5x15x60, или как отремонтировать машину за муниципальный счет

Блог юриста Олега Шулина— Все чаще на дорогах можно встретить автомобилистов, которые меняют колесо или озадаченно копаются под капотом. Люди нервничают, но продолжают платить за пробитые покрышки из своего кармана. Оказывается, на ремонт своего автомобиля можно заставить раскошелиться и кого­-нибудь другого — например, дорожную службу.

Если автолюбитель попал в яму и пробил колесо, самый простой вариант, конечно, плюнуть, вытащить запаску и поменять покрышку или доехать до шиномонтажа, но есть и другой способ решения проблемы. В соответствии с правилами дорожного движения, он должен остановиться, включить аварийные сигналы, выставить знак аварийной остановки и вызвать сотрудников ГИБДД, сообщив о ДТП. Да­-да, пробитое колесо — это самое настоящее ДТП.

Олег Шулин, участник межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов», юрист
Олег Шулин, участник межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов», юрист

Дождавшись приезда ДПС, придется настоять на оформлении ДТП — иногда правоохранители артачатся. По закону они должны составить схему ДТП, где указаны привязки, размеры ямы, ее локация на дороге. Если яма не соответствует ГОСТу дороги (глубина 5 см, длина не более 15 см, ширина не более 60 см), то и дорога не соответствует стандартам безопасного движения. Сотрудниками ГИБДД выдается акт НДУ (ненадлежащих дорожных условий), справка о ДТП, постановление в отказе возбуждения дела об админист­ративном правонарушении. После этого автовладелец покупает покрышку, едет в автосервис, при этом тщательно собирает все чеки — фиксирует понесенные расходы.

Желательно предварительно заехать к независимому эксперту, который выдаст справку об износе — чтобы на предстоящем суде избежать претензий в необоснованном обогащении. Далее составляется иск в отношении дорожной службы — в нашем случае — МПО ЖКХ, с которым администрация Первоуральска составляет контракт на обслуживание дорог.

Согласно контракту, МПО ЖКХ обязано содержать дорогу и  делать ее безопасной для передвижения. Недостаточное финансирование — аргумент, который мало волнует автолюбителей, несущих расходы на ремонт.  Если некоторые участки дорог не соответствуют нормам,  об этом должны информировать соответствующими дорожными знаками, вплоть до полного ограничения движения на конкретном участке дороги. Моя судебная практика показывает, что дорожной службе приходится раскошеливаться.