Игры с землей

30 судов за полгода проиграла администрация, разорив бюджет на 400 тысяч рублей

Юрист Сергей Фукалов только за последние полгода выиграл у администрации ГО Первоуральск более 30 судов. И теперь городской казне по причине халатного бездействия дроновской администрации предстоит раскошелиться на кругленькую сумму — около 400 тыс. руб.  Возможно, в масштабах 4-го по численности населения муниципального образования Свердловской области сумма и не столь значительна, но, перефразируя известную житейскую мудрость, напомним: «Тыща  миллион бережёт».

Сергей Фукалов специализируется на спорах, связанных с землей. Поэтому к нему обращаются те первоуральцы, кто хотел на законных основаниях получить участок земли и с благой этой целью написал заявление в администрацию. Цели у адресантов разные: кому-то земельный участок необходим под индивидуальное жилищное строительство, кому-то – для осуществления предпринимательской деятельности. Но реакция со стороны дроновской администрации для всех абсолютно одинакова, та, что в народе называется: «жди ответа, как соловей лета». Не дождавшись решения с месяц-другой, народ идёт к юристу Фукалову, тот готовит очередной иск в суд на бездействие администрации и выигрывает его. Один за другим. Но господин Дронов и его команда не извлекают уроков из систематических своих проигрышей. И опять наступают на те же грабли.

Плата за бездействие

Я встретилась с Сергеем Фукаловым и задала интересующие меня вопросы:

— В какой срок орган местного самоуправления должен рассмотреть заявление на предоставление земельного участка?

— Согласно действующему законодательству, в течение месяца. Не исполнение закона по земельным обращениям (о других судить не берусь) в первоуральской администрации вошло в систему, то есть, человека попросту не информируют о принятом решении.

— А причина, по которой так долго народ в безвестности томят?

— Об этом можем только догадываться: либо администрация не хочет предоставлять данный земельный участок, либо она просто плюёт на закон, нарушая тем самым права граждан.

—Пардон, администрация — не частная лавочка!

— В том-то и дело! До парадокса доходит: мы систематически ходим в суд не для того, чтобы разрешить какие-то споры, а получить элементарный ответ на поданное гражданином заявление.

— И часто к вам обращаются по этой причине?

— Только за последние полгода больше 30 исков подали в суд, чтобы понудить администрацию Дронова к ответу.

— И сколько судов выиграли?

Все до единого! По всем искам суд признал бездействие администрации Дронова незаконным.

— И сколько администрации «стоит» не предоставление своевременного ответа на одно заявление?

— Если обычный иск, то в среднем суд взыскивает за бездействие от трёх до семи тысяч рублей. Если взять, к примеру, Арбитражный суд, там суммы значительно крупнее.

— И за это, скажем так, бездействие расплачивается муниципальный бюджет?

— Ну, разумеется! Только по искам моих доверителей администрация должна сейчас выплатить около 400 тысяч рублей.

— И платят?

— А куда деться? Проигрывают и снова платят.

— И чем они в суде мотивируют не предоставление ответа?

— Понимаю, это звучит смешно, но мотивируют неумением наладить работу.

—И что публично не стесняются признаться в собственной неорганизованности и несостоятельности?

 Так и говорят, один специалист в отпуске, другой не сумел вовремя подготовить нужные документы, а потому не успели ответить. Но когда тридцать раз подряд говорится одно и то же – наводит на определённые размышления.

Закон не писан

Еще один момент, на котором хочу сделать акцент. Срок обжалования бездействия со стороны администрации составляет 3 месяца. К сожалению, не все мои доверители об этом знают. Бывает, мы и позднее подаём заявление. На это дроновская администрация быстро находит что сказать: «А у вас срок-то (срок обжалования такого бездействия со стороны органа местного самоуправления) пропущен! Ваше заявление рассмотрено не будет – обращайтесь по новой». А судьба интересующего земельного участка, возможно, уже давно определена.

 Сергей, я так понимаю, напрашивается вывод о полной непрозрачности обращения с муниципальной землёй в команде Дронова?

— Поскольку в данном случае я выступаю как юрист, представляющий интересы частных лиц, то не берусь делать далеко идущие выводы. Речь идёт как минимум о нарушении двух законов: 1). «О порядке рассмотрения обращений граждан»; 2). и о нарушении норм земельного законодательства, то есть, гражданин не может получить землю, которая, по сути, свободна.

— Вследствие того, что не обладаю подобным опытом, расскажите о механизме обращения граждан по интересующему нас вопросу.

— Большинство граждан обращаются за предоставлением земельного участка после соответствующего публичного предложения  в муниципальном печатном органе – газете «Вечерний Первоуральск». Если подано одно заявление на земельный участок (который свободен и может быть предоставлен), у администрации нет причин его отклонить.

— А если два заявителя и более?

