Главный архитектор Первоуральска рассказал, каким будет парк культуры и отдыха в 2015 году

Сейчас на городской парк без слез не взглянешь — полуразрушенная входная группа, тропинки, на которых асфальт лежит редкими кусками, аттракционы, техническое состояние которых оставляет желать лучшего, нестриженные кусты, которые чаще всего используются как общественный туалет. Ждут ли наш парк изменения в лучшую сторону — узнали «Городские вести»

Главное — безопасность

— Константин Владимирович, есть ли в планах у администрации привести парк в порядок в текущем году, чтобы и горожанам было приятно там находиться, и гостям не стыдно было показать?

— Планов, конечно, много. На сегодняшний день у нас разрабатывается некая концепция будущего развития парка и приведения в порядок того, что там уже есть, потому что многие аттракционы уже изжили свой век. Есть элементы благоустройства, которые пришли в негодность и их надо восстанавливать — все это на сегодняшний день уже определено. Намечен план работ, потому что парк — объект достаточно знаковый в городе, центральное место отдыха горожан.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— Что сделано уже сейчас?

— Сейчас мы определили основные объемы по работам, которые планируем провести. Это, в первую очередь, самое необходимое. Мы решили увеличить безопасность, для чего думаем установить ограждения по периметру парка и ввести определенный режим работы, чтобы ворота в вечернее время закрывались, и горожане не гуляли по парку ночью. Второй момент так же касается безопасности — мы хотим обеспечить полноценное освещение на основных дорожках парка культуры и отдыха. Мы решили довести до ума систему видеонаблюдения. Она уже была разработана и даже внедрена, но на данный момент не функционирует. На эти работы уже посчитаны сметы. Видеонаблюдение мы хотим сделать по всем основным дорожкам, чтобы обеспечить безопасность гостей парка и вовремя реагировать на происшествия.

— Средства на все это запланированы в бюджете, или вы будете привлекать инвесторов?

— Мы работаем по разным направлениям, но в основном, конечно, с инвесторами — с предприятиями, которые находятся на территории города. Когда мы выполним запланированные работы, будем стараться сделать уже что-то более высокохудожественное — поработаем с входными группами, например. У нас их две — со стороны проспекта Ильича и со стороны улицы Физкультурников. Хотелось бы видеть конструкции с красивыми вывесками, новыми афишами. А главное — чтобы ворота закрывались на ночь.

— Были разговоры, что застройщик Морковин, который собирается возводить в парке дом, обещал отреставрировать входную группу. Вы считаете, это равнозначный обмен?

— Я ничего про это не слышал. Вопрос со строительством еще до конца не решен. На данный момент никто разрешения на строительство дома в парке не выдавал. По входным группам есть определенные наработки — я обнаружил их в архивах, но они меня не устроили, их придется дорабатывать, приводить в надлежащий вид.

 Новая форма и современное содержание

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— Может ли парк использоваться как площадка для государственного и частного партнерства, то есть можно ли сдавать землю в аренду предпринимателям, чтобы они могли установить там аттракционы?

— Это следующий этап, сначала — первоочередные моменты, необходимые для того, чтобы парк нормально функционировал. Конечно, эта идея нам не чужда, в ней есть даже определенный логический смысл. Сейчас это очень сложно сделать, потому что по непонятным причинам предыдущее руководство парка вместе с администрацией отнесли парк к городским лесам, так что сейчас там разместить практически ничего невозможно. Мы сейчас работаем, чтобы сменить статус парка. Думаю, если мы предложим предпринимателям такое партнерство, они на него пойдут, даже несмотря на кризис.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— Интересует судьба колеса обозрения. Что планируете с ним делать?

— По факту оно находится сейчас в аварийном состоянии. В том виде, в котором оно есть, существовать оно, конечно, не будет. Если какой-то подобный элемент появится, то только в новом исполнении. Мы планируем определенные работы по демонтажу. Хотя, демонтировать-то колесо не очень затратно, затратно приобрести новое. Но не будем забывать, что здесь уже необходимы какие-то рыночные отношения. Сейчас мы находимся в тупике — вроде, нужно что-то делать, а юридически это невозможно. Колесо восстанавливать надо, делать его с современными закрытыми кабинками. У нас в Первоуральске не так много достопримечательностей, чтобы мы могли пожертвовать еще  и «чертовым колесом». Конкретной суммы, которую мы должны потратить на колесо обозрения, пока нет. Во-первых, конструкции бывают разные, еще неизвестно, какая понадобится Первоуральску. Во-вторых, как я уже говорил, это — следующий этап, о котором говорить пока еще рано.

 — Как обстоят дела с  «Аллеей любви», которую начал строить предыдущий директор парка Анатолий Кокорин, но не успел доделать до конца?

— Как элемент парка она может быть. У нас нет задачи снести все и начать с чистого листа. Все, что было заложено раньше, начиная советскими временами — правильно и логично, оно имеет право на жизнь. Задача-то заключается в том, чтобы облечь в новую форму и наполнить современным содержанием.

 Оно что, еще и ездит?

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— Есть ли какие-то программы, которые позволят облагородить парк на правах софинансирования с областным или федеральным бюджетами?

— К сожалению, таких программ нет. Тут только средства местного бюджета или работа с инвесторами.

— Сколько аттракционов сейчас соответствует техническим нормам и правилам безопасности?

— Я, конечно, не технадзор, но то, что я там видел, очень и очень опасно. Парк — наше социалистическое наследие, по нему видно, что никто туда никаких средств не вкладывал уже давно. Я, на самом деле, думал, что там ничего не работает. Когда я пришел в парк в один из первых разов, то подумал, что все там стоит мертвым грузом. Но когда проходил по аллее и увидел, что аттракцион заработал, и на нем еще и дети катаются, был крайне удивлен.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— Если говорить простым языком — ждать ли горожанам в ближайшее время, что парк хотя бы минимально обновится?

— Работы, которые я вам перечислял, запланированы как раз на 2015 год. Если парк не обновится кардинально, заметно, то мы улучшим его техническую базу, что тоже, я считаю, неплохо. Что касается аттракционов, то нам сперва нужно решить все юридические моменты. Мы можем с вами сейчас строить любые воздушные замки, но в реальности этого ничего не произойдет. А вот если нам удастся изменить статус парка, то дальше все пойдет по накатанной.

— Пару лет назад кураторы проекта ДНК использовали площадку парка для своих мероприятий. Почему сейчас сотрудничество прекратилось?

— Не могу сказать, я не принимал в этом участия. Раньше проект был на слуху, и министерство культуры активно им занималось. Сейчас, как видно из последних совещаний, к проекту очень посредственно относятся.

Адаптировать и внедрять

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— Хотелось бы услышать ваше личное мнение по поводу строительства в парке детского сада. Возможно ли это сделать и правильным ли будет такое решение?

— С точки зрения чистого воздуха парк был бы идеальным местом. Но вот с технической точки зрения я бы вообще его не рассматривал в качестве рабочего варианта. Логика простая — у нас есть детский сад, это объект социального назначения, который относится и к жилой застройке. Детский сад посреди леса никому не нужен, потому что он должен находиться в шаговой доступности.

— Но доступность-то как раз шаговая.

— Здесь стоит понимать, что, построив детский сад на 350 мест, мы получим 350 машин на проспекте Ильича утром и столько же — вечером. Наверное, это не самый хороший вариант.

— Как планируется работа с зоопарком — будут его расширять или, наоборот, в связи с кризисом, расселять?

— Зоопарк имеет право быть, он расположен в абсолютно нормальном месте, никому не мешает. Думаю, что стоит запланировать какие-то работы по его модернизации, облечь его в какой-то современный вид. Сейчас он у нас, извините, колхозного типа. Там есть, над чем работать. Проблема-то одна — финансирование. Все упирается, как всегда, в деньги. Но необходимы также идеи и инициативность работников парка.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— Вы, как архитектор, каким бы хотели видеть наш парк?

— Примеров идеальных парков много по всему миру, и России их тоже долго искать не надо. Я думаю, что идеальный парк — это многоцелевое пространство, куда заходишь утром в субботу, а выходишь только к вечеру воскресенья, потому что не хочется уходить. Есть много видов отдыха — спокойный, спортивный, для детей разных возрастов, я считаю, что это все должно быть представлено в нашем парке. Еще я думаю, что парк должен обязательно стать площадкой для проведения каких-то городских мероприятий, торжеств. Нужно функционально все распределить, чтобы все было на своих местах. Мне нравятся парки Москвы, Петербурга в плане организации ландшафта. А в плане организации спортивного отдыха равных нет Европе. Я считаю, нам нужно провести анализ, взять самое приемлемое, самое лучшее, адаптировать под наши погодные условия и менталитет — и внедрять.