Под Первоуральском целый поселок под угрозой затопления

Жители поселка Доломитовый бьют тревогу — в огородах стоит вода, которая подступает к домам

Для того, чтобы понять — проблема сама по себе не решится, понадобилось два года. Еще летом 2014 появились первые тревожные ласточки — вода подступила к огородам, жители начали волноваться за урожай картошки, но не предполагали, что всего год спустя вообще останутся без такового. Как борются с черной плесенью жители сейчас и как планируют выживать зимой без запасов овощей — в репортаже «Городских вестей»

Владимир Макаров уверен, что не пройдет и года, как Доломитовый просто смоет Фото Анны Неволиной
Владимир Макаров уверен, что не пройдет и года, как Доломитовый просто смоет
Фото Анны Неволиной

Дети начали болеть

— Ты всегда в туфлях на потопы ездишь? — шутит коллега-журналистка, которая для поездки в Доломитовый вооружилась по полной программе — резиновые сапоги до колен.

— Надеюсь, что там не потоп — мне обещали подтопление, — шучу в ответ, и тут же понимаю: жителям поселка не до шуток — канавы вдоль дороги полны воды, во многих огородах вместо зелени картофельной ботвы — болотная жижа такого же оттенка.

Анна Талипова Фото Анны Неволиной
Анна Талипова
Фото Анны Неволиной

— Заходите, не стесняйтесь, я только собаку привяжу, — мы идем по улице Димитрова, в калитке журналистов встречает Анна Талипова. Ее огород — красноречивая иллюстрация всех бед, которые свалились на головы жителей Доломитового: за забором чахнет черемуха, посадок нет — только болотина.

— Мы в этом году даже не пытались сажать картошку — бессмысленно, в том году сгнила почти вся на корню, — говорит Анна. — Что будем зимой кушать? Покупать будем, в магазине. Да, дорого, а что поделаешь?

Покупать ровно столько, чтобы съесть за один раз — потому что хранить овощи тоже негде, вода стоит в подполе, а уходит в лучшем случае в декабре.

— Картошка — это не главное, — продолжает женщина. — Страшно, что дети начали болеть. Моей дочери — 4 года, ставят подозрение на бронхиальную астму. И никуда отсюда не уехать — кому нужна земля в пикулях?

Наталья Полухина уже не сдерживает эмоций: с долгами за жилье предстоит расплачиваться еще несколько лет, дом разрушается от постоянной сырости, дети болеют Фото Анны Неволиной
Наталья Полухина уже не сдерживает эмоций: с долгами за жилье предстоит расплачиваться еще несколько лет, дом разрушается от постоянной сырости, дети болеют
Фото Анны Неволиной

Соседку поддерживает соседка — у Натальи Плутахиной двое детей, старшему Максиму тоже ставят этот страшный диагноз.

Плутахины купили половину дома в ипотеку четыре года назад — сделали чистенький ремонт, купили мебель и бытовую технику. Сейчас все их накопленное добро сжирает черная плесень. Она повсюду: обои, углы, бытовая техника, не говоря уже о подполе.

— Мы бы рады уехать, да как? — уже всхлипывает Наталья.

— Не плачь, Наташенька, помогут, — подбадривает девушку соседка Галина Асабина. — Администрация в курсе нашей беды, ответ прислали, мы документы в суд отдали — надеемся отстоять свои права.

 

Дорога в суд

Хлопоты с судебными тяжбами взяла на себя дочь старшего по улице Владимира Макарова. Пообщаться с активисткой нам не удалось — ее не было дома, зато сам Владимир Николаевич, хлюпая по лужам своего огорода в кирзачах, на эпитеты не скупится:

— Ворье! Разворовали весь карьер — теперь народ страдает. Даже насосы и те увезли — понятно, что воду откачивать нечем. Еще пара лет — и можно смело забыть про Доломитовый, нас просто затопит окончательно.

IMG_1164
Вместо картошки и огурцов — тина и камыш. Улица Димитрова, Доломитовый Фото Анны Неволиной

Сам Владимир Николаевич пытался попасть на прием к главе администрации и поведать ему о своих бедах — не получилось. Зато принял мужчину его заместитель — Артур Гузаиров.

— Говорили, что знают о нашей беде, МЧС присылали, речи вели, что отселят нас в школу, а сами будут решать проблему, — возмущается Владимир Макаров, пока ищет ответ Артура Салаватовича.

Находит. В письме чиновник утверждает: спрашивать надо с владельцев Галкинского карьера. Причем в суде. В письме от администрации говорится, что Билимбаевское месторождение флюсовых известняков — собственность Свердловской области и находится на балансе МУГИСО. Однако с 2005 года разработку месторождения осуществляло ООО «Инертные материалы».

Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых считаются завершенными после подписания акта о ликвидации органом, выдавшем лицензию. Сейчас составлен коллективный иск от жителей Доломитового — обязать карьер в течение месяца после решения суда законсервировать предприятие.

О Галкинском карьере и проблемах, связанных с его возможным переполнением, «Городские вести» писали еще в 2010 году. Тогда уже велась речь о возможном банкротстве Билимбаевского рудника. Генеральный директор предприятия Владимир Куличков озвучил в то время и цифры: из карьера ежечасно откачивается 2500 кубометров воды, влетает им эта работа в копеечку — только на электроэнергию, питающую насосы, уходит около полутора миллионов рублей ежемесячно. А тогдашний глава Билимбаевского СТУ Алик Истамгулов уже в 2010 году говорил: если насосы остановятся, то вода пойдет именно в Доломитовый, хотя для того, чтобы в этом удостовериться, нужна экспертиза, стоимость работ — порядка 200 тысяч рублей.

Мы попытались связаться с нынешним главой Билимбаевского СТУ Александром Гильденмайстером. Александр Юлиусович честно признался, что пока не готов общаться на эту тему — занят приемом граждан и предстоящей газификацией. Чем разочаровал жителей Доломитового:

— Мы с удивлением обнаружили, что наш глава ничего не решает, — разводит руками Галина Асабина. — Речь толкнуть, ленточку перерезать — это пожалуйста. А по факту мы остались один на один со своей бедой: откачиваем воду насосами круглосуточно и думаем, как пережить зиму.

Комментарии администрации Первоуральска появятся позже.