Первоуральцу Борису Гудушину вручили медальон погибшего брата

В рамках Дня памяти неизвестного солдата, который нынче, 3 декабря, отмечается впервые, члены тюменского поискового отряда «Югра», а так же руководитель патриотического клуба «Пограничник» Александр Демидов, навестили родственника солдата, погибшего во время Великой Отечественной войны. Подробности — в материале «Городских вестей».

Ров для освободителей

Борис Гудушев с нетерпением ждал гостей — ему еще накануне сообщили, что вручать медальон приедет целая делегация. Проводив всех прибывших — 14 человек — в гостиную, Борис Гудушев, сдерживая волнение, присел на диван.

— Нам удалось найти эту братскую могилу, — продолжает Татьяна Ивановна, — среди тех, кого мы подняли, оказался и Николай Гудушин. Сейчас его имя будет увековечено в «Книге памяти» не как пропавшего без вести, а как погибшего в боях смертью храбрых. Фото Анны Неволиной
Руководитель отряда «Югра» Татьяна Кухаренко говорит, что имя Николая Гудушина будет увековечено в «Книге памяти» не как пропавшего без вести, а как погибшего в боях смертью храбрых. Фото Анны Неволиной

— Говорить о таких событиях всегда сложно, потому что они возвращают нас к тем трагическим временам войны, — начала беседу руководитель отряда «Югра» Татьяна Кухаренко. — Но наши находки позволяют думать о солдатах не как о пропавших без вести, а как о людях, достойно выполнивших свой долг. В августе 2014 года наш отряд проводил поисково-исследовательские работы в районе деревни Рубежная. Это район, где в феврале 1942 года 365-я дивизия выполняла приказ командующего 29-ой армии и вела наступление на деревню Горенка. В тех собранных материалах, которые мы хотим сегодня передать, есть информация и об этих событиях.

Поисковики даже не предполагали, какой объем работы им придется выполнить. По словам Татьяны Кухаренко, еще осенью 1941 года был подготовлен противотанковый ров около Рубежной, который должен был задержать фашистских захватчиков в наступлении на Москву. Но эти позиции были оставлены, а в феврале 1942-ого года части 29-ой и 39-ой армий, пытаясь соединиться, оказались в районе этого рва. После освобождения территории местные жители собрали останки солдат, и снесли в этот огромный котлован. Первоначально там была установлена деревянная оградка, безымянная пирамида, свидетельствующая о том, что там похоронены освободители деревни.

Родной все-таки

В 1953 году началось укрупнение братских могил, потому что во время войны могилы делали на полях, в огородах, на улицах, что сильно затруднило уже мирную жизнь людей. Но оказалось, что это сделать невозможно, потому что захоронено было просто огромное количество солдат.

Со временем ров зарос травой, кустарником, в 70-е годы там прошла мелиорация, которая навсегда изменила внешний вид того места.

— Нам удалось найти эту братскую могилу, — продолжает Татьяна Ивановна, — среди тех, кого мы подняли, оказался и Николай Гудушин. Сейчас его имя будет увековечено в «Книге памяти» не как пропавшего без вести, а как погибшего в боях смертью храбрых.

Борис Семенович пообещал поставить медальон на почетное место в сервант. Фото Анны Неволиной
Борис Семенович пообещал поставить медальон на почетное место в сервант. Фото Анны Неволиной

Вручила папку с архивными материалами и медальон с личными данными солдата Вера Смирнова — девушка, которая и нашла столь дорогие памяти Бориса Гудушина вещи.

— Я ведь брата не знаю совсем, — сквозь слезы говорит Борис Семенович, — он на 14 лет меня старше был. Когда война началась, мне годика четыре всего было, поэтому я мало что помню. У меня есть только одна общая фотокарточка, где Николай еще совсем маленький. Знаю, что жил он сначала на Хромпике, потом вместе с семьей переехал в Билимбай, откуда его и призвали в армию. Я очень рад, что сейчас у меня есть хоть что-то, напоминающее о брате. Все-таки — родной человек.