Хватит бороться с Народным домом. Лучше помогите ему

«Борьба» с Народным домом — фантомное явление, «детская болезнь» практически любого нового состава городской думы и/или администрации. В той или иной всегда найдется «инициативная группа товарищей». Почему я поставил слово «борьба» в кавычки? Просто потому, что идет борьба не с Народным домом, как таковым, а борьба за кусок земли, на котором он стоит.

Началось все в расцвет перестройки и гласности — в конце восьмидесятых годов прошлого столетия, когда рупор Новотрубного завода — газета «Уральский трубник» в лице главного редактора провозгласила, что старинный двухэтажный дом на улице Ленина есть ни что иное, как «пень на дороге», который, естественно, надлежит снести. И его бы снесли, так как в то время дом не обладал ни какими статусами, не охранялся законом. Но против выступила небольшая тогда творческая группа сторонников культуры уральского казачества во главе с Сергеем Саблиным, который и пришел за помощью в редакцию газеты «Вечерний Первоуральск». И получил ее! Что сегодня, думаю, вряд ли возможно, коли дом для нынешней администрации и не дом вовсе, а «сарай», и именно так его должны трактовать в редакции «Вечерки», учрежденной и финансово поддерживаемой горадминистрацией.

Александр Мосунов, экс-начальник управления культуры Первоуральска ФОто из архива редакции
Александр Мосунов, экс-начальник управления культуры Первоуральска
Фото из архива редакции

Однако вернемся к Народному дому. Итак, его отстояли. Но окончательно точку в вопросе права на существование дом получил только после того, как специальная экспертная комиссия признала его архитектурную ценность, что позволило вписать строение в число памятников областного значения, о чем сегодня и говорит табличка на фасаде дома. Можно жить и радоваться? Увы.

У Народного дома, несмотря на всю творческую работу, которая в нем проводилась, было два пути — или реставрация, или на свалку истории от постепенного обветшания и разрушения. Но чтобы в него можно было начать вкладывать средства, требовалось поставить постройку на баланс. Чей? Вот тут и пошла волокита на многие годы вперед, что подспудно подразумевало, что дом пустили по второму пути, то есть — в небытие. Муниципалитет говорил: раз это памятник областного значения, то пусть область и берет его на свой баланс. Область отвечала: дом на вашей земле, вы выкупили квартиры у бывших собственников, вам и ставить его на свой баланс. И пока шли такие препирательства, на дом постоянно кто-то претендовал, а казаки-народники меняли сгнившие доски, сваи и прочее за счет денег из своего кармана и тех немногих средств, что все же выделяла администрация на творческие нужды ансамбля «Воля».

Управлению культуры удалось изменить ситуацию в период второго срока правления в городе мэра Виталия Вольфа, когда в Первоуральске был дан старт многолетней традиции проведения межрегионального фестиваля традиционной казачьей песни «Сторона моя, сторонушка…», произошла, наконец, постановка дома на баланс муниципалитета и в бюджет городского округа была внесена статья о выделении денег на проект реконструкции дома-усадьбы, межевание земли и т.д. Конечно, это удалось протащить и через гордуму, которой была представлена концепция развития Народного дома в рамках концепции развития общего культурного и туристического пространства на территории ГО Первоуральск. К сожалению, из всего этого в отношении дома-усадьбы удалось реализовать только то, что компания «Первоуральскстройпроект» подготовила-таки проект реконструкции памятника архитектуры. Дальше власть сменилась, точнее, началось время безвластия, так как наличие мэра или думы — это еще не наличие власти. Власть предполагает не декларацию о намерениях и шараханье из стороны в сторону, а реальные действия и прозрачные для народа планы развития, связанные с наличием политической воли.

И вот, казалось бы, Группа ЧТПЗ, естественно, руководствуясь исключительно чаяниями партии «Единая Россия» и народа, прибрала к рукам все рычаги управления в городе. Осталось только действовать. И понеслось… «Первоуральск 300»! Мало того, что народ так и не понял смысл этого проекта, так еще и название сродни «Стан 250». Технократия на марше! ДНК — дом НОВОЙ культуры! Освоить федеральные средства — это для чиновников святое. Но что такого НОВОГО мы явим миру? Девочки и мальчики научатся снимать кино на сотовый телефон? Красиво разложат на полу пару вещей с помойки или промышленной свалки? Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет? Да, 3-4 года назад все эти «новаторы» сурковской пропаганды очень воодушевились. Но сегодня по целому ряду причин ветер изменился, президент встревожен тем, что у народа «подрезаны» корни, отсутствуют скрепы и т.д. И на этом фоне в Первоуральске прозвучали слова (слава Богу, пока слова) о сносе Народного дома.

Я не думаю, я уверен, что дом останется, и творческая жизнь в нем будет только развиваться. А депутату Гарипову хочу сказать, что именно он должен был бы быть в первую очередь заинтересован в реализации плана реконструкции дома-усадьбы, если взялся за освоение территории у обелиска «Европа-Азия». И вот почему.

Если бы власть предержащие сегодня поинтересовались жизнью дома, то поняли, какую оценку ему дают те, кто здесь побывал за последние 20 лет, в том числе и иностранные гости. А после реконструкции, от которой город не обеднеет (говорю, потому что знаю порядок цифр), здесь можно развивать выгодный для бюджета или инвестора проект. А инвестор может появиться, если дом вывести из состава Централизованной клубной системы и сделать его автономным учреждением. И тогда у извечного вопроса «что делать?» найдется ответ. Во-первых, включить усадьбу в перечень туристических объектов области (специалисты знают, как это делать). Но не пустых древних изваяний, которые можно только разглядывать, а живого организма, где туристы соприкасаются с бытовой, обрядовой, танцевальной и песенной культурой края. Во-вторых, разработать проект для новобрачных, от которых отбоя не будет каждую неделю. В-третьих… Впрочем, идите и работайте с людьми из Народного дома.

Журналисты мне задали вопросы: сколько раз покушались на Народный дом, как удавалось его отстоять и т.д. Это было много раз. Просили и меня «добрые люди» реализовать схему уничтожения этого памятника архитектуры, когда руководил управлением культуры, и за мзду, и за страх. Но не интересно все это. Мерзко. Поэтому просто скажу следующее. Знаю, что «народники» ничего и никого не боятся и дом свой в обиду не дадут, так как дело их правое. А противникам усадьбы желаю здоровья, прежде всего нравственного. И знайте, что на любые ваши поползновения на народный дом, откликнутся его друзья из Москвы, Питера, Казахстана, Болгарии… да всех и не перечесть. Не надо прожектов, будьте проще, и люди к вам потянутся.