В Первоуральске вырастут тарифы на воду

Директор «Водканала» Валерий Хорев объяснил, почему мы должны платить за воду больше

В своем недавнем интервью газете «Вечерний Первоуральск» глава администрации Алексей Дронов сказал: «Кадры — это не товар, который в магазине продают, и человек — это не объект с набором конкретных характеристик, люди – не машины. Для того чтобы собрать дееспособную команду, нужно время. Любой человек в разных ситуациях ведет себя по-разному, а совокупность людей эту многозначность только усиливает».

В числе тех, кому доверяет абсолютно, сити-менеджер назвал руководителя МУП «Водоканал» Валерия Хорева, добавив, что «мы в одной ментальности, понимаем друг друга с полуслова».

Бывший менеджер Группы ЧТПЗ Валерий Хорев возглавил «Водоканал» в прошлом апреле. За год, как считает Алексей Дронов, в муниципальном предприятии «все встало на свои места».

На интервью нашему изданию Валерий Александрович согласился охотно. При встрече мы обсудили не только итоги его года у руля МУП, но и многие текущие проблемы этого важного для города предприятия, и даже узнали, какую воду пьет глава «Водоканала».

 

Повысим тариф

Валерий Александрович, предлагаю начать с насущного — тарифов. На одном из думских заседаний вице-мэр Первоуральска Геннадий Зверев указал депутатам на необходимость повысить плату за коммунальные услуги, чтобы, в том числе, улучшить качество питьевой воды. Предполагалось внести изменения со второго полугодия текущего года. Как вы считаете, в условиях тотальной экономии и кризиса, воспримут ли первоуральцы данную меру с пониманием?

— Есть утвержденный РЭК предельный индекс повышения тарифов — 15%. Ежегодно ресурсоснабжающие компании проводят повышение тарифа на 15%. «Водоканал» не повышал тариф с 2008 года. Предприятие самостоятельно оплачивало оказанные ресурсниками услуги с учетом ежегодного повышения, при этом сам «Водоканал» работал себе в убыток. В этом году мы просчитали увеличение ставки, обосновали и защитили ее в Региональной энергетической комиссии. При этом, даже с учетом планируемого повышения, тарифы на воду в Первоуральске остаются самыми низкими в области. Сегодня тариф с НДС составляет 13 рублей 83 копейки, с 1 июля нынешнего года будет 18 рублей 52 копейки. А, для примера, в Ревде тариф — 47 рублей. Чувствуете  — разница огромнейшая!

Фото Анны Неволиной
Фото Анастасии Пономарёвой

Увеличение тарифов необходимо для повышения качества оказываемой  услуги по водоснабжению города. Что касается реакции горожан — еще раз подчеркну: все ресурсоснабжающие организации тарифы увеличивают ежегодно, на этом фоне небольшое повышение тарифной ставки «Водоканала» первоуральцы не почувствуют.

Не боитесь, что после поднятия тарифа собираемость платежей упадет?

— Напрямую с населением сегодня мы не работаем, так как находимся на прямых расчетах с управляющими компаниями. То есть деньги за нашу услугу собирают УК, а потом перечисляют нам. Когда поднимали тариф, мы думали о населении, поэтому и не подняли его до 25 рублей, как планировали изначально, а остановились на 18 рублях. С подорожанием тарифа, может быть, люди и начнут платить меньше. Но я думаю, большинство четко понимает — платить надо. Ведь за газ, электроэнергию платят без разговоров. С водой должно быть то же самое.

 

Прямые договоры с УК — не лучший вариант

Что изменилось после того, как «Водоканал» перешел на прямые расчеты с управляющими компаниями?

— Изменение системы расчетов произошло в 2006 году. Это — не лучший вариант. Мы готовы к заключению прямых договоров с населением. В таком случае мы не будем зависеть от управляющих компаний и их финансового состояния.

Вы хотите сказать, что долги управляющих компаний перед «Водоканалом» не становятся меньше?

— Отнюдь. В 2013 году в Первоуральске было 29 управляющих компаний, а уже в 2014 году их осталось только 18. Снизилась и задолженность УК перед «Водоканалом» с 24 млн 400 тысяч рублей (в 2013 году), до  22 млн в 2014.

