Старшеклассникам объяснили, почему важно знать о металлических материалах

На инженерном направлении для «нереальных» студентов провели лекцию «Металлические материалы настоящего и будущего». Заведующий кафедрой термообработки и физики металлов института материаловедения и металлургии Артемий Попов рассказал студентам, можно ли летать с трещиной в двигателе самолета, чем уникален титан и как делают знаменитые булатные клинки.

Старшеклассники протестировали УрФУ

Во время зимних каникул — 9 и 10 января — в УрФУ приехали школьники 10­-11 классов из разных городов России, Казахстана, Армении, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. На два дня старшеклассники погрузились в студенческую жизнь — приехали в Екатеринбург и «пожили» в Уральском федеральном университете.

Ребят разделили на пять направлений: гуманитарии, экономисты и управленцы, инженеры, математики, физики и химики. Они жили в общежитиях, питались в университетских столовых, побывали на лекциях и практических занятиях.

За прохождением акции «Тест­-драйв» в УрФУ наблюдали корреспонденты «Крика». Что было интересного, и стоит ли ехать на следующий год — в материале «Городских вестей».

В первый день очного этапа проекта «Тест­-драйв в Уральском федеральном» старшеклассники, интересующиеся инженерным направлением подготовки, посетили лекцию «Металлические материалы настоящего и будущего».

Новоиспеченные студенты слишком буквально поняли свою новую роль: кто-­то опаздывал, кто­-то внимательно слушал, кто-­то даже дремал на задних партах, а некоторые отвечали на вопросы лектора и сами задавали вопросы.

О металлах мы узнали много увлекательного. Так, если раскачиваться, стоя на деревянной доске, то вполне логично, что при появлении трещины доска может очень быстро сломаться. Другой пример — трещина в диске реактивного двигателя самолета. Если диск сделан из прочного и вязкого материала, к примеру, титана, тогда распространение появившейся трещины будет минимальным и летать с таким двигателем до определенного предела (до 0,03 от длины радиуса диска) вполне безопасно.

Не менее увлекательным было и описание технологии изготовления знаменитой булатной стали. В средние века этот секрет был утерян, но затем, благодаря работам русского ученого Павла Аносова, восстановлен. На Урале продолжили традицию производства боевых булатных клинков, которые по своим свойствам ничем не отличались от клинков из дамасской стали. Завораживает само описание технологии получения такой стали: чтобы получить булатный клинок, нужно достать его из горячей печи, вручить всаднику на быстром коне, чтобы тот на скаку охладил клинок в траве с росой. Только после этого материал получает необходимую структуру.

Всего на тест-драйве было зарегистрировано 77 команд Фото Ильи Сафарова
Всего на тест-драйве было зарегистрировано 77 команд Фото Ильи Сафарова

Что касается популярности данного направления среди абитуриентов, то на этот вопрос Артемий Александрович затруднился ответить, поскольку, по его словам, сюда имеет смысл идти только тогда, когда люди понимают, куда они идут.

— Очень многие боятся слова «металлургия», — говорит Артемий Александрович. — Это отпугивает абитуриентов при выборе профессии, что неверно в корне. Металлурги сегодня — не сталевары, которые стоят у доменной или мартеновской печи. Современная металлургия — это очень высокотехнологичное производство. Это — высокоинтеллектуальная работа на современных заводах, лабораториях и в различных научно­-исследовательских институтах. Когда ребята это понимают, они идут в эту сферу без сомнений.

glazkov