Более половины доходов бюджета-2015 – безвозмездные поступления?

 «Артистка пришла. Сейчас будет шоу!»

Перед тем, как представить свёрстанный бюджет на 2015-й и плановый период 2016/2017 на депутатские согласительные комиссии, чтоб народные избранники могли внести в него свои «хотелки» (почерпнутые в перечне наказов избирателей), администрация ГО Первоуральск вынесла его на публичные слушания, состоявшиеся 28 октября.

Замечу, соотношение явившихся на слушания муниципальных чиновников к жителям города (проявившим интерес к будущим доходам и расходам городского округа) было примерно десять к одному. Если бы среди первоуральцев желающих оказалось больше — зал заседаний их просто не вместил бы. К примеру, припоздавший к началу слушаний эколог-общественник Терехов сидел на приставном стуле.

Взгляд профессионально сканирует знакомые и растиражированные лица на представительских местах, не обнаруживая в их числе главу исполнительной власти – сити-менеджера Дронова. При одноглавой модели управления первые лица публичные слушания обычно не игнорировали. Возможно, потому, что их народ выбирал. Назначенец, каковым является Дронов, наверное, может себе позволить такую роскошь – как не интересоваться мнением народа.

Неприятно поразило какое-то школярское паясничанье отдельных чиновников администрации. Подаю паспорт для регистрации на слушаниях, в это время зам. главы по муниципальному управлению Солдатов начинает якобы шутить, сопровождая кривлянье своё неумными репликами: «О-о-о, кого мы видим!». Сидящая с ним по соседству начфин Гладкова давится от смеха, прыская в ладошку, как первоклассница, которую ущипнул за мягкое место сосед по парте, а ей через пять минут важный доклад у доски делать. Глупое девчачье прысканье в кулачок можно было бы как-то простить, если б доклад  достойный был. А то ведь на слабенькую, с большой натяжкой, «троечку». Зарегистрировавшись, иду на зрительские места (свободное место – в предпоследнем ряду), за спиной шёпот слышу: «Артистка пришла. Сейчас шоу будет». Я – не артистка, я — не шоумен, я – всего лишь журналист, который иногда любит задавать неудобные вопросы. На слушания я пришла как житель города. Но тоже с вопросами, которые у меня появились после знакомства с информацией по проекту бюджета. И тут до меня доходит, что спрессованные в единую серую массу, парализованные страхом, чиновники дроновской администрации хотят праздника, хотят шоу. И человек, свободно задающий вопросы, для них уже – шоумен.

Золотое правило: когда нечего сказать – лучше молчать

Что еще вызвало недоумение? В прениях по проекту бюджета-2015 выступали депутаты Пунин с Сафиуллиным, люди, мягко скажем, мало сведущие в вопросах бюджетирования. Смысл их речей сводился к одному: «Ну, круче бюджета – еще не бывало». Видимо, оттого, что они приняли в этом участие. Марата Сафиуллина, и без того многословного, от переполнявших чувств прорвало. Все присутствовавшие, по обыкновению, думали, когда же, чёрт возьми, он закончит. Марату Адисовичу пора, наконец, усвоить простую истину: как спикер он никого не интересует и когда нечего сказать – лучше молчать. Последним в прениях взял слово спикер Думы и глава города  Козлов, таким образом, осознанно поставив себя ступенью ниже Пунина с Сафиуллиным. Нам не важно, как себя позиционирует сам Козлов, — гораздо важнее, что несущественностью, ничтожностью своей роли он унижает всех жителей города. Правда, не все жители города знают, что Козлов – его глава. Об этом, знаете ли, вообще мало кто знает.  Словом, прения вылились в пародию …

Живой человек среди «роботов»

Теперь о том, что приятно поразило. Единственный, кто противостоял серой массе раздавленных страхом людей, был заместитель Дронова по ЖКХ, Геннадий Николаевич Зверев, человек явно умный, харизматичный и совершенно другого уровня мышления. Ощущение было сродни тому, как среди роботов случайно бы оказался живой человек. Как журналист, наделённый свободным мышлением, категорически не могу общаться с роботами, оттого все мои вопросы были адресованы Геннадию Николаевичу.  Удивилась, почему Зверев до сих пор не проводит пресс-конференции, у него бы это хорошо получилось.

Теперь непосредственно обратимся к проекту бюджета-2015, что на публичных слушаниях представляла начальник финансового управления администрации Светлана Гладкова.

Бюджет-2015: доходы

Заблуждение финансистов: по недоразумению или незнанию?