— Тогда, по закону, администрация должна выставить участок на аукцион. А это значит, за собственный счёт отмежевать участок, поставить его на кадастровый учёт, подготовить необходимую для проведения аукциона документацию. Возможно, бездействие администрации связано с нежеланием проводить все эти действия? Возможно, тому есть какие-то иные причины, о которых мне неизвестно.

Приведу пример из своей практики. В муниципальном издании появляется публичное предложение о предстоящем предоставлении земельного участка, после чего мой доверитель обращается по поводу его предоставления. А ему заявляют: данная публикация не является публичным предложением.

— И гуляйте, мол, лесом, дорогой товарищ … Мне не совсем понятно: если газету читает неопределённый круг лиц, стало быть, это уже публичное предложение. Или дроновской администрации закон не писан?

— В последнем суде мы с моим доверителем обжаловали такой отказ. И суд признал его незаконным. Видите ли, орган местного самоуправления не вправе определять, кому можно заявляться на земельный участок, кому – нет.

«Гостевой маршрут»

— Мы сейчас с вами говорим об общем порядке предоставления земельных участков, не беря во внимание категории льготников. Да?

Да, конечно. Но здесь надо уточнить, о каком виде целевого использования идёт речь. Если взять, к примеру, малый бизнес, который осуществляет свою деятельность на территории ГО Первоуральск, то здесь вообще — полная неразбериха. Допустим, предпринимателю для осуществления его деятельности требуется участок под временное сооружение. Если данный участок соответствует Правилам землепользования и застройки, не изъят из оборота, не ограничен, не зарезервирован, и если на него один заявитель, то какие причины могут быть для отказа? Администрация просто обязана его предоставить.

К сожалению, опираясь на свою практику, могу сказать, что заявителям либо не отвечают, либо находят кучу причин, чтоб отказать.

— Предоставление участка в аренду осуществляется бесплатно?

— Да, конечно. Единственные расходы со стороны арендатора – на межевание и регистрацию.

— Сергей, поговорим теперь о продлении предпринимателям договоров аренды на землю. Здесь я понимаю тоже не все гладко?

— Все прежние администрации без особых проблем и проволочек продлевали договоры аренды. А дроновская администрация сделала из этого целую проблему.

— А причина? Может, долги?

 Да нет, все мои доверители – адекватные люди, все хотят работать, вовремя платят. Но когда приходит срок продлить аренду – администрация находит кучу причин, чтоб отказать. Например, сейчас популярный «отмаз» — прохождение гостевого маршрута. Причём никто не понимает, как и где он проходит, кем утверждён? Как гостевой маршрут может повлиять на торговую деятельность?  И мы снова, в очередной раз, идём в суд и уже понуждаем администрацию продлить договор аренды.

Или еще один случай из моей практики. У моего клиента закончился срок аренды. Он, естественно, обратился в администрацию, и муниципальная межведомственная комиссия вынесла решение относительно его участка: данный вид разрешённого использования не соответствует генплану.

— Феноменальная глупость!

— Вот именно! Зонирование территории предусмотрено не генеральным планом, а Правилами землепользования и застройки. Мы обратились в Арбитражный суд, прошли две инстанции. И выиграли! Решение уже вступило в законную силу.

«Нужные» люди

— А я слышала, что «своим» и всяким «нужным» людям договоры аренды продлевают даже с долгами. К нам обратились люди, проживающие в частном секторе за кинотеатром «Восход» с жалобой, что предприниматель по фамилии Чертищев, «списочный» депутат городской Думы от «Справедливой России», приобрел участок с жилым домом. Втихаря, без публичных слушаний, минуя решение Думы и публикацию в печатном органе, перевёл его в другую зону, а теперь продаёт за полтора десятка миллионов … под многоэтажное строительство. Народ, естественно, интересуется, а коммуникации к данной многоэтажке по их заборам и огородам что ли проходить будут? Странная, однако, избирательность наблюдается у дроновской администрации. Кто-то договор аренды продлить не может, а Чертищеву можно халабуду зафигачить в историческом сквере или участок в частном секторе продавать под многоэтажное строительство? Как успокоить обеспокоенную общественность?

— Прежде всего, соседям надо обратиться в прокуратуру по факту законности перевода земельного участка из одной зоны в другую. Здесь надо смотреть Генплан и Правила землепользования и застройки. В частном секторе даже по техническом условиям такое разрешение не получить: надо же канализацию, водовод, теплосети подводить.

— Получается, практически все договоры аренды продлеваются только по решению суда? И опять за глупость, гонор, неорганизованность и нерасторопность чиновников дроновской администрации «страдает» бюджет? Как разорвать порочный круг?

 Прежде всего, необходим контроль со стороны надзорного органа. Полагаю, бывший прокурор был в курсе, что творится с земельными участками: жалобы в прокуратуру валом шли. Я и сам не раз обращался в прокуратуру. Был период, когда администрация вообще не принимала мои заявления.

— А причина?

— Просто сказали: не принимать и всё!

— Может, с приходом нового прокурора что-то поменяется?

— Все на это очень надеются. Потому что так больше работать нельзя!