Первоуральцев предупреждают, что в кризис вероятность заболеть туберкулезом выше

24 марта во всем мире отметили День борьбы с туберкулезом. Медики говорят, что туберкулез угрожает людям с ослабленным иммунитетом. Как рассказали «Городским вестям» в Первоуральском противотуберкулезном диспансере, в условиях экономического кризиса ожидается всплеск заболеваемости.

Потеря работы, снижение доходов, нарушения питания — все это ведет к ухудшению иммунитета, а значит, к риску заболеть туберкулезом.

Экология не виновата

Маршрут автобуса № 13 знает каждый первоуралец. Доезжая до конечной остановки «Тубдиспансер», оказываешься в сосновом бору.

Плевок в песочницу

Бывают, к сожалению, больные, обиженные на жизнь. Могут специально сделать плевок туда, где играют дети. Например, в песочницу. Ребенок может вдохнуть туберкулезную палочку, но не заболеть. Детский иммунитет палочку контролирует. Ребенку назначается профилактическое лечение на три месяца. Потом делаем повторный тест и, как правило, палочка организмом убивается.

— Мы не случайно здесь находимся. Сосновый бор способствует лечению туберкулеза. Мы используем сосновые почки как ингаляционную терапию, сосновый компонент подавляет рост и убивает любые бактерии. Это хоть и малосущественное, но все же дополнение к основному лечению. А если ходить регулярно в лес и дышать сосновым ароматом, можно вообще не заболеть, — рассказывает начальник противотуберкулезного диспансера Андрей Сенин.

Сосновый бор
Сосновый бор Фото Анны Неволиной

4 апреля будет десять лет, как Андрей Сенин работает в тубдиспансере. Начинал с участкового врача, потом работал в организационном методическом кабинете, затем стал заведующим диспансерным отделением и вот уже год как возглавляет диспансер.

— Экология, конечно, влияет на болезнь, но это — не основная причина. Любой фактор, засоряющий наши легкие, подавляющий наш иммунитет, способствует развитию болезни, — продолжает Андрей Михайлович.

 Что еще ждать от кризиса

— Если гриппом могут болеть и генеральные директора, и бомжи, то социальный срез по туберкулезу очень специфичен. Классических бомжей у нас немного, до десяти человек в год, и всего 20% пациентов — работающие, благополучные люди. Все остальные — представители «социального дна». Многие из них страдают алкоголизмом, почти 50 % ВИЧ-инфицированные, — продолжает Андрей Михайлович. — Много наркозависимых. А это ВИЧ, и, как следствие, туберкулез.

Сегодня заразиться «чахоткой» может любой. Все потому, что туберкулез угрожает людям с ослабленным по каким-либо причинам иммунитетом — и к этим причинам относятся стрессы, курение, недоедание, частые простудные заболевания, аллергические реакции.

Андрей Сенин
Андрей Сенин Фото Анны Неволиной

— Болезнь социальная и нынешний экономический кризис непосредственно с ней связан. Психологический стресс — очень мощный фактор, — говорит начальник первоуральского противотуберкулезного диспансера. — Вообще, по России, в частности, по Свердловской области, заболеваемость снижается, но нынешний кризис привел к тому, что темпы снижения заболеваемости по России снизились.

Лечить сложно, а иногда поздно

— Человек должен начать беспокоиться за свое здоровье, если на протяжении трех недель  он заметил у себя такие признаки, как снижение веса, кашель, небольшую вечернюю температуру, ночную потливость. Признаки могут проявляться поодиночке, не все разом, — уточняет Андрей Михайлович. — Естественно, на запущенных стадиях происходит истощение, кровохарканье, большая температура. Такую стадию лечить сложно, а иногда уже и поздно.

По словам специалистов, заразиться туберкулезом можно через воздух, при разговоре, кашле, чихании и даже плаче.

Первоуральский противотуберкулезный диспансер имеет два отделения дневного стационара: в Ревде 30 коек и в Первоуральске — 80. Все койки на сегодняшний день заняты. 46% пациентов с патологией — ВИЧ плюс туберкулез.

— Мы — взрослые, почти все носим в себе палочку Коха. Но болеет только 0,03 процента, потому что наш иммунитет задерживает эту палочку. Если соблюдать незатейливую профилактику: регулярно питаться, плотно завтракать, мыть руки, высыпаться, вести активный образ жизни, раз в год проходить флюорографию, болезнь не грозит, — продолжает Сенин.

Туберкулез — болезнь излечимая при правильном режиме лечения. Самое главное — регулярно принимать необходимые препараты. Сейчас методов борьбы с туберкулезом появилось много, но люди по-прежнему умирают.

— В 18 веке в Лондоне из ста тысяч человек умирали 750. В 2014 в России из ста тысяч заболели 59, умерли — 11, — приводит цифры Сенин. — Если сравнивать со всей страной, у нас в городе смертей в два раза больше. Умирают те, кто не соблюдает элементарных правил. Если исключить ВИЧ-инфицированных, то умирающие пациенты — это, как правило, люди вовремя не проходившие флюорографию, дорастившие туберкулез до тех стадий, когда мы уже не можем ничего сделать, а также те пациенты, которые просто махнули рукой на болезнь и бросили лечиться. Мы их называем «прерывающие пациенты».

 «Пересидел» в тубдиспансере

Подробнее о «прерывающих пациентах» нам рассказала заведующая стационарным отделением Елена Смирнова:

Елена Смирнова
Елена Смирнова Фото Анны Неволиной

— У нас много больных — нарушителей режима. В этом году это 158 человек, или 54 процента Лечение длиться от шести месяцев до двух лет, это тяжело. Мы начинаем лечение, больному становится легче и он просто уходит из стационара. В результате, человек не долечиваются и туберкулез прогрессирует. А тяжелая форма лечится на много тяжелее. К тому же этот человек распространяет инфекцию. Мы не обладаем никакой юридической силой, чтобы вернуть его. Поэтому здоровому населению надо быть острожным и заботиться о себе. Потому что этот фактор пока не управляемый.

Мы любим свой персонал

Нина Сова, госпитальный эпидемиолог:

— Дефицит кадров, к сожалению, есть. Многие бояться заболеть. Наш коллектив на зарабатывание денег не заточен, сотрудники проникаются общей идеей вылечить больного. Наших участковых врачей можно назвать семейными, потому что мы общаемся с больными много лет. Мы прекрасно знаем всю семью, все проблемы, по возможности пытаемся решить, подсказать.

IMG_2183
Фото Анны Неволиной

 

Мы работаем в очаге, и себя надо беречь. Моя задача — создать эпидемиологические безопасные условия и предотвратить распространения инфекций связанных с оказанием медицинской помощи. Наши сотрудники употребляют антимикробные препараты, используют антисептики для обработки рук, дезинфицирующие средства защиты, спецодежду, у нас введен масочный режим, носим колпаки, мы внедряем современные технологии воздухоочистки в производственных помещениях. Конечно, проводится ежедневная влажная уборка, камерная уборка — обработка под давлением пара вещей и пастельных принадлежностей больного.

Два раза в год сотрудники проходят флюорографию. А еще раз в год мы можем съездить в наши противотуберкулезные санатории.

Денег не берем

За последние пять лет удалось внедрить новейшие методы диагностики туберкулеза. В первоуральском диспансере стали использовать препарат «Диаскинтест» на выявление возбудителя инфекции. Такой метод имеет большое преимущество перед традиционной пробой Манту.

— Дети вакцинируются до 14 лет, манту – это проба, анализ, который показывает, есть ли в организме палочка Коха или нет. «Диаскинтест» — современный аналог манту. Тест действует только на живую и размножающую палочку. С 2015 года такая диагностика была введена во всех школах. Вообще, дети болеют реже, чем взрослые — у них хороший иммунитет и нет вредных привычек, — рассказывает Андрей Сенин. — Кроме того, мы ввели в практику быстрый метод определения чувствительности туберкулеза к различным медпрепаратам. Это позволяет сделать лечение более эффективным. В этом нам помогает аппарат «Джин-эксперт». Раньше на это уходило два месяца, теперь два часа.

IMG_2251
Фото Анны Неволиной

 

А еще старые рентгенаппараты заменили на цифровые, снимки стали более качественные, закупили новые микроскопы.

— До 2010 мы пользовались 13 противотуберкулезными препаратами. Самому молодому из них — 40 лет. И за четыре последних года появилось два принципиально новых качественных препарата. Это серьезное достижение нашей науки, — делится Андрей Михайлович. — Все препараты бесплатные. Даже при амбулаторном режиме мы сами даем пациенту препараты. В аптеках этих препаратов нет. Кроме того, каждому больному, не имеющему открытой формы туберкулеза и ВИЧ-инфекции, мы предлагаем путевки в наши санатории. Там люди долечиваются и укрепляют здоровье.