное первопрохождение безымянной вершины недалеко от озера Хунгийн-­Нур. Хоть и перевернули на спуске один из квадров. И первопрохождение четырехтысячника Саергул­-Ула. Второе, безусловно, стало апофеозом всего мероприятия, — продолжает Сергей Генералов. — Двуглавую вершину этой горы лишь однажды пытались покорить такие же сумасшедшие на мотоциклах — безуспешно. На самой макушке начинается критичный уклон, по которому очень сложно передвигаться даже ногами — приходится балансировать пару секунд на каждом камушке, чтобы не вызвать сход лавины. Мы зашли на возможный максимум — 3711 метров. А все равно — вершина взята!

За две с половиной недели Монголия показала путешественникам все свои чудеса. Проехали полторы тысячи километров, потратили две тонны бензина на десять единиц техники. Удалось побывать в трех населенных пунктах: городах Саган-­Нур, Баян Ульгий, поселок Буян.

— Успели посетить монгольскую здравницу «Белая вода». Представьте, что из горы бьет множество ключей. И монголы верят, что каждый ключ имеет узкоспециализированное предназначение — лечит отдельную часть тела. Например, из одного ключа нужно пить воду, чтобы вылечить глаза, из другого — сердце, — говорит Сергей Исаев. — Кроме диких верблюдов, табунов лошадей, яков и сурков, нам на пути встречались наскальные рисунки и древние идолы. Памятники сохранились ровно в том же состоянии, как и тысячу лет назад, когда их создавали.

Монголия
Монголия

О том, куда поедут в следующий раз, «ПерСеры» говорить пока не хотят. Но сходятся во мнении, что место это должно быть далеким от цивилизации, безлюдным и с красивым пейзажем.

— Кайф от такого путешествия именно в том, чтобы увидеть, а впоследствии рассказать о том, что до тебя никто никогда не видел, — подытожил Сергей Пермяков.