Вячеслав Ярин: «Администрация давит»

Помощник уполномоченного по правам предпринимателей в Первоуральске рассказал об основных проблемах взаимодействия бизнес-сообщества и местной власти

Имя Вячеслава Ярина промелькнуло в местных информационных сводках полтора года назад, когда он зарегистрировал свою кандидатуру на конкурс сити-менеджера. Правда, участвовать в конкурентной борьбе не стал — перед комиссией не выступал. Но заявил о себе спустя год — после визита тогда еще новоиспеченного регионального защитника прав предпринимателей Елены Артюх именно он стал ее помощником в Первоуральске. В интервью «Городским вестям» Вячеслав Ярин тогда сказал, что пока рано делать заявления — надо осмотреться и определиться с кругом проблем. За год публикации в «Фейсбуке» Ярина стали столь же тревожны, сколько непонятны: например, «администрация Первоуральска под руководством Дронова всячески пытается создать для предпринимателей невыносимые условия, искусственно создавая предпринимателям проблемы». О проблемах первоуральского бизнеса с точки зрения бизнес-омбудсмена — в материале «Городских вестей».

Вячеслав Ярин
Вячеслав Ярин: «Администрация должна создать такие условия для бизнеса, чтобы он не закрывался у себя по подвалам, не уходил в тень или вообще из города».

 

Не плачь, не бойся, не проси

— За полгода не надоело заниматься проблемами малого бизнеса? Есть какая-то статистика обращений к вам от местных предпринимателей?

— Не надоело (улыбается). Надоело другое — у нас в федеральном округе стоит проблема: предприниматели жалуются, что администрация давит, создает искусственные препоны. Пытается вмешиваться во все — в частности, в бизнес. И для Первоуральска это очень характерно. Администрация в первую очередь должна занимать чем? Правильно, развитием территории — как для комфортного проживания граждан, так и для развития бизнеса. О чем речь? Администрация должна создать такие условия для бизнеса, чтобы он не закрывался у себя по подвалам, не уходил в тень или вообще из города. Бизнес сам должен приходить с предложениями о развитии бизнеса. Пример: мало посадить дерево — за ним надо ухаживать, удобрять его, чтобы получить плоды. Так и администрация — должна «удобрять и поливать» бизнес, а для этого должен быть план развития территории…

— У нас есть такой?

— А вы его видели?

—  Я знаю, что есть, в частности, план развития Билимбая — он был принят к сведению на одном из заседаний дум. Что касается плана развития городского округа в целом — «Первоуральск-300» за план не сойдет?

— «Первоуральск-300»? В моем понимании, план развития территории — это реально работающий план последовательных действий. Что касается «Первоуральск-300» — да, была некая заявка в СМИ, которую я бы охарактеризовал «веселыми картинками». Может, это просто чьи-то амбиции и желание высказаться, а не план? Возникают ситуации, что бизнес хочет развиваться, а администрация не дает план развития города. Диалога не получается. Пытался попасть к Дронову на прием…

— С какой целью?

— Обсудить вопросы по бизнесу. Я не могу вести диалог с работниками земельного комитета, например, или комитета по управлению имуществом. Нужно сесть с ним за стол переговоров и поговорить. Но не получилось. Секретарь не записала меня на прием, после того, как я представился. На прошлой неделе у нас был прием с Еленой Артюх [региональный уполномоченный по правам предпринимателей — ред.], присутствовал глава администрации Алексей Дронов. Я задал вопрос об отказе в приеме на совещании  — Алексей Иванович сказал, что вообще не в курсе о подобной ситуации.

 

Кто такая администрация

— Хорошо, если допустить, что на прием к сити-менеджеру вы все-таки попали — что бы вы спросили у него?

