Стоимость полиса ОСАГО с 12 апреля вырастет на 40–60%. Первоуральск не исключение

Базовый тариф полиса ОСАГО с 12 апреля вырастет на 40–60%. В некоторых регионах из-за территориальных коэффициентов цена страховки увеличится почти вдвое, сообщает Газета.ру. Изначально предполагалось, что тариф, последний раз подорожавший в октябре, вырастет всего на 30%, но из-за обвала рубля и инфляции страховщики, сетуя на убыточность бизнеса, настояли на более значительном росте.

В пятницу вечером Центробанк РФ, являющийся регулятором рынка ОСАГО, огласил окончательное решение по предстоящему росту тарифов. Они вырастут в пределах 40–60%, хотя еще в конце прошлого года апрельский рост базовой стоимости был запланирован на уровне 30%. Сам 20-процентный тарифный коридор вырос сразу в четыре раза.

Пагубная практика

В Первоуральске о грядущем удорожании знают через одного — кто-то в курсе, читая федеральную прессу, кто-то что-то слышал, но значения не придал — потому что полис ОСАГО куплен и за новым идти не скоро, а кто-то советует обратить внимание на более насущную проблему — просто так застраховать машину по автогражданке не получится: страховые компании ссылаются на дефицит полисов, либо откровенно предлагают «застраховать еще что-нибудь, тогда и полис ОСАГО найдется».

В «Магазине страховок» в Первоуральске ажиотажа нет — толпы желающих купить страховку, не дожидаясь апрельского повышения цен, журналисты «Городских вестей не увидели. Менеджер по страхованию Влада (фамилию девушка называть отказалась), комментирует ситуацию:

— В июне тоже ожидалось повышение тарифов, тоже была огласка, но повышения не произошло, а произошло оно только 1 октября. Внутренней рассылки о повышении тарифов — нет, какими будут тарифы — также никакой конкретики. Ажиотаж на покупку полисов ОСАГО есть, но он обусловлен не повышением цен, а тем, что многие страховые компании закрылись, желающих застраховать машину не уменьшилось, от того и наплыв. Да, люди спрашивают, сколько будет стоить полис, но никакой информации мы пока не даем — сами не знаем.

Конечная, стоимость полиса зависит от ряда коэффициентов, прежде всего территориального. В связи с изменением этих величин в ряде регионов окончательная стоимость страховки может вырасти вплоть до 100%, но не должна превысить этот показатель. В Центробанке обосновали повышение базового тарифа обвалом рубля и последовавшим за ним удорожанием ремонта, запчастей и комплектующих.

shulin
Участник межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов», юрист Олег Шулин Фото из архива редакции

 

Участник межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов», юрист Олег Шулин считает, что механизмом выплат по ОСАГО давно следует заняться вплотную:

— Если начать издалека, то тема ОСАГО — довольно проблематичная. За последние два года судов по выплате по ОСАГО у меня в неделю по нескольку штук. Пагубная практика превращается в закономерную — страховые компании занижают выплаты по «автогражданке» на две трети от положенных сумм. В октябре 2014 года вступили изменения в закон об ОСАГО, он стал более внятный как для судов, так и для граждан. Если выплату по ОСАГО увеличили до 400 тысяч, соответственно, подняли ставки — нормальное явление. Нельзя же продолжать платить три тысячи за полис, получая при этом более 400 тысяч.

Не заплатишь — не поедешь

Увязали рост тарифов и с резким увеличением размеров страховой выплаты. Напомним, что с 1 апреля за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевших в ДТП, будут платить не до 160 тыс. руб., а вплоть до 500 тыс. Одновременно изменится и система расчета, которая позволит получить компенсацию не после окончания лечения, а частично уже за сам факт повреждений. Кроме того, выплаты теперь будут производиться не только иждивенцам пострадавшего, но и всем ближайшим родственникам.

— Закон придуман для чего? Гарантировать автомобилистам возмещение вреда в случае ДТП. Если не будет ОСАГО, то и взять с виновника ДТП бывает нечего. Сейчас пришло время пересмотреть суммы. Это нормальное явление, — продолжает Олег Шулин. — Другой вопрос, что повышение с 12 апреля мотивировано, скорее всего, увеличением курса доллара. У страховых компаний мощное лобби в госдуме и совете федерации, потому и продавливают повышения. Как, например, сильное лобби от управляющих компаний продавливает повышение тарифа на содержание и ремонт жилфонда на местном уровне. С одной стороны, протестные настроения людей — правильно. С другой стороны, революции не будет, платить придется: не заплатишь — не поедешь.

По прогнозу Шулина, за машину мощностью до 150 л.с. по «автогражданке» придется заплатить 8,5-9 тысяч.

 40 млн — а вам слабо?

Глава Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников считает, что страховые компании и так хорошо зарабатывают на рынке ОСАГО. При сборах от ОСАГО в 2014 году 150,9 млрд руб. выплаты автолюбителям составили всего 90,3 млрд руб.

— То есть уровень выплат составил 59%, — объяснил Тюрников в интервью «Газете.Ru». — В 2013-м сборы были 135 млрд руб., а выплаты — 78 млрд руб., то есть 57%. При этом, согласно закону, на выплату компенсаций страховые компании должны направлять не менее 77% собранных средств. Получается, что в 2014 году людям недоплатили 27 млрд руб., а в 2013 году — 33 млрд руб. В настоящее время происходит лоббирование собственных интересов узкой группы бизнеса. Если Центробанк говорит о необходимости повышения стоимости полисов, то таким образом он принимает решение в пользу 10-15 компаний в ущерб российским автомобилистам. При этом Центробанк будет повышать территориальные коэффициенты. Если это произойдет, то стоимость ОСАГО вырастает в два-три раза практически для каждого».

В ряде регионов, отмечает Газета.ру, бизнес ОСАГО стал убыточным для страховых компаний, поэтому приобрести страховку там в последнее время стало весьма проблематично — страховщики под различными предлогами отказываются продавать полисы с учетом реальных тарифов, навязывая дополнительные опции.

— Бизнес ОСАГО — не убыточен, — уверен Олег Шулин, — об этом говорят цифры их отчетов. Конечно, об этом говорят еще и ролики, находящиеся в свободном доступе в интернете, согласно которым президент «Росгосстраха» ездит на машине стоимостью 40 млн долларов. Тяжело бороться с навязыванием услуг в страховой компании. Что можно посоветовать? Например, обратиться в Роспотребнадзор и отправиться в страховую компанию с сотрудником вышеуказанной организации, но страховщик может сказать, что бланки просто закончились. Я как юрист поступил бы следующим образом: купил ОСАГО и все, что мне предложили заодно, а на следующий день подал бы заявление на расторжение в форме претензии. Конечно, страховая компания откажется, я обращаюсь в суд и суд априори выигрываю, даже заработав на штрафных санкциях. Но обыватель сам в суд не пойдет, а заплатив за услуги юриста, все равно окажется в минусе.

По мнению Олега Шулина, выводы о том, стоило или нет повышать тариф ОСАГО, делать пока рано:

— Если страховые компании при выплате страховок не будут пользоваться нормативами 2005 года, чем они пользуются сейчас (поэтому и просиходит занижение выплат по ОСАГО), а будут нормально оценивать ущерб, исходя из реальных цен, то тогда поднятие тарифа адекватно: это лучше, чем прятать голову в песок, брать мало, оценивать, занижая. В любом случае, не надо нагнетать ситуацию, как, допустим, с гречкой, и создавать искусственный ажиотаж.