998

Никогда больше не пойду смотреть этот спектакль

Афиша спектакля "А зори здесь тихие...". Слева направо:  Татьяна Крылова в роли Риты Осяниной, Наталья Катаева (Лиза Бричкина), Ания Хабирова (Галя Четвертак), Алена Божко (Женя Комелькова), Анастасия Мурайкина (Соня Гурвич)
Фото предоставлено Оксаной Розум

Афиша спектакля "А зори здесь тихие...". Слева направо: Татьяна Крылова в роли Риты Осяниной, Наталья Катаева (Лиза Бричкина), Ания Хабирова (Галя Четвертак), Алена Божко (Женя Комелькова), Анастасия Мурайкина (Соня Гурвич) Фото предоставлено Оксаной Розум

… сказала незнакомая мне зрительница в гардеробе после спектакля «А зори здесь тихие…»Вчерашняя премьера спектакля театра драмы «Вариант» по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» — безусловная удача театра, несмотря на сотню «вопреки». И уверена, с этим согласятся сотни наших горожан, что зареванными, стесняясь хлюпающих носов, выходили из зала после спектакля. Точнее, спектакля было два. Не припомню за все 15 лет, чтобы в день премьеры нам пришлось играть два спектакля. Когда стало ясно, что зал будет полон, договорились с ДК ПНТЗ о дневном спектакле.
Так уж мне повезло — я уже видела этот спектакль год назад. Его поставил главный режиссер Ирбитского театра Леван Допуа. В исполнении ирбитских артистов на сцене старейшего на Урале театра во время фестивальных показов я и посмотрела этот спектакль впервые.
В Первоуральск на постановку Левана Левановича пригласил художественный руководитель «Варианта» Вадим Белоконь. Вопреки здравому смыслу и финансовой необеспеченности проекта ирбитский режиссер дал свое согласие. Вот тут-то все и началось, а завершилось вчера — двумя прекрасными спектаклями. И зрителю не обязательно знать, сколько раз пришлось менять исполнителей главных ролей, сколько времени было у Константина Петровича Родина (исполнитель роли пожилого Васкова) на то, чтоб выучить текст и срочно ввестись на роль за день до премьеры, каково репетировать без декораций просто потому, что их негде установить и впервые попробовать с ними работать в живую за час до премьеры.
Зная все внутренние обстоятельства выхода этой, во всех смыслах героической, премьеры, поражаюсь собственному выводу: а спектакль-то объективно лучше, интереснее, ярче, сильнее ирбитского аналога. Вопреки инсценировке — драматургически слабой, вопреки возможностям зала, уступающим ирбитской сцене, вопреки обстоятельствам, вынудившим Левана Допуа всего после трех репетиционных дней передать репетиции в руки Вадима Васильевича Белоконя.
Да, в этом спектакле еще есть над чем работать. Как почти в любом спектакле, совершенству нет предела. Но этот спектакль — очевидное доказательство того, в какой прекрасной форме находятся артисты первоуральской труппы, какая слаженная ансамблевость, как органично хор исполнителей то разбивается на отдельные голоса, то сливается в общей партии, какие чудесные соло у каждого исполнителя. Даже крохотная роль Марьи Никифоровны решена актрисой Ольгой Саввиди непереносимо трагично, при этом совершенно лишена пафоса.
В спектакле органичным образом переплетены откровенно бытовые, я бы даже сказала — грубо телесные сцены, когда залу передаются буквальные физические ощущения, как сцена гибели Лизы Бричкиной (Наталья Катаева) в болоте или сцена Жени Комельковой (Алена Божко) после убийства немца, и сцены, наполненные метафоризмом и символикой до избыточности, как сцена перестрелки и гибели Гали Четвертак (Ания Хабирова). Уже после смерти Сони Гурвич (Анастасия Мурайкина) невозможно смотреть этот спектакль профессиональным оценивающим взглядом. Помимо воли, вопреки ей, в горле становится ком и не дает дышать до конца спектакля.
«Никогда не пойду больше смотреть этот спектакль, — сказала зрительница в гардеробе, — сердца не хватит, больно аж».
Спектакль идет без антракта полтора часа, с сороковой минуты я радуюсь, что в зале темно, что мои красные, опухшие глаза с потекшей тушью никто не разглядит, а я ж профессионал, вот сейчас возьму себя в руки и приведу в порядок взбунтовавшийся организм, успею до конца спектакля.
Предупреждаю, у Вас тоже ничего не выйдет. Дальше становится только хуже.
А вот детей приведите обязательно посмотреть этот спектакль. Поразительно, как вели себя школьники-подростки на дневном показе. Сядьте рядом и посмотрите, как точно попадает этот спектакль в сердце любого человека, несмотря на возраст, пол и социальное положение. Фотографий со спектакля, к сожалению, у меня пока нет. Есть вот афишка.

Комментарии 15

Внимание! Комментарии на сайте не премодерируются. Правила