13:07, 25 Август 2015 г.1 330

Первоуральская «шайба» — есть вопросы

Губернатор области Евгений Куйвашев, министр культуры РФ Владимир Мединский, вице-премьер Владислав Сурков и  владелец Группы ЧТПЗ  Андрей Комаров на презентации проекта ДНК Фото с сайта oб-урал.рф

Губернатор области Евгений Куйвашев, министр культуры РФ Владимир Мединский, вице-премьер Владислав Сурков и владелец Группы ЧТПЗ Андрей Комаров на презентации проекта ДНК Фото с сайта oб-урал.рф

Блог Юрия Переверзева

С начала августа областные СМИ несколько раз обращали внимание на так называемую Первоуральскую «шайбу», официально именуемую как «Инновационный культурный центр». Сначала в «Областной газете» было опубликовано интервью вице-премьера областного правительства Владимира Власова, посвященное ходу реализации этого проекта. Апогеем пристального внимания стал приезд на прошлой неделе губернатора Куйвашева, который решил проинспектировать стройку. В общем, чиновники изображают благолепие, уже осенью 2015 года центр будет сдан в эксплуатацию и это чудо заработает на благо всех жителей области. Как обычно, за красивыми фасадами есть проблемы, про которые властям говорить не хочется, но которые от этого никуда не денутся. Вот об этом хотелось бы и поговорить.

По замыслу министерства культуры РФ, инновационный центр должен был представлять собой комплекс из нескольких зданий с выставочной зоной, также будут созданы детские и молодежные творческие лаборатории. Что такое ДНК первоуральцы поняли, когда кронированные тополя вдоль улицы Ленина выкрасили в красный цвет, а все действие вокруг презентации будущей строительной площадки центра столичные пиарщики назвали «Остаточный мыслепоток». Результаты «остаточного мыслепотока» в виде красных тополей демонстрировали даже по федеральным каналам, как некий курьез.

Тогда многие обратили внимание на то, что государственный проект, который реализуется на деньги федерального бюджета, презентуется частной компанией (группой ЧТПЗ) олигарха Комарова. ЧТПЗ любезно предоставило земельный участок на территории Старотрубного завода под строительство ДНК. Более того, строительство центра в форме шайбы и именно на площадке Старотрубного завода было краеугольной концепцией всего проекта, которую лоббировали. Надо полагать, что земельный участок и множество других хлопот по реализации этого проекта были явно не из филантропских побуждений. Все, что касается земельного участка и дальнейших последствий этого решения, будет освещено ниже.

В январе 2014 года был заключен государственный контракт на строительство объекта «Инновационный культурный центр по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Ленина, 18» на сумму 482,3 млн. рублей при стартовой цене в 490,6 млн. рублей. Конкурс выиграло ООО «ЭнергоКомплекс», которое обязалось сдать объект к 30.11.2015 г.

Уже к концу 2014 года в СМИ появились сообщения, что концепцию инновационного центра нужно менять, к этому времени уже и Суркова отправили в отставку. Теперь этот объект перестал называться ДНК, его новое название — Инновационный культурный центр. Поскольку старый проект ДНК завернули, понадобилось новое содержательное наполнение центра. Этим стало уже заниматься областное Министерство культуры. Отсюда следует, что бремя содержания объекта решили перевести с федерального бюджета на областной, что при нынешнем состоянии бюджета свердловской области не есть хорошо. Но что самое главное, по словам областного вице-премьера, окончательно доработанный вариант концепции наполнения центра появится только в сентябре этого года (?!). Т.е. все эти два года власти не понимали, для чего строится здание в полмиллиарда рублей? Как это все похоже на наше современное государство. Если вы спросите государственных мужей, что именно строит наш народ, к какой цели мы движемся и какой концепт развития хотим явить всему остальному миру, то ответа не получите, поскольку они, в лучшем случае работают над концепцией. Будем надеяться, что в этом культурном центре будут реализованы действительно полезные вещи для подрастающего поколения нашего города.

Все тот же вице-премьер Власов опять же ссылается, что при выработке концепции они посоветуются со специалистами ЧТПЗ. А губернатора Куйвашева при инспекции центра сопровождал также топ-менеджер ПНТЗ. Заинтересованность в этом проекте группы ЧТПЗ что называется «на лицо». Не случайно областные СМИ выдвигали версию о заинтересованности этой группы в управлении уже готовым центром. Если бы областные власти оформили на данный момент договор о частно-государственном партнерстве с ЧТПЗ по поводу управления этим культурным центром, тут бы и тема была исчерпана. Однако, такой договор официально не анонсирован и поэтому можно смело повторить вопрос областным чиновникам. Какое отношение к концепции и строительству Инновационного культурного центра, который строится на государственные деньги, имеет частная компания и почему нужно спрашивать их мнение?

Вернемся к тому месторасположению, на котором строится сейчас центр. В начале 2013 года Министерство культуры РФ предложило областным властям и городской администрации подобрать варианты размещения центра культуры. На тот момент я возглавлял администрацию города и на мой взгляд оптимальным размещением центра был земельный участок между Ледовым дворцом и Дворцом водных видов спорта. Здесь снимались вопросы по подъездным путям, коммуникациям, а также для жителей он был в шаговой доступности. Как выяснилось позже, никто и не думал размещать центр где-то еще, кроме площадки Старотрубного завода, поскольку, как указывалось выше, Комаров, вероятно, имел какие-то виды на этот центр. В результате, центр построят, образно, «в яме», далеко не в центре города, где очень неудобные подъезды и расположены перегруженные транспортные артерии города (дорога на Динас, где с каждым годом растут пробки и дорога на Билимбай, которая загружена транзитным потоком). Особо нужно отметить, что Инновационный культурный центр для молодежи будет располагаться в непосредственной близости от официального шламохранилища ЧТПЗ-ПНТЗ, которое также расположено на территории Старотрубного завода (в данном случае это такой большой пруд, куда сливают и сваливают разные технические отходы производства). Центр, по сути, построен под гидротехническим сооружением, что с точки зрения безопасности тоже «не фонтан». Кстати, не удивлюсь, если под данную дудочку это гидротехническое сооружение, которое стоит на балансе завода, перейдет на баланс города со всеми вытекающими отсюда расходами городского бюджета. Интересно также, кто будет отапливать помещение центра? Подозреваю, котельная завода…

Не совсем понятно, каким образом собираются открывать в конце года культурный центр, поскольку не анонсировано общественности, а как же попасть к этому центру. Через проходную ЧТПЗ-ПНТЗ или как-то еще? Губернатора, по всей видимости, возили через проходную. В этой связи возникает вопрос о судьбе бывшего здания театра «Вариант», в которое 6 лет назад было вложено в ремонт порядка 16 млн рублей. По просьбе областного правительства, в декабре 2011 года это здание было передано из городской казны в областную. Возможно, чтобы обеспечить подъездные пути его надо будет снести и об этом уже шли разговоры, но никаких движений в каком-либо направлении нет. Однако со зданием бывшего театра нужно что-то делать и на этот вопрос также должны ответить власти.

Как я уже отмечал, в самом начале замысла объекта было ясно, что с подъездными путями и дорогами, прилегающими к центру, возникнут проблемы. А самое главное, что эти проблемы лягут тяжелым грузом на городской бюджет, поскольку все эти дороги находятся в городской казне и областной бюджет будет их ремонтировать только на условиях софинансирования из расчета 50/50. Это такую «кашу из топора» сварили, а столько было восторженных эпитетов на тему федеральных инвестиций в город. Забыли только, что выбор места этого центра повлечет за собой практически соизмеримые затраты на инфраструктуру, только вот что-то не видно больше федеральных денег.

Судьба здания театра "Вариант" пока остается неопределенной Фото с сайта об-урал.рф

Судьба здания театра «Вариант» пока остается неопределенной Фото с сайта об-урал.рф

Федеральный центр сейчас будет только требовать от области и города дальнейших инвестиций в благоустройство прилегающей территории. Подтверждением этого тезиса, может служить заявление сити-менеджера Дронова о том, что на подъездные дороги для центра нужно порядка 320 млн рублей. Интересно, он долю бюджета города в этой сумме посчитал или собирается ответить аналогичной суммой? Хотя ответ очевиден, никто ему таких денег сейчас не даст, в связи с экономическим кризисом и даже байки о приезде президента РФ не помогут.

В подтверждение этих слов привожу следующую цитату: «В правительстве сообщили, что в 2014 году Первоуральску выделили 80 млн рублей на ремонт дорог. Но выделенные средства не были освоены в полном объеме. «Неосвоенный остаток в размере 48,6 млн рублей был направлен на эти же цели в 2015 году», — указали в кабмине. Кроме того, в правительстве добавили, что при расчете консолидированного бюджета на 2015-2017 годы казне Первоуральска оценочные расходы на дорожную деятельность в 2015 году были определены в сумме 93,9 млн рублей. Это в 3,7 раза больше передаваемых городу топливных акцизов, формирующих муниципальный дорожный фонд (25,4 млн рублей)». Что ж, губернаторская «доброта» иссякла, и управленческий гений сити-менеджера иссяк с ней же.

Вот и вынужден Дронов ремонтировать проспект Космонавтов (одну из основных подъездных дорог к культурному центру) полностью за муниципальные деньги. Помнится, как некоторые депутаты Первоуральской городской думы рисовали радужные перспективы по поводу строительства ДНК, и что в этой связи денег на дороги дадут. На деле получилось совсем другое — вполне прогнозируемое явление, которое с точки зрения качества управления муниципальными финансами (т.е. когда нет софинансирования из вышестоящего бюджета, и все делается за городской счет) нужно охарактеризовать, как провальное явление.

С безвозмездной передачей группой ЧТПЗ земельного участка также есть некоторые странности. В частности, по поводу этого земельного участка областные СМИ сообщили следующее: «…местный предприниматель Алексей Елисеев, который сам рассматривал возможность участия в проекте, обратил внимание на интересный нюанс, связанный с этим земельным участком. Так, по данным портала «Публичная кадастровая карта», кадастровая стоимость этого участка составляет 189,3 млн рублей, или 9467 рублей за 1 кв. метр, в то время как стоимость оставшегося участка Старотрубного завода составляет 256 рублей за 1 кв. метр. Елисеев указал, что еще в июне 2013 году ПНТЗ в арбитражном суде добился признания кадастровой стоимости земельного участка, где строится ДНК, в размере 5,12 млн рублей. «С чем связано увеличение стоимости земли за такой короткий промежуток, непонятно», — сказал он.» Возможно, это будущий застрел на возможные доли в будущем партнерстве группы ЧТПЗ и областных властей. В общем, будущее покажет, кто и какие интересы реализует в этом проекте.

В заключение хочу сказать, что, несмотря на все «острые углы», которыми изобилует проект Инновационного культурного центра, очень хочется, чтобы он работал на благо горожан и их детей, хотя равного результата можно было бы достичь с меньшим ущербом для бюджета.

Комментарии 36

Внимание! Комментарии на сайте не премодерируются. Правила