— Во-первых — план развития города. У нас сейчас основная проблема — отсутствие комфортного проживания: нет дорог, до сих пор не хватает мест в детских садах. Мы понимаем, что  есть градообразующие предприятия — «Динур», Новотрубный завод, Уральский трубный завод, но они не в состоянии наполнить бюджет налоговыми отчислениями в том объеме, в котором требуется. Не забываем, что некоторые регистрируются в Москве, например, а работают здесь — налоги уходят по месту регистрации. Малый и средний бизнес для Первоуральска жизненно необходим — наполняет бюджет, дает рабочие места. Еще одна проблема, которую я бы обсудил: когда Первоуральск последует тренду, который задает правительство РФ, и введет институт «единого окна»?  Простому бизнесмену власть неинтересна — бизнес не хочет видеть чиновников, ему нужен результат: дайте мне кусок земли, я буду работать, платить налоги, буду развиваться. Есть «единое окно» — пришел, сдал документы, без беготни и суеты. Не бизнес должен бегать в администрацию, а администрация должна бегать за бизнесом с призывом: «Создай, пожалуйста, рабочие места… И налоги заплати. А мы если не поможем, то хоть мешать не будем».

yarin
Вячеслав Ярин: «Не бизнес должен бегать в администрацию, а администрация должна бегать за бизнесом»

 — Не так давно общалась с предпринимателем Виталием Листраткиным, тот поделился наблюдением не только своим, но и друзей-бизнесменов: если есть какая-то идея, проект — то в администрацию с ним лучше не соваться. Потому что похоронят на корню. Согласитесь вы с этим мнением?

— Кто такая администрация? Зачем туда вообще ходить? Тем более с проектами? На местах в некоторых муниципалитетах складывается такая картина: власть — это некий царь, а бизнесмены — холопы, которые должны прийти и получить благословение. А у нас как? Ты ко мне приди, раз 20 примерно приди, а я подумаю, и, может быть, разрешу нормально работать. Такая проблема есть — не знаю, в чем дело: то ли в менталитете, то ли в привычке «порешать». Кстати, на антикоррупционном совете при президенте, где я являюсь экспертом, мы поднимаем эту тему.

Либо бояться, либо делать

— Я поняла, что, по вашему мнению, мухи отдельно, котлеты отдельно. А как же социальные проекты, которые администрация порой не в силах потянуть и призывает на помощь предпринимателей? Это разве не точки соприкосновения?

—Вот об этом и речь. Для этого должно быть объединение администрации и предпринимателей. Администрация не должна требовать или шантажировать (открыто, естественно, этого никто не делает), она должна выходить на диалог: у нас есть такой проект, вы нас поддержите? Ради комфортного проживания — да, ради выстраданных преференций — нет. Возьмем пример с новогодней елкой. Кто у нас сделал новогоднюю елку?

 

— Насколько я знаю, центр города был поделен на участки среди предпринимателей — они и украшали отведенную территорию.

— А кто распределял?

— Не могу сказать, наверное, глава администрации или заместитель по муниципальному управлению…

— А они вообще кто такие? Почему они распределяют? Почему у нас власть воспринимается как некая структура с кнутом, которая, если не прогнешься, обязательно ударит? Так не должно быть. Сейчас я вхожу в состав антикоррупционного совета. Есть указание: власть должна быть открытой. У нас никого не найдешь — все на совещаниях, жутко занятые. Сейчас в полную силу вступает институт общественных советов, чтобы контролировать работу госорганов. Создать создали, но они оказались малоэффективны. Указание президента  — сделать перезапуск этой системы.  Для чего мы делегировали людей — сити-менеджера, главу города — во власть? Для того, чтобы проводили работу по улучшению жизни населения, а не вели себя как надзорный орган. Лично мне проще попасть в администрацию президента, чем на прием Дронова. Больше не буду навязываться. Надо будет — сам встретится, поговорим предметно.

—  Предметный разговор, если состоится, будет о чем? Конкретно.

— О том, что бизнес в Первоуральске зажимается.

— Каким образом? Какие рычаги воздействия на бизнес практикуются?