В информации по проекту бюджета, размещенной на официальном сайте администрации, предполагаемая к поступлению в бюджет в 2015 году сумма представлена  куцей строкой — налоговых и неналоговых доходов  – 1 855 274 тыс. рублей, что в 2,04 раза больше, чем прогнозный показатель 2014 года.

В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса РФ, к доходам бюджетов всех уровней относятся налоговые, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Как выяснилось уже на публичных слушаниях, к налоговым и неналоговым доходам новый начфин Гладкова и специалисты финансового управления по недоразумению, а, может, по незнанию отнесли и безвозмездные поступления.

Из уже названной нами предполагаемой суммы доходов в 2015 году (1 855,3 млн.руб.) — налоговые и неналоговые доходы составят 900 млн. Значит, ожидаемая сумма безвозмездных поступлений от вышестоящего бюджета955,3 млн. руб. То есть, более половины всех доходов бюджета.

По всей вероятности, в указанной сумме безвозмездных поступлений не учтено привлечение средств областного бюджета на софинансирование инвестиционных мероприятий по развитию городской территории. Негативную роль здесь может сыграть тот факт, что в 2014 году в областной бюджет, вероятно, уже возвращены или будут возвращены значительные суммы не использованных бюджетных средств. Что в условиях их дефицита не может не вызвать недовольство областных властей.

 Не стоит возлагать надежд на рост НДФЛ

 В прогнозируемой сумме  собственных доходов на 2015 год основной удельный вес традиционно приходится на НДФЛ – 378 млн. руб. (42% от соб. доходов бюджета) и на доходы от использования муниципального имущества – 153 млн. руб. (17% от соб. доходов). Для сравнения: утвержденный решением Думы прогнозный показатель собственных доходов бюджета на 2014 год составляет 907,4 млн. рублей, из них НДФЛ – 346 млн. рублей (38.1% от соб. доходов), доходы от использования муниципального имущества – 103,2 млн. руб. (11,4%).

Исходя из того, что при снижении по отношению к 2014 году общей суммы налоговых и неналоговых доходов на 7 млн. руб., тем не менее, прогнозируется рост НДФЛ — на 32 млн. руб. и рост доходов от использования муниципального имущества — на 49,8 млн. руб., следует предполагать, что по другим видам налоговых и неналоговых доходов ожидается значительное их снижение по сравнению с 2013 годом.

По прогнозу социально-экономического развития Свердловской области в 2015 году (в сравнении с 2014 годом) рост фонда заработной платы составит около 6%. С учётом того, что Минэкономразвития РФ пересматривает сегодня прогноз развития российской экономики на 2015 год в сторону ухудшения (в частности, показатели номинальных доходов населения и фонда з/п), первоуральской администрации не стоит возлагать большие надежды на рост НДФЛ, тем более, почти на 10% по сравнению с прогнозом текущего года.

Исходя из сложившейся в последние годы тенденции, необходимо учитывать, что фактическое поступление этого налога в местный бюджет составляет 95-98% от плановых показателей. Соответственно, при повышении фонда з/п даже на на 6% сумма НДФЛ в 2015 году составит порядка 359 млн. руб. То есть, на 19 млн. руб. меньше прогнозируемого.

Повышение суммы и удельного веса доходов от использования имущества в общем объеме доходов – есть тенденция положительная, поскольку этот  источник дохода в большей степени, чем другие, зависит от деятельности органов местного самоуправления. Но планирование роста (почти в полтора раза!) доходов от сдачи в аренду имущества и земельных участков за счет пересмотра ставок арендной платы должно строиться на четких экономических расчетах, предусматривающих в числе прочего и существующую конкуренцию в этой сфере.

Теперь перейдём к расходной части бюджета.

Бюджет-2015: расходы

156 млн. «профукали» — жильцов 11-ти бараков обрекли на безысходность

 К сожалению, начфин Гладкова не озвучила, какова вероятность привлечения областных средств на реализацию тех или иных инвестиционных проектов, на какой стадии находится работа по участию городского округа в государственных программах, поскольку судьба многих проектов зависит от наличия софинансирования с бюджетами других уровней.

На переселение граждан из аварийного жилфонда расходы местного бюджета составят 25,6 млн. руб, при этом ожидается финансирование из федерального и областного бюджетов.

Пока не известно, в какой сумме исполнены расходы на эти цели в 2014 году при выделенных субсидиях из Фонда содействия реформированию ЖКХ и областного бюджета? И какая работа выполнена в этом направлении? Но при наличии такого количества аварийных и ветхих домов на территории ГО Первоуральск расселять по три  дома в год – значит, рисковать жизнью и здоровьем людей, доводя ситуацию до критической. Прошлой зимой уже были случаи обрушения под тяжестью снега крыш аварийных домов на Динасе и в Билимбае, хорошо, обошлось без трагических последствий. Увы, никто не может дать гарантии, что нынче не повторится подобное, возможно, с более печальным финалом. Оттого безответственность дроновской администрации в этом вопросе не может не удивлять. Тем более, что его предшественник Переверзев, отстранённый от власти по желанию находящегося под арестом олигарха Комарова, до конца 2015 года собирался расселить жильцов 14-ти бараков на Хромпике и Талице по областной программе «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства в 2014-2015 годах». Причем, доля софинансирования для муниципалитета предлагалась тогда наивыгоднейшая: 20% — в 2014 году и 31% — в 2015-м.

Согласитесь, сити-менеджер Дронов с его тремя домами за 54 млн. (и долей софинансирования — 40%!) крайне невыгодно смотрится на этом фоне.

Как известно, дроновская администрация объявила конкурс  на 54 миллиона, еще в середине августа 2014-го  должен был определиться победитель. Однако Федеральная антимонопольная служба (ФАС) торги приостановила. Причина: непрофессионально подготовленная документация работниками администрации Первоуральска.

Каков итог? Команда Дронова профукала 156 миллионов из федерального и областного бюджетов и обрекла на безысходность жильцов 11-ти разваливающихся бараков.

 Газификация, садики, дороги: по софинансированию – сплошь «непонятки»

 На наружное освещение Первоуральска предполагается потратить 28 миллионов. По сравнению с прогнозным показателем 2014-го расходы эти увеличатся в 1,7 раза или на 11,5 млн. рублей, по сравнению с исполненными показателями за 2013 год – в 2,1 раза или на 14,9 млн. рублей. Вызывает сомнение целесообразность поддержания круглосуточного освещения в городе, которое названо причиной такого роста расходов.

На газификацию сельских территорий планируется выделить 20 млн. рублей, из них 16 – на газификацию Новоуткинска. Можно отметить, что на 2014 год уже были предусмотрены расходы на строительство межпоселкового газопровода Новоуткинск-Прогресс в сумме 11,8 млн. рублей. Но работы так и не были проведены.

Такая же ситуация сложилась и со строительством лыжной базы: на 2014 год были запланированы, но не произведены расходы в сумме 5 млн. рублей. Не названы причины, по которым область отказала Первоуральску в финансировании этих расходов.

Всё это не прибавляет уверенности, что эти или какие-либо другие причины не помешают приступить к этим работам в 2015 году.

Расходы на ремонт дорог за счет средств местного бюджета составят 53,5 млн. руб. Не озвучено, входят ли в эту сумму расходы на работы, не завершенные в 2014 году. И если входят, то какова доля расходов на ремонт новых участков дорог. Не озвучено, предполагается ли получение субсидий из областного бюджета на эти цели. Можно отметить, что, например, в 2012 году на ремонт дорог (не считая реконструкции путепровода на сумму 63,8 млн. руб, ремонта дворовых территорий на сумму 18,1 млн. руб) было израсходовано средств местного бюджета более 34 млн. руб, то есть, не принципиально меньше планируемых расходов 2015 года.

На строительство трёх детских садов (на 350 мест каждый) в 2015 году предусмотрено израсходовать средств местного бюджета в сумме 116,8 млн. руб, то есть, по 38,9 млн. —  на каждый объект. Также не прозвучало, какова ожидаемая доля вышестоящих бюджетов в реализации данного инвестиционного проекта. Не ясно, планируется ли в течение 2015 года увеличение суммы расходов местного бюджета путем внесения изменений в решение о бюджете. Для сравнения: строительство одного детского сада на ул. Береговой на 280 мест обошлось бюджету более чем в 150 млн. рублей.

Вопрос по воде снова откладывается в долгий ящик …

Не указано, какие именно работы будут проведены в рамках реконструкции стадиона «Уральский трубник», на которую местный бюджет выделяет 5,4 млн. рублей и планирует войти с ним в областную программу для получения субсидии. Прежде озвучивалась сумма для завершения реконструкции этого объекта порядка 100 млн. рублей.

Также на 2014 год изначально планировались расходы на строительство Нижнесергинского водозаборного пункта, но по каким-то причинам были исключены из решения о бюджете. В 2015 году от работы по снабжению населения качественной питьевой водой, судя по проекту бюджета, вновь отказались.