Фото Анны Неволиной
Фото Анастасии Пономарёвой

Как вы работаете с должниками?

—  Работаем в рамках правового поля: заключаем соглашения о реструктуризации долга, подаем иски в суд.

Ряд управляющих компаний ушел с рынка в результате банкротства, оставив колоссальные долги перед поставщиками ресурсов. Как вы оцениваете шансы своего предприятия на возврат такого рода долгов?

— Такие долги мы взыскиваем через суд, по-другому их никак не вернуть. И в очереди у этих банкротов таких предприятий несколько: и «Свердловэнергосбыт», и СТК, и газовщики, и «Водоканал». Возврат долгов зависит от объема денежных ресурсов, которые остались в этой управляющей компании. Шансы невысокие, поскольку денег на счете у таких компаний практически нет, но мы руки не опускаем. Используем все законные способы взыскания долгов. Будем биться за каждую копейку. Например, компания «Жилсервис» нам должна порядка 2 млн рублей, «Уралагростроой» — порядка 3-4 млн рублей.

 

Не должники, а компаньоны

Глава администрации Алексей Дронов озвучил информацию — «Водоканал» перестал быть убыточным предприятием и сегодня — на пути к самоокупаемости. Какую работу вы для этого провели?

— С апреля прошлого года мы начали заниматься экономикой предприятия, четко распределять свои ресурсы. Самоокупаемость — четкий контроль за расходами и доходами предприятия.

Львиная доля расходов предприятия составляет электроэнергия водного хозяйства, поэтому мы пошли по пути внедрения энергосберегающих технологий. Сегодня у нас идет серьезная экономия по электроэнергии. В 2014 году расход электроэнергии снизился, сэкономили 3 млн 718 тысяч рублей.  Далее — происходит оптимизация штатной численности. При этом мы не сокращаем, а повышаем заработную плату сотрудникам. Проводим грамотные ремонтные кампании, боремся с несанкционированным отбором, стоками воды.

Это — что касается сокращения расходов. Повышаем и доходы за счет дополнительной внебюджетной деятельности.

Фото Анны Неволиной
Фото Анастасии Пономарёвой

Между тем, не так давно появилась информация, что счета «Водоканала» были арестованы энергетиками за долги. Скажите, насколько информация соответствует действительности, и если да, то каким образом данная мера повлияла на текущую работу предприятия?

—  Это информация не соответствует действительности. За прошедший год нам на самом деле пришлось решить много вопросов с энергетиками. Долги «Водоканала» предыдущих лет перед «МРСК Урала», «Свердловэнергосбытом» были очень серьезными. Долги за энергоресурсы в 2013 году составляли 49 млн 600 тысяч рублей. Сегодня эта цифра — 25 млн 600 тысяч.

Мы полностью погасили долг перед «МРСК Урала», погасили долг за воду Ревдинскому водоканалу. Со «Свердловэнергосбытом» подписали договор о реструктуризации долга и договорились о тарифах. Сегодня это предприятие даже стало нашим инвестором. Мы стали коллегами, компаньонами.

 

Мы стали работать, как надо

Когда вы шли возглавлять «Водоканал», то не имели опыта работы в муниципальном предприятии. Вы были уверены в своих силах и знаниях?

— Я — технический специалист, когда шел работать в «Водоканал», понимал, как нужно развивать предприятие. Сейчас результат работы моей команды виден. То, что предприятие вышло «в ноль», это заслуга всех работников «Водоканала». Мы просто пошли в правильном направлении и стали работать так, как надо.

Фото Анны Неволиной
Фото Анастасии Пономарёвой

На протяжении нескольких лет муссируется тема передачи МУП «Водоканал» в областную или частную собственность. По нашей информации, передачу «Водоканала» лоббируют и областные власти. На ваш взгляд, есть ли необходимость в таком шаге, или «Водоканал» должен оставаться муниципальным?

— Я не слышал, что «Водоканал» хотят куда-то передать. До сих пор этого никто не делал. Но я уверен, что «Водоканал» должен быть городским предприятием, потому что он работает на Первоуральск. Раз предприятие городское, оно более прозрачно.

