Аквалангисты клуба «Капер» вернулись из Лиинахамари

Еще в мае «подводники» начали планировать путешествие в одно из самых загадочных мест России — Лиинахамари. Преодолев все бюрократические проволоки, группа из 20 человек выехала в Мурманск. Как прошла поездка за семь тысяч километров от дома — в материале «Городских вестей»

Ягоды со вкусом хвои

Аквалангисты погрузились в автобус и отправились в Мурманск три недели назад. Чтобы добраться до заветной деревушки Лиинахамари, им пришлось трое суток провести на колесах, проехать несколько областей — Кировскую, Костромскую, Вологодскую, Мурманскую.

Фото с сайта photo.qip.ru
Фото с сайта photo.qip.ru

— Водители у нас менялись — восемь часов один за рулем, потом идет в конец автобуса, ложится спать, следующие восемь часов — другой управляет транспортом, — говорит руководитель экспедиции Владимир Костицын. — Почти через всю страну проехали. Еще прицеп с собой везли, там было снаряжение — почти полтонны.

По словам Владимира Аркадьевича, Лиинахамари — прекрасное, но весьма своеобразное место.

— Крайний Север, если его разглядеть, очень красив, — продолжает дайвер. — Земли там нет, деревья — сантиметров 30, грибы и то выше. Там растут подберезовики, подосиновики, белые. Шляпы большие, ни одного червячка в них — все чистые. Ягоды — морошка, черника. Я впервые увидел, что можжевельник дает ягодки. Маленькие, светло-голубые. Я разжевал — хвоей отдает мякоть.

В Лиинахамари много леммингов, колонков — зверьков, похожих на белок.

— Они по тундре шныряют, балуются, играют, весело, в общем, живут, — говорит Владимир Костицын. — В отличие от жителей самого поселка.

 

 Как на Средиземном море

Лиинахамари — маленький брошенный городок. Как говорит Владимир Аркадьевич, если в кармане есть пятьсот тысяч рублей, можно купить дом. Пятиэтажный. Четырехподъездный.

Фото с  сайта photo.qip.ru
Фото с сайта photo.qip.ru

— Население там — 400 человек вместе с военными — пограничниками и береговой охраной, — продолжает путешественник. — Работы нет, приезжает автобус, который забирает жителей и отвозит в другой городок на службу. Мужики выпивают сильно. Одно меня поразило. Вышел я как-то утром, смотрю — кучка женщин стоит, автобус ждет. Я подошел, поздоровался, спросил, есть ли у них тут кинотеатр или библиотека. Они хохочут. Одна говорит: «Ты вон в тот дом зайди заброшенный». Ну, я пошел. Смотрю, а там — библиотека. Книжки на полке стоят, много. Только ни библиотекаря, никого, никаких абонементов. Просто пришел, книгу взял, прочитал, обратно поставил.

С погодой тоже не совсем повезло — несмотря на то, что был полярный день, почти все время шел дождь, ветер приносил густой туман и сырость, солнце выглянуло лишь однажды.

— Но вот когда солнце, наконец, вышло, мы увидели всю красоту Севера, — говорит Костицын. — Мы жили в губе Амбарная. Так вот, если на нее светит солнце, то складывается впечатление, что на Средиземном море отдыхаешь — песочек беленький, вода голубая и прозрачная.

Фото с сайта photo.qip.ru
Фото с сайта photo.qip.ru

Но основной целью поездки, которая была приурочена к юбилею Великой Отечественной войны, было изучение коммуникаций, оставленных немцами.

— Я был поражен тем, какие укрепления там построены, — делится впечатлениями дайвер. — В базальтовых скалах выдолблены туннели, бронеколпаки стоят, доты сохранились. Очень много мемориалов. На подъезде к Лиинахамари — большая долина смерти, целый комплекс памятников. Мы привезли с собой венки, их там возложили. Около губы Печенги есть немецкое кладбище горных егерей генерала Дитла. Стоят высокие стелы, на них — фамилии, даты рождения, гибели. Немцы там до 1944 года были. Отдельный памятник — от немецких матерей и вдов. Есть памятник с эмблемой эдельвейсов — горно-стрелковые войска СС. Навалом памятником — земля здорово кровью полита.

 

Сухой порох и протухшая рыба

Помимо исследования наземных местных достопримечательностей, дайверы, понятное дело, погружались, чтобы исследовать подводные тайны Лиинахамари.

— Ребята — молодцы, — говорит Костицын. — Взяли глубину в 40 метров, хотя подготовлены были не очень хорошо. Думали, что сможем в «мокрых» костюмах плавать, но не тут-то было. Только четверо отважились в воду лезть, тем более что она — +2 градуса всего. Видели затопленные подводные лодки, погружались на затопленную военную базу, там нашли целую гору патронов. Мы их решили проверить, разобрали, подожгли порох — горит. 70 лет прошло, а порох до сих пор сухой.

Несмотря на то, что тундра растительностью не балует, под водой — такое же царство растений, как в любом теплом море — водоросли, моллюски, рыбы, крабы.

— Мы питались, в основном, рыбой, — продолжает Владимир Аркадьевич. — Ходили на рыбалку. Там рыбалка — не такая, как у нас. Леску с пятью-шестью крючками, на которые нанизана разная наживка, закидывают на глубину до 70 метров. Закинули, и сразу тянут назад. Вытаскивают — а на леске рыба гроздьями висит.

Рыбакам удалось заполучить богатый улов: в первый день — 70 килограммов рыбы.

nw083753

— Мы ее потом ели без конца, эту рыбу. Сегодня — треску, завтра — скумбрию, послезавтра — сайру. Засолили даже, хотели домой привезти, но она у нас в Кировской области протухла, выбросить пришлось.

 

Выдержали

Еще одна «достопримечательность» Лиинахамари — отшельник.

— Он — добровольный отшельник. Запойный мужик. Его родственники на лето привозят на губу Амбарную и оставляют до осени. Он с материком никакой связи не имеет, что поймает, то и съест, — шутит Владимир Аркадьевич. — Родные оставляют местным деньги, чтобы они ему еду покупали, но — никакого алкоголя. Хотя, туристов много приезжает, а он на запах идет, они его угощают. Получается, что он пьет больше даже, чем на материке.

Руководитель клуба «Капер» Владимир Костицын выражает благодарность водителю автобуса Василию Гавришу, руководителю водолазной группы Андрею Воропаеву, а так же всей команде за стойкость и выносливость.

Когда путешественники только приехали на губу, утром, проснувшись, увидели заросшего бородой «отшельника» — в одних плавках, хотя на улице было ну очень свежо.

— Он взял доску для серфинга и весло от каноэ, лег на доску и в море ушел, через некоторое время обратно приплыл с уловом. Мы в шоке были, все равно нужна определенная привычка, чтобы так жить. А вообще, мне поездка наша понравилась. Конечно, коллектив большой ездил, его трудно контролировать. Конфликты иногда случались, но ребята старались сразу находить компромисс. Одним словом, выдержали.