— Могу привести пример. Помните, киоски вывозили? Незаконно. Только по решению суда. А у нас как? Постановили, стукнули кулаком по столу, подогнали краны и увезли. Кроме того, предприниматели жалуются, что некоторые сотрудники администрации — не хочется юлить, скажу прямо: глава Билимбаевского СТУ Александр Гильденмайстер требует документы с предпринимателей на земельные участки. Какое отношение имеет к проверкам глава СТУ? Он что — надзорный орган? Вы должны явиться… Никто никому не должен: есть у вас БТИ, кадастровая палата, архив — наводите справки. Сейчас, чтобы перевести землю из одной категории в другую, тоже нужно побегать. Давайте займемся действительно полезными проектами — деревья посадим, например. Сейчас предприниматели боятся, жалуются анонимно, мотивируя тем, что если напишут заявление и позволят мне как помощнику бизнес-омбудсмена начать разбирательства, то будут давить еще больше. Так давайте решать: либо бояться, либо делать. Суды — отдельная тема. Столько обращений в суд на предпринимателей не делала ни одна администрация. В личной беседе замглавы по муниципальному управлению Дмитрий Солдатов заявил, что подобную практику будут продолжать. Возникает вопрос: а те суды, которые администрация проигрывает, кто оплачивает? Уж не налогоплательщики ли? Весь средний, малый и микробизнес — зависит от администрации как от курса доллара. Трясутся бизнесмены и думают: что будет?

Перспектива города-призрака

— Иски то в основной массе относительно чего? Земли?

— Да, земли, имущества. Тенденция сейчас какая: по максимуму загрузить предпринимателя, чтобы он стал лояльным к администрации.

— А в чем бонус администрации от такой лояльности? Он что, будет налогов от этого платить больше? Мне кажется, нет.

— Согласен, нет. Но когда предприниматель под контролем, он готов на многое.

— На что, например? Вот я предприниматель, есть у меня магазин, зачем вам моя лояльность?

— Например, позовут в администрацию и скажут: нарядите елку…

yarin
Вячеслав Ярин: «На выборы не собираюсь»

— А я скажу не могу — не включена елка в мой скромный бюджет…

— А вам скажут: ладно, не хотите по-хорошему — сильнее надавим, сами потом придете и попросите хоть что-нибудь нарядить. И это ситуация не только в Первоуральске — она практически повсеместна.

— Давайте погорим о фонде поддержки малого предпринимательства. Он как бы есть, и его как бы нет. Тем не менее, местному бюджету выделено на поддержку малого бизнеса выделено 413 700 рублей. 

— Великие деньги, ума не приложу, куда их потратить (улыбается), разве что на поездку предпринимателей на какой-нибудь форум. На самом деле, жаль, что фонд не работает — он нужен.  Для развития на территории бизнеса. Давно велась речь о создании бизнес-инкубатора. Идея, которая осталась только идеей, а жаль.

— А если предположить, что будет некий демарш со стороны предпринимателей — возьмут и перерегистрируют бизнес в другие города. Будут продолжать работать, а налоги заплатят в другое место.

— Первоуральск станет городом-призраком. У нас сейчас как? Деньги в Первоуральске не тратят — ездят в Екатеринбург, хотя надо создать условия, чтобы деньги оседали в Первоуральске.

— Вернемся к теме общественных советов. Насколько я  помню, такой совет уже был создан — еще при вице-мэре Леониде Гункевиче. Возглавил его Денис Ярин. Получается, что совет не справляется с выстраиванием диалога между властью и бизнесом?

— Нет диалога — работа совета нулевая. Невозможно разговаривать в одну сторону, когда речь идет о диалоге.

— Если бы вам предоставил разработать план развития Первоуральска, какие основные тезисы?

— Планов по привлечению бизнеса в Первоуральск много, не меньше идей, как уменьшить количество препон на этапе регистрации и развития бизнеса. Чем быстрее бизнесмен организует бизнес, тем быстрее будет сбор налогов, тем быстрее появятся «цветущие сады». Поэтому основной тезис плана с позиции бизнеса — создание атмосферы, доброжелательной к предпринимателю.

— Сейчас ситуация с предпринимателем Андреем Угловым и распрями вокруг жилого комплекса «Малахит» достигла апогея. Дадите свою оценку?

— Я не могу этого делать, потому что в данной ситуации всего лишь сторонний наблюдатель. Андрей Владимирович не обращался ко мне, не просил помочь, соответственно, документов я не видел.

— Говорят, ваша активность за последнее время обусловлена желанием пойти на выборы…

— Странно, что вы не задали этот  вопрос первым. Нет — не собираюсь. Ни на какие — ни в местный парламент, ни куда бы то ни было еще. Бизнесмен никогда не приживется в качестве чиновника — ерунда все это.