298

Макет, представленный в Билимбае, признали точной копией легендарного реактивного самолета БИ-1

Историки пишут, что на берегу Билимбаевского пруда  проводились испытания первого жидкостно-реактивного двигателя. Здесь работали конструкторы Березняк и Исаев — создатели первого советского истребителя «БИ-1».  15 мая 1942 года самолет под управлением летчика-испытателя Григория Бахчиванджи совершил свой первый полет с аэродрома Кольцово. Сейчас такая достопримечательность есть и в Билимбае
Фото Анны Неволиной

Историки пишут, что на берегу Билимбаевского пруда проводились испытания первого жидкостно-реактивного двигателя. Здесь работали конструкторы Березняк и Исаев — создатели первого советского истребителя «БИ-1». 15 мая 1942 года самолет под управлением летчика-испытателя Григория Бахчиванджи совершил свой первый полет с аэродрома Кольцово. Сейчас такая достопримечательность есть и в Билимбае Фото Анны Неволиной

15 мая этого года в Билимбае произошло событие, значимость которого оценили не сразу: в день годовщины первого полета реактивного перехватчика фонд национального наследия «Строганофф» презентовал то, над чем работали несколько месяцев — макет самолета БИ-1. Семиметрового красавца не случайно установили напротив Свято-Троицкого храма, ведь именно стены святыни приютили эвакуированное в годы войны конструкторское бюро, где трудились создатели самолета. Сегодня фонд «Строганофф» собрал экспертный совет, задача которого выдать заключение о соответствии изготовленного макета с историческим предшественником.

 

Совет экспертов по признанию макета копией оригинала БИ-1 Фото Дмитрия Клепикова

Совет экспертов по признанию макета копией оригинала БИ-1
Фото Дмитрия Клепикова

Создание историко-культурного центра, возвращение Билимбаю былого уважения и исторической значимости — задача, которую поставил перед собой фонд «Строганофф».

В руках директора фонда Андрея Моисеева газета «Правда», датированная 10 мая 1945 года:

«Три года назад Гитлер всенародно заявил, что в его задачи входит расчленение Советского Cоюза и отрыв от него Кавказа, Украины, Белоруссии, Прибалтики и других областей. Он прямо заявил: «Мы уничтожим Россию, чтобы она никогда не смогла больше подняться…» — читает Моисеев. И тут же добавляет: — Что происходит сейчас? Страшно наблюдать за тем, как 15 республик, 15 сестер сегодня выстраивают отношения. Мало кто понимает, что очень важно, чтобы наши дети не выросли иванами, не помнящими родства. Поэтому мы и начали с малого — заниматься возрождением славы Билимбая, воспитываем патриотизм в подрастающем поколении.

Макет изготовлен по чертежам, которые взяты из открытых источников — аналоги исторических чертежей. Крылья и фюзеляж макета могут разбираться, что удобнее для транспортировки. Обшивка — оцинкованная жесть, гарантия производителя на которую — 50 лет. Модель будет сохранять свои свойства минимум 15 лет. Размах крыльев 6,6 м, длина —  6,9 м. Масштаб — 1:1.

Первый шаг — создание макета самолета, после майской презентации которого к нему прикован интерес со всей области: люди приезжают и спрашивают, где тот самый БИ-1. Но показать достопримечательность, вышедшую за рамки местной, пока нет возможности — создание мемориального комплекса должно отвечать требованиям безопасности, а включение самолета в перечень «интересных мест» сопряжено формальными процедурами. Другими словами, фонд должен доказать, что создание макета — это не игры  в самолетики выросшими мальчиками, а серьезная работа.

Фото Анны Неволиной

Фото Анны Неволиной

В составе экспертного совета люди, чей авторитет оспаривать бессмысленно: Александр Иванович Тизяков, помощник губернатора, один из знаковых директоров предприятия ЗИК, Александр Долгов, возглавляющий проектный институт и являющийся попечителем фонда «Строганофф», председатель Совета ветеранов Александр Слабука, заслуженный краевед Людмила Аболенцева, Анатолий Клепиков, историк, полковник в отставке.

Первым высказался Анатолий Клепиков:

—Презентация копии самолета БИ-1 — историческое событие. Я потрясен. Люди без административного указания, без решения, как говорилось раньше, партии, по воле сердца начали возрождать историю. В 2010 году я занимался биографией Александра Яковлевича Березняка — одного из разработчиков БИ-1. Вот эти документы (показывает кипу бумаг) подписаны Сталиным. Их рассекретили только в 2010 году в архиве президента РФ. Это первое постановление государственного комитета обороны, датированное 1 августа 1941 года, когда было принято решение о создании самолета-перехватчика конструкторским бюро Болховитина. Итог — за 35 дней был создан первый самолет! Эти сроки — жесточайшие. Их потребовала война. Березняк загорелся созданием скоростного самолета еще будучи студентом авиационного института. Вы знаете, когда я приехал в Билимбай, я просто был поражен тем, что по этим тропинкам ходили люди, которые стали всемирно известными. Билимбай стал колыбелью реактивного самолетостроения. Созданный ребятами макет самолета БИ-1 доносит до нас дух того времени, дух первооткрывателей.

Коллегу поддержала и краевед Людмила Аболенцева. Людмила Ивановна отметила, что Билимбай — исторический кладезь, который еще надо преподнести обывателям.

Дебаты не зашли далеко — все присутствующие не стали умалять достижение создателей копии БИ-1 и пришли к выводу: эксперты согласны, что представленный макет соответствует историческому прототипу.

 

Комментарии 3

Внимание! Комментарии на сайте не премодерируются. Правила