Общественники и краеведы создали туристический маршрут по достопримечательностям Билимбая

Детская присказка: «Билимбай, Билимбай! Кто приехал — вылезай», — уже не кажется столь шутливой. Не более, чем через пару месяцев, поселок Билимбай встретит первых туристов. Общественники и краеведы города разработали уникальный туристический маршрут, который позволит узнать всем желающим историю поселка и увидеть места и постройки, с которыми связаны известные факты развития Урала и всей России. Подробнее о точках маршрута — в материале «Городских вестей».

Фото Анны Неволиной
Одна из достопримечатльностей Билимбая — железнодорожный вокзал. В этом году к юбилею поселка впервые за более ста лет сделали капитальный ремонт. Фото Анны Неволиной

Богатая история

Начальник Билимбаевского СТУ Александр Гильденмайстер то и дело успевает отвечать на телефонные звонки. В настоящее время идет активная работа по разработке туристического маршрута: краеведы готовят историческую справку по каждому пункту, общественники приводят в порядок сам поселок.

— Все знают, что у Билимбая богатая история. Поэтому нам хочется, чтобы как можно больше людей узнали о прошлом поселка, — говорит Александр Юлиусович. — Когда возникла идея создать туристический маршрут по Билимбаю, я был еще общественником. Тогда и сейчас все нюансы по разработке маршрута мы решаем вместе с нашими местными краеведами Людмилой Оболенцевой и Зинаидой Мехонцевой, так же — с членами общественного движения «Билимбаевцы».

Глава Билимбаевского СТУ Александр Гильденмайстер проводит экскурсию по карте Билимбая Фото Анны Неволиной
Глава Билимбаевского СТУ Александр Гильденмайстер проводит экскурсию по карте Билимбая
Фото Анны Неволиной

Планируется, что маршрут начнется еще в аэропорту «Кольцово». Именно там стоит первый реактивный самолет Би­-1, спроектированный в Билимбае конструктором Михаилом Милем.

Из Екатеринбурга туристов привезут на железнодорожный вокзал в Билимбае. Построили его еще при Строганове в 1909 году, а спустя больше сотни лет впервые вокзал полностью отремонтировали.

Исторический облик сохранен

В этом году к юбилею Билимбая жителям подарили «новый вокзал». Теперь Билимбаевский вокзал не узнать. Ему сделали новую кровлю, перепланировку, обновили фасад, поменяли в здании пол, окна и двери, провели отопление. На входе установили пандус для инвалидов. В залах ожидания появилась современная и комфортная мебель. Для клиентов в холле поставили автоматы для продажи билетов.

Фото Анны Неволиной
На фасаде здания вокзала установили часы, подобные тем, что висят на лондонском вокзале Кингс­-Кросс Фото Анны Неволиной

— Вокзал построен по современным стандартам, есть противопожарная система, видеонаблюдение, военизированная охрана. Внутри здания есть комнаты для персонала, служебное помещение, товарная контора, — говорит начальник станции «Билимбай» Валентина Салаватова. — Я работаю здесь уже четвертый год, раньше был ужас какой­то. А теперь все новое, современное, в помещении очень тепло. Мы рады, что при ремонте сохранили исторический облик, например, сберегли печи внутри вокзала, которым более ста лет. Они, естественно, не рабочие, но стоят в качестве антуража. Раньше же строили однотипные вокзалы, поэтому можно посмотреть на станцию «Подволошная», наш вокзал был точно таким же до ремонта. А вот в Коуровке, например, тоже сделали ремонт, но исторический облик не сохранили.

Несмотря на то, что ремонт на вокзале сделали еще летом, здесь до сих пор сохраняется нехарактерный для вокзала запах краски. На фасаде здания установили часы, подобные тем, что висят на лондонском вокзале Кингс­-Кросс. А рядом стоит еще одна достопримечательность — паровоз, рядом с которым все фотографируются.

Паровоз, рядом с которым все фотографируются Фото Анны Неволиной
Паровоз, рядом с которым все фотографируются
Фото Анны Неволиной

— Первый этап реконструкции — капитальный ремонт здания. Весной приступят к реализации второго этапа — облагораживание территории, асфальтирование привокзальной площади, — продолжает Валентина Викторовна. — Кроме того, сейчас мы готовим проект пешеходного моста через линии. Думаю, в следующем году мост будет построен.

 Без Бахчиванджи не было бы 12 апреля

Следующая достопримечательность после вокзала — река Чусовая.

— Чусовая — наша гордость, — продолжает Александр Юлиусович. — Не просто так же Строганов пустил тут свои корни. Его привлекло наличие железной дороги, река и руда.

После реки туристы отправляются к памятнику природы — парк Могилица, первые сосны здесь были высажены в 1843 году. Роща находится рядом со школой №22.

Билимбаевские школьники катаются на лыжах в роще "Могилица" Фото Анны Неволиной
Билимбаевские школьники катаются на лыжах в роще «Могилица»
Фото Анны Неволиной

Затем экскурсионный автобус выезжает на улице Карла Маркса к мукомольной «мельнице о двух подставах», которую построили в 18 веке.

— Она, конечно, не действующая, но все равно интересно. Далее мы возвращаемся на главную улицу поселка — Ленина, ныне это — Ново­Московский тракт. По ходу движения автобуса рассказываем, чем тракт славен и исторически важен, — продолжает импровизированную экскурсию начальник Билимбаевского СТУ Александр Гильденмайстер. — Дальше мы проезжаем по мосту через реку Билимбаиху, который построен в 1904 году, он до сих пор действующий. Затем уходим на билимбаевский пруд, здесь у нас — Сосновый бор.

Там туристам расскажут историю билимбаевского пруда и труболитейного завода, который расположился на одном из берегов. Именно в цехах труболитейного завода конструировали реактивный самолет «Би-­1», который испытывал легендарный Григорий Бахчиванджи.

Одна из главных достопримечательностей Билимбая — храм
Одна из главных достопримечательностей Билимбая — Свято­-Троицкий храм

— Еще Гагарин сказал: «Без полетов Григория Бахчиванджи, возможно, бы не было и 12 апреля», — заметил Гильденмайстер. — Труболитейный завод — бывший Строгановский. На его территории есть господский сад, который прилегал к дому управляющего заводом. Там были фонтан, концертная площадка, прогулочная зона. Сейчас с общественниками будем решать, как будем восстанавливать сад. Зимой нам надо будет успеть убрать все переросшие деревья, кронировать остальные и весной сделаем новые посадки, чтобы возобновить тротуар. Когда стает снег, поставим сцену и летом обязательно проведем вечер бардовской песни. Сейчас этот парк заброшенный, на него посягают частники.

Потом туристов везут на площадь Свободы, затем обязательный пункт — Свято­-Троицкий храм. Церковь была заложена в 1820 году, а построена — в 1855, однако в 1934 году удача отвернулась от нее. Сначала сбросили колокола, затем взорвали кладку звонницы. В помещении располагались и клуб, и конструкторское бюро, и даже настоящее авиапроизводство. Лишь с середины 90­х годов в храме вновь стали проводить службы.

— Церковь стоит на чугунных плитах, а это — на века, поэтому и очень ценно. К тому же церковь трехпрестольная, такая есть в Санкт­Петербурге, Екатеринбурге и у нас, — говорит Александр Юлиусович.

Заключительный пункт маршрута — краеведческий музей, которого пока нет. Музей разместят в доме управляющего Билимбаевского завода. По легендам, дом был связан подземными ходами с церковью и заводом. Здесь останавливался на три дня Дмитрий Менделеев во время своего пребывания в Билимбае.

 Мы не хуже Верхотурья

Сейчас активно идет работа по разработке краеведческой справки, затем инициаторы проекты обратятся в ГИБДД, чтобы согласовать маршрут и остановки автобуса. В весенние каникулы на экскурсию повезут детей. Первые со знаковыми родными местами познакомятся именно билимбаевские школьники.

— После апробирования проведем работу над ошибками, и уже с наработками и полной картиной поедем в центр туризма при правительстве Свердловской области, регистрировать маршрут, — продолжает Александр Гильденмайстер. — Со всеми нашими достопримечательностями смогут познакомиться не только жители Первоуральска, но и российские, и иностранные туристы. Мы не хуже Верхотурья.

По словам начальника Билимбаевского СТУ Александра Гильденмайстера, туристическая деятельность в Билимбае станет дополнительной статьей дохода в бюджете Первоуральского округа. Но для того, чтобы встретить туристов со всеми почестями, нужно привести в порядок сам поселок. Все расходы взяли на себя билимбаевские бизнесмены.

— 25 декабря прошлого года в министерстве юстиции был зарегистрирован «Евразийский фонд по восстановлению строгановского наследия», — говорит Александр Юлиусович. — В совет директоров фонда вошли директора предприятий, работающих на территории Билимбая.

Первыми делом привести в порядок нужно будет Господский сад на территории Строгановского завода. Кроме того, уже сейчас у общественников готов эскизный проект улицы Орджоникидзе. Весной улицу заасфальтируют, сделают тротуар, поставят скамейки и урны, уберут старые деревья, посадят молодые.

— Это будет Билимбаевский бульвар, который расположится между храмом и краеведческим музеем. А к юбилею Победы обновим в поселке мемориал воинам, — подытожил Александр Гильденмайстер. — Мы должны вернуть Билимбаю историческую значимость.