Что-то с памятью моей стало

Блог журналиста Игоря Цалера

Чем дальше в лес — тем толще партизаны. И чем больше времени проходит после Великой Отечественной войны, тем нелепее информационный шум, сопровождающий 9 мая. 70-летие великой даты наверняка будет утоплено в громких речах, помпезных фильмах и пафосных акциях. Скидки ветеранам в секс-шопе, водка с символикой Победы на этикетке и показушное ношение черно-оранжевых ленточек — лишь легкие симптомы общего заболевания, которое можно назвать оскудением исторической памяти. Сегодняшний День Победы — это танки на Красной площади, вакханалия с ленточками и Вика Цыганова. При этом пышные парады в стране, где останки солдат по-прежнему лежат без захоронения, а мемориалы разрушаются — это цинизм.

Посыл, который вкладывается сегодня в праздничную риторику, прост: широка страна моя родная, но сурово брови мы насупим. «Патриотические» сайты и соответствующие сообщества в социальных сетях переполнены восторгами по поводу того, как здорово мы в одиночку всех победили. Люди, которые пишут эти заклинания, не скорбят по погибшим, не проклинают войну, не пытаются узнать, что там, собственно, произошло с 1941 по 1945 годы. Они проклинают врагов, а войне радуются, будучи убежденными, что воевать — это весело, и при случае мы снова покажем Кузькину мать всему миру.

Но 9 мая — не повод танцевать на костях, бряцать оружием и самоутверждаться за чужой счет. Нужны не наклейка «Спасибо деду за Победу» на немецкой машине и не отчетный концерт заслуженных артистов. Нужна память о погибших, причем во всех войнах, а их в истории России было ох как немало. Нужны уроки мира в школах. Нужны беспристрастные исторические исследования и уточненные данные. Нужны раскрытые архивы, неопубликованные фотографии и забытые киносъемки. И если мы хотим популяризировать профессию военного (а это необходимая и достойная профессия), давайте лучше проводить общедоступные выставки военной техники: здесь нам и вправду есть, чем гордиться.

Тот, кто помнит, не повторяет ошибок. Забыть, отлакировать и покрыть новым слоем лжи — не тот путь, по которому хочется идти.