Базовый тариф полиса ОСАГО с 12 апреля вырастет на 40–60%. В некоторых регионах из-за территориальных коэффициентов цена страховки увеличится почти вдвое, сообщает Газета.ру. Изначально предполагалось, что тариф, последний раз подорожавший в октябре, вырастет всего на 30%, но из-за обвала рубля и инфляции страховщики, сетуя на убыточность бизнеса, настояли на более значительном росте.
В пятницу вечером Центробанк РФ, являющийся регулятором рынка ОСАГО, огласил окончательное решение по предстоящему росту тарифов. Они вырастут в пределах 40–60%, хотя еще в конце прошлого года апрельский рост базовой стоимости был запланирован на уровне 30%. Сам 20-процентный тарифный коридор вырос сразу в четыре раза.
Пагубная практика
В Первоуральске о грядущем удорожании знают через одного — кто-то в курсе, читая федеральную прессу, кто-то что-то слышал, но значения не придал — потому что полис ОСАГО куплен и за новым идти не скоро, а кто-то советует обратить внимание на более насущную проблему — просто так застраховать машину по автогражданке не получится: страховые компании ссылаются на дефицит полисов, либо откровенно предлагают «застраховать еще что-нибудь, тогда и полис ОСАГО найдется».
В «Магазине страховок» в Первоуральске ажиотажа нет — толпы желающих купить страховку, не дожидаясь апрельского повышения цен, журналисты «Городских вестей не увидели. Менеджер по страхованию Влада (фамилию девушка называть отказалась), комментирует ситуацию:
— В июне тоже ожидалось повышение тарифов, тоже была огласка, но повышения не произошло, а произошло оно только 1 октября. Внутренней рассылки о повышении тарифов — нет, какими будут тарифы — также никакой конкретики. Ажиотаж на покупку полисов ОСАГО есть, но он обусловлен не повышением цен, а тем, что многие страховые компании закрылись, желающих застраховать машину не уменьшилось, от того и наплыв. Да, люди спрашивают, сколько будет стоить полис, но никакой информации мы пока не даем — сами не знаем.
Конечная, стоимость полиса зависит от ряда коэффициентов, прежде всего территориального. В связи с изменением этих величин в ряде регионов окончательная стоимость страховки может вырасти вплоть до 100%, но не должна превысить этот показатель. В Центробанке обосновали повышение базового тарифа обвалом рубля и последовавшим за ним удорожанием ремонта, запчастей и комплектующих.
Участник межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов», юрист Олег Шулин считает, что механизмом выплат по ОСАГО давно следует заняться вплотную:
— Если начать издалека, то тема ОСАГО — довольно проблематичная. За последние два года судов по выплате по ОСАГО у меня в неделю по нескольку штук. Пагубная практика превращается в закономерную — страховые компании занижают выплаты по «автогражданке» на две трети от положенных сумм. В октябре 2014 года вступили изменения в закон об ОСАГО, он стал более внятный как для судов, так и для граждан. Если выплату по ОСАГО увеличили до 400 тысяч, соответственно, подняли ставки — нормальное явление. Нельзя же продолжать платить три тысячи за полис, получая при этом более 400 тысяч.
Не заплатишь — не поедешь
Увязали рост тарифов и с резким увеличением размеров страховой выплаты. Напомним, что с 1 апреля за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевших в ДТП, будут платить не до 160 тыс. руб., а вплоть до 500 тыс. Одновременно изменится и система расчета, которая позволит получить компенсацию не после окончания лечения, а частично уже за сам факт повреждений. Кроме того, выплаты теперь будут производиться не только иждивенцам пострадавшего, но и всем ближайшим родственникам.
— Закон придуман для чего? Гарантировать автомобилистам возмещение вреда в случае ДТП. Если не будет ОСАГО, то и взять с виновника ДТП бывает нечего. Сейчас пришло время пересмотреть суммы. Это нормальное явление, — продолжает Олег Шулин. — Другой вопрос, что повышение с 12 апреля мотивировано, скорее всего, увеличением курса доллара. У страховых компаний мощное лобби в госдуме и совете федерации, потому и продавливают повышения. Как, например, сильное лобби от управляющих компаний продавливает повышение тарифа на содержание и ремонт жилфонда на местном уровне. С одной стороны, протестные настроения людей — правильно. С другой стороны, революции не будет, платить придется: не заплатишь — не поедешь.
По прогнозу Шулина, за машину мощностью до 150 л.с. по «автогражданке» придется заплатить 8,5-9 тысяч.
40 млн — а вам слабо?
Глава Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников считает, что страховые компании и так хорошо зарабатывают на рынке ОСАГО. При сборах от ОСАГО в 2014 году 150,9 млрд руб. выплаты автолюбителям составили всего 90,3 млрд руб.
— То есть уровень выплат составил 59%, — объяснил Тюрников в интервью «Газете.Ru». — В 2013-м сборы были 135 млрд руб., а выплаты — 78 млрд руб., то есть 57%. При этом, согласно закону, на выплату компенсаций страховые компании должны направлять не менее 77% собранных средств. Получается, что в 2014 году людям недоплатили 27 млрд руб., а в 2013 году — 33 млрд руб. В настоящее время происходит лоббирование собственных интересов узкой группы бизнеса. Если Центробанк говорит о необходимости повышения стоимости полисов, то таким образом он принимает решение в пользу 10-15 компаний в ущерб российским автомобилистам. При этом Центробанк будет повышать территориальные коэффициенты. Если это произойдет, то стоимость ОСАГО вырастает в два-три раза практически для каждого».
В ряде регионов, отмечает Газета.ру, бизнес ОСАГО стал убыточным для страховых компаний, поэтому приобрести страховку там в последнее время стало весьма проблематично — страховщики под различными предлогами отказываются продавать полисы с учетом реальных тарифов, навязывая дополнительные опции.
— Бизнес ОСАГО — не убыточен, — уверен Олег Шулин, — об этом говорят цифры их отчетов. Конечно, об этом говорят еще и ролики, находящиеся в свободном доступе в интернете, согласно которым президент «Росгосстраха» ездит на машине стоимостью 40 млн долларов. Тяжело бороться с навязыванием услуг в страховой компании. Что можно посоветовать? Например, обратиться в Роспотребнадзор и отправиться в страховую компанию с сотрудником вышеуказанной организации, но страховщик может сказать, что бланки просто закончились. Я как юрист поступил бы следующим образом: купил ОСАГО и все, что мне предложили заодно, а на следующий день подал бы заявление на расторжение в форме претензии. Конечно, страховая компания откажется, я обращаюсь в суд и суд априори выигрываю, даже заработав на штрафных санкциях. Но обыватель сам в суд не пойдет, а заплатив за услуги юриста, все равно окажется в минусе.
По мнению Олега Шулина, выводы о том, стоило или нет повышать тариф ОСАГО, делать пока рано:
— Если страховые компании при выплате страховок не будут пользоваться нормативами 2005 года, чем они пользуются сейчас (поэтому и просиходит занижение выплат по ОСАГО), а будут нормально оценивать ущерб, исходя из реальных цен, то тогда поднятие тарифа адекватно: это лучше, чем прятать голову в песок, брать мало, оценивать, занижая. В любом случае, не надо нагнетать ситуацию, как, допустим, с гречкой, и создавать искусственный ажиотаж.