В Первоуральске создан специальный класс для слепых и слабовидящих детей

Для многих родителей поход ребенка в школу — радостное событие, полное праздничных волнений. Но случается и так, что малыш не может отправиться за парту — родители слепых и слабовидящих деток предпочитают обучение на дому или в специальной школе, которая расположена аж в Верхней Пышме. И мало кто знает, что одна из первоуральских школ принимает на обучение особенных детишек, которые не видят мир. Именно о педагоге, который обучает незрячих ребят — в материале «Городских вестей»

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Нравится себя проявлять

Всего в школе №11 обучается девять особенных детей. Трое из них учатся на дому, но могут посещать образовательное учреждение, чтобы воспользоваться специальным оборудованием, необходимым для обучения. Два человека обучаются в обычных — общеобразовательных — классах. Оба ребенка — с нарушениями зрения, но они сами приняли решение ходить на уроки, как обыкновенные школьники, ни в чем себя не ограничивая.

В школе оборудован специальный кабинет для слабовидящих детей — на компьютерах установлены специальные программы и приспособления, которые увеличивают шрифