«Отказали себе в удовольствиях». Как повлиял экономический кризис на отдельно взятую первоуральскую семью

Екатерина и Максим Берняевы — родители очаровательной десятимесячной Маши, живут на Динасе в однокомнатной квартире, за которую платят ипотеку. Катя, понятное дело, в декрете, Макс работает монтажником в частной фирме. Работа сезонная, доход от которой определяется фразой «то пусто, то густо». От чего пришлось отказаться молодой семье — в материале «Городских вестей»

 И без роллов можно жить

Сыр подешевле, колбаса пореже, маникюр не так часто, как хотелось бы — Катя говорит, что кризис пока не ударил в полную силу, проявляется в каких-то бытовых мелочах.

— Первое, что сделали, когда стало понятно, что кризиса все-таки не избежать — стали заправлять машину 92-м бензином вместо G-drive, который рублей на пять дороже, — говорит Катя. — Раньше тысячи рублей хватало, чтобы полный бак залить, теперь — недостаточно, а ездить приходится часто — возим дочку на массаж, в бассейн.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Катя с Максом предпочитают заказывать товары в интернете, но и тут пришлось затянуть пояса — на сайтах, где цена товара зависит от курса доллара, стоимость выросла в несколько раз — выгода от таких покупок уже практически не ощущается.

— Мы начали отказывать себе в каких-то простых удовольствиях, — говорит Екатерина. — Вот раньше вечером сидишь, захотелось тебе роллов, позвонил — заказал. Сейчас начинаешь понимать, что роллов-то хоть и хочется, но лучше денежки поберечь, мало ли что.

 Затяжной и изматывающий

К вопросу кризиса семья подходит философски — виноваты американцы, наше правительство, Европа — все понемногу.

— Не может быть так, чтобы виноват был кто-то один, — подключается к разговору Максим. — Много лет копилось какое-то напряжение, оно должно было куда-то вылиться, вот Украина и попала под раздачу. За Украиной все и потянулось. Сколько лет не было ни войн масштабных, ни кризисов глобальных, сейчас просто обстоятельства так «благоприятно» сложились — и Майдан, и Крым наш, и американцы свою лепту внесли, и Европа не знает, к кому ей на помощь кинуться, а Россия крайняя оказалось.

Фото Анны Неволиной
Екатерина Берняева: «Мы раньше всегда покупали сыр «Маасдам», но сейчас его довольно сложно найти — в нашем магазине он бывает крайне редко, да и цена у него не та, которую мы сейчас можем себе позволить, поэтому предпочтение отдается более дешевым сортам» Фото Анны Неволиной

По мнению Максима, нынешний кризис продлится дольше — он будет не таким резким, как был прошлый, а более затяжным и изматывающим.

— Сейчас другая ситуация, не такая, как в 2008 году — там цены немного подросли, безработица была, а теперь как-то глобальнее все, что ли.

Несмотря на то, что кризис длится всего месяц, его присутствие ощущается.

— У нас ипотека, которую нужно платить ежемесячно, коммунальные платежи выросли очень и очень ощутимо, за однушку мы платим около трех тысяч, — перечисляет Катя, — у нас маленькая дочка, которой, помимо дорогущих памперсов, нужно хорошо кушать и красиво одеваться.

Если раньше в холодильнике семьи Берняевых всегда были сыр и колбаса, то сейчас колбаса — уже не всегда, а сыр уже далеко не тот.

— Мы раньше всегда покупали «Маасдам», но сейчас его довольно сложно найти — в нашем магазине он бывает крайне редко, да и цена у него не та, которую мы сейчас можем себе позволить, поэтому предпочтение отдается более дешевым сортам, — рассказывает Катя. — Молоко мы берем пока то же, но цена на него ощутимо растет. От него мы не откажемся точно, потому что ребенку постоянно нужна каша на нормальном молоке.

О поездке за границу, которая еще совсем недавно предполагалась, сейчас можно даже не думать, хотя Катя надежды не теряет — может, все же удастся выкроить средства на путешествие.

— Это хорошо еще, что мы все «крупное» успели купить — холодильник, микроволновку, диван, ремонт сделали. Сейчас главное, чтобы техника не подвела — проработала, пока кризис не закончится.

 Не в первый раз

Строительство дома тоже придется отложить на неопределенный срок — цена земли, стройматериалов выросла, а зарплаты остались на прежнем уровне.

— Кредит сейчас не взять — банки во всем ограничивают, — да и я в декрете сижу, что тоже бонусов нам, как заемщикам, не добавляет. Выручают мои декретные, которые работодатель платит исправно, несмотря на непростую ситуацию.

Катя до рождения дочки работала в «Сбербанке», туда же планирует вернуться и после декрета.

— Искать новую работу сейчас очень проблематично, а «Сбербанк» — вроде крепкая организация, девчонки с работы еще не жаловались, что урезали или задержали зарплату. Надеюсь, что мы и этот кризис переживем, не в первый же раз.