Возьмите восемь литров

Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни задумывался, что пора бы перестать носить в себе пять литров крови и немного поделиться с тем, кто в ней действительно нуждается. А сделать это просто — нужно стать донором. 

Туда не ходи, сюда ходи

Когда мне в голову пришла мысль о том, что надо бы сдать кровь, первым делом я, конечно, позвонила в Областную станцию переливания крови. Если честно, думала, что там мою инициативу воспримут без особого энтузиазма — мало ли желающих сдать кровь? Но на том конце провода мне ответили, что очень ждут моего визита, несколько раз спросили, есть ли у меня и моих родственников какие-нибудь хронические заболевания, переносила ли я в ближайшие полгода операции, болела ли желтухой? И еще много-много разных вопросов. Получив на все ответы, мне предложили прийти в пункт переливания и сдать кровь на анализ — то есть стать первичным донором. Так же было оговорено, что за сутки до сдачи крови я не должна есть жирного, соленого, острого, не пить молоко, исключить из рациона яйца и масло. Каша на воде и кусочек говядины (несоленой, естественно) — меню претендента на звание донора.

Промаявшись весь четверг (нелегко человеку, обожающему колбасу и майонез, заменить их кашей, да еще и на воде), в пятницу с утра даже не стала завтракать, чтобы не испортить кровь. Следует отметить, что сдавать кровь я пыталась и раньше, но вердикт всегда был один: «Вам нельзя, гемоглобин слишком низкий, вам бы самой крови долить не мешало». Поэтому нынче я решила обезопасить себя от фиаско хотя бы диетой.

Через минуту Ольга Хмелева справится со страхом крови и зайдет в кабинет, чтобы стать донором Фото Анны Неволиной
Через минуту Ольга Хмелева справится со страхом крови и зайдет в кабинет, чтобы стать донором
Фото Анны Неволиной

Наступил день Х. Пришла на станцию — смотрю, крыльцо новое, зашла. Сидит охранник. Я объясняю, что пришла сдавать кровь, но куда идти — не знаю. Отправили на второй этаж. А там нет никого, только двери-двери-двери. И все закрытые. Кое-как отыскала людей, спросила, где тут кровь теперь сдают? Меня отправили обратно к охраннику, который, поняв, наконец, что мне нужно, сказал: «Вы сейчас из этого здания выходите, поворачивайте направо, идите-идите, увидите высокое крыльцо — вот вам туда». Пошла, вижу — правда, есть крыльцо. Поднимаюсь, захожу. Чистенько, красиво и свет горит. В гардеробе приветливая женщина спросила, куда я собралась — объяснила в третий раз. Она выдала мне шлепанцы, забрала куртку и уличную обувь, сказала подниматься на второй этаж — там, говорит, всех доноров и ждут. Поднялась — и правда: люди какие-то бумаги заполняют, кто-то уже с перевязанными венами ходит. Слава богу, первый этап преодолен.

 Улыбнитесь, снимаю

Дальше по плану — регистратура. Вот тут меня обуял ужас — ну, думаю, сейчас все настроение испортят своими кислыми лицами (не будем кривить душой, все знают, какие «приветливые» тети обычно сидят в регистратурах). Прохожу в небольшой кабинет — сидят две женщины.

— Вы кровь сдавать? Ой, хорошо, тогда ко мне проходите, — улыбаясь, говорит медработник. — Давайте паспорт, будем оформляться.

Отдаю документы, жду, пока женщина заполнит нужные строчки в компьютерной таблице. Стою, разглядываю интерьер — полки, много-много пластмассовых лоточков с какими-то карточками. Все, как в обычной регистратуре.

— А вы туберкулезом не болели? — шепотом спрашивает меня регистратор.

— Нет, не болела, — уже не в первый раз отвечаю я.

— У вас или у родственников никаких хронических заболеваний не было?

— Нет, я здоровая, честно.