 

Не по сценарию

Не так давно вы стали участником ток-шоу «Все будет хорошо!» на НТВ, где обсуждалась ситуация с колонкой на Пильной. Поделитесь впечатлениями от участия в данной программе.

— Я считаю, что необходимо встречаться с людьми, у которых есть вопросы к моей работе. Необходимо отвечать на эти вопросы, в противном случае, происходит искажение информации, рождаются домыслы. Поэтому я поехал. Что сказать про саму программу — это, в первую очередь, шоу. Как ее авторы хотели преподнести материал, так они это и сделали. Судите сами, передача снималась 40 минут, в эфир вышло всего несколько минут.

Вы озвучили истинную стоимость электронных ключей для жителей поселка — 13 рублей?

— Конечно, но это же было не по сценарию, поэтому в эфир не попало.

Фото Анны Неволиной
Фото Анастасии Пономарёвой

В эфире вы пообещали обеспечить бесплатной водой еще одну участницу программы — многодетную мать Светлану Гребер…

— То, что я пообещал, выполню. Это касается всех льготных категорий граждан. То же самое с ветеранами — они получат бесплатный доступ. Единственное, сейчас нужно разобраться с правовой основой.

Знаете, есть категория жителей на Пильной, которые постоянно заключали с нами договоры на протяжении десятка лет. То есть они платили 12 рублей 80 копеек за 900 литров в месяц. За месяц использовать столько воды почти невозможно. Сейчас, покупая, электронный ключ, они, по сути, экономят, потому что неиспользованные литры им можно использовать в следующем месяце.

Мы организовали работу: два раза в год объезжаем всех жителей, напоминаем о необходимости заключении договора, оставляем все координаты, берем заявки. У них нет необходимости ехать для этого в город. Во-первых, мы можем приехать к ним домой для заключения договора. Во-вторых, мы арендовали точку в магазине на Пильной, где находился наш специалист и заключал договоры. Но некоторые люди продолжают вести себя непонятно. Пример, пришли к жителям улицы Сиреневая, у них скважина, спрашиваем: «Вы будете заключать договор?». Они говорят, мол, зачем, у нас же скважина. Хорошо, дайте нам тогда официальный отказ, что вам вода из колонки не нужна. Они говорят: «Нет, мы не будем давать официальный отказ, а вдруг станет нужна». При этом договор заключать все равно не хотят. Тем не менее, сегодня договор на пользование колонкой заключили порядка 22­х домов. А электронных ключей реализовано около двухсот штук.

 

Где построят водоводы

Изношенность водопроводных сетей в Первоуральске составляет 70%. Каким образом вы собираетесь исправлять данную ситуацию?

— Для сравнения — в 2013 году «Водоканал» поменял 1300 погонных метров трубопровода. В
2014­м при совершенно одинаковой финансовой составляющей предприятие поменяло уже 2600 метров. Конечно, для наших сетей это — минимум. Но мы нацелены заменить гораздо больший объем трубопровода. Аварийные трассы определены.

В 2015 году планируем поменять 3000 метров. Наш сезон начинается в апреле и заканчивается в сентябре, за этот промежуток времени планируем поменять трубопроводные сети по улице Емлина — от дома 1а до Емлина 7, на магистральном водопроводе по улице Данилова от Чекистов до Строителей. Капитально отремонтируем водопровод на улице Строителей, проведем ремонт насосной станции на улице Толмачева поселка Самстрой и на улице Толмачева поселка Первомайка.

Еще одна традиционная для Первоуральска проблема — частенько свежезаасфальтированные участки дорог и тротуаров вскрывались из-за ремонта ресурсников. Намерены ли вы сломать эту «традицию»?

— Да, сегодня мы все наши ремонты согласовываем и стыкуем с планами УЖКХ по дорожным работам. Считаю, что «Водоканал» должен вообще перестать заниматься рытьем траншей, а закладывать «гильзы» и менять трассы, не вскрывая дорожное полотно. Принцип работы такой. Допустим, УЖКХ собирается ремонтировать проспект Космонавтов. Перед ремонтом дорожного полотна вскрывается дорога, «Водоканал» и СТК прокладывают свои трассы. В месте, где проходит наша трасса, мы закладываем «гильзы» для того, чтобы потом, не нарушая дорожного полотна, сделать на обочине небольшое вскрытие и уже через эти «гильзы» ремонтировать трубы.

Мы перешли на технологию укладки пластиковых труб. У нас в городе в основной своей массе трубопровод металлический: чугун и сталь. Чугун имеет свойство в период перепада температура за счет промерзания земли сходиться, расходиться и трескаться.
Пластик в этом плане гибкий, потому мы используем его.

Фото Анны Неволиной
Фото Анастасии Пономарёвой

Как обстоят дела со строительством водовода на улице Емлина? Еще три года назад говорили, что уже составлена проектно-сметная документация. Не устарела ли она морально и не придется ли вновь тратить на эти цели бюджетные деньги?

— Проект, действительно, существует, менять его не придется. Вообще, данный проект должен был софинансировать областной бюджет, работа была запланирована на 2014 год. Но пока реализация проекта отложена. Сейчас администрация и мы занимаемся этим вопросом, чтобы в этом году все-таки работу выполнить.

Собираются ли еще где-нибудь строить водоводы?

— Водоводы будут строиться в районе улице Трактовой, где появится новый микрорайон «Чусовой». Сейчас там ведутся инженерные работы. Еще жилая застройка предстоит на Береговой. Там уже водовод есть, необходимо будет сделать новый канализационный коллектор.

Несколько лет вся область говорит о программе «Чистая вода». А Первоуральск вошел в нее?

— Вообще эта программа рассчитана на города с меньшим количеством населения, чем Первоуральск, там, где есть проблемы с водоснабжением. По программе планируется заниматься комплексно системой водообеспечения. До сих пор Первоуральск в программу не вошел.

Ну, мы руки не опускаем, стучим во все двери — так что не исключено, что когда-нибудь все-таки попадем в эту программу.

 

Будут новые очистные

Вечная проблема — качество питьевой воды в 8 микрорайоне и Техгороде. Откуда поставляется вода и почему она разительно отличается от воды в других микрорайонах?

— Есть санитарные нормы и правила, мы их соблюдаем. Город питается с трех источников — это Нижние Серги, Верхне-Шайтанское водохранилище и Ревдинское водохранилище. Из Ревды мы берем совсем немного, это — поверхностное водохранилище, как и Верхне-Шайтанский пруд. Например, вода из Нижних Серег, которой мы обеспечиваем микрорайон Динас, улицу Емлина, она, в основном, из скважин. Скважины дают воду из недр, поэтому она более чистая, без осадков. А та вода, которую мы берем с поверхности, имеет определенную степень замутненности. Поэтому мы ее чистим, прогоняем через фильтровальную станцию. Фильтровальная станция, которая сегодня есть, рассчитана была на определенные объемы. В свое время ее надо было расширять, менять и реконструировать. Это не было сделано, а город рос. Поэтому в период половодья появляется мутная вода. Она, естественно, отличается от воды, которая подается с Серег. Но воды с Серег недостаточно, чтобы обеспечивать весь город.

Насосно-фильтровальная станция в Верхне-Шайтанском водохранилище в таком состоянии находилась десятки лет, и никакой реконструкции не было. Мы перед собой поставили задачу сделать проект очистных, который был бы способен улучшить качество воды. Будет проект, будем заявляться на участие в областных программах.

Какую воду вы пьете сами?

— Я сам живу в 8 микрорайоне, у меня дома стоит фильтр. А вообще, я уже 20 лет набираю питьевую воду на роднике в «Лесной сказке».

 

Фото Анны Неволиной
Фото Анастасии Пономарёвой

Наша справка

  • Валерий Александрович Хорев, 51 год
  • Учился в школе № 7. Окончил Уральский политехнический институт по специальности «инженер-механик».
  • Начинал трудовую деятельность в цехе №2 помощником мастера на Первоуральском Новотрубном заводе. Затем работал мастером по ремонту оборудования в цехе №4, потом — начальником цехов
    №№5, 7. После объединения заводов в Группу ЧТПЗ занимал должность заместителя главного инженера, затем — технического директора. Последняя должность — эксперт в дирекции по производству труб.
  • Занимается спортом, ведет здоровый образ жизни. Хобби: лыжи, плавание, фитнес.