— Да это же просто прекрасно, — совершенно искренне радуется за меня женщина. — А теперь на пару шажочков от стойки отойдите, еще-еще, а теперь — шаг вправо, я вас сфотографирую.

Поднимаю голову и с удивлением вижу маленькую камеру, такие сейчас во всех банках на столах у кассиров стоят. Поулыбалась — все, фото готово. Распечатав документы, женщина вручила мне две анкеты, подробно объяснив, как нужно заполнять и куда потом следует идти, пожелала здоровья и отпустила с миром.

 Давайте я ее сначала уколю

Присев на мягкий диван, стала старательно (и честно!) заполнять анкету. Вопросы были несложные: общее состояние здоровья — не болит ли голова на момент сдачи крови, ставились ли в ближайшее время прививки, были ли операции, контактировала ли я с больными гепатитом, желтухой, сифилисом, ВИЧ-инфекцией? Для женщин есть дополнительный блок вопросов: есть ли беременность и когда была последняя менструация? Открыв дотошным врачам все свои секреты, перешла ко второй анкете под страшным названием «Информированное согласие на проведение добровольного обследования на антитела к ВИЧ». Внимательно изучив документ, поставила роспись и пошла в кабинет №260 на собеседование. Сижу у кабинета, жду своей очереди, а в животе щекотно так — вроде и не переживаю совсем, а все равно как-то волнительно.

Ольга Хмелева: "Я молодец" Фото Анны Неволиной
Ольга Хмелева: «Я молодец»
Фото Анны Неволиной

Подошла моя очередь, вхожу в кабинет. Там сидит фельдшер станции переливания крови Наталия Порвина. В ее обязанности входит проинформировать первичного донора о важности сдачи крови и рисках, которые с этим сопряжены. Сидим, я внимательно слушаю о том, как правильно готовиться к сдаче крови, какие могут быть противопоказания, каковы обязанности донора, и что нужно делать после донации. Тут в кабинет заглядывает медсестра и говорит:

— Может, я ее сначала уколю, а потом вы договорите?

Я оставляю диктофон, сумку и иду в кабинет, где и должно произойти то, ради чего я пришла — забор крови из вены на анализ, который покажет — стану я, наконец, донором, или опять пойду повышать свой гемоглобин.

Присаживаюсь на стул, кладу руку на спинку со специальной накладной под локоть — для удобства.

— Вы же из вены кровь будете брать, пальцы колоть не станете? — задаю я самый важный для себя вопрос.

— Конечно, нет, — отвечает медсестра, — сейчас из пальца кровь не берут.

— Ох, слава богу, а то я из вены хоть все восемь литров отдам, а вот из пальца — ни капельки!

— Ты думаешь, в тебе восемь литров крови есть? — захохотала женщина. — Три, в лучшем случае. Кстати, в тебе хоть 50 килограммов веса-то есть, а то самое главное и не спросила.

— Во мне 56 с лишним, — тихо-тихо промямлила я, в глубине души радуясь, что для других это не заметно. Да и приятно, черт побери — почти так же, как когда в магазине возраст спрашивают.

— Ну, если 56 кило, тогда точно восемь литров крови в тебе есть, — продолжала смеяться медсестра. — Сейчас мы из тебя лишнее и заберем.

Обвязав мне руку жгутом, женщина осторожно ввела иглу в вену, объяснив, что сейчас у них очень удобные вакуумные шприцы: медработник теперь не тянет на себя поршень и не выдергивает каждый раз иглу, чтобы набрать новый шприц, а просто вставляет вместо поршня пробирки, и умная иголка сама засасывает туда кровь. Заполнив кровью три большие пробирки и одну маленькую (именно в нее берут кровь из вены вместо пальца), женщина пожелала мне удачи, поблагодарив за визит.

Вернувшись в кабинет к Наталии Порвиной и дослушав лекцию, я отправилась восвояси — ждать положенное время, через которое можно позвонить и узнать результаты анализов.

Станция переливания крови находится по адресу — улица Медиков, 10. Телефон для справок: 66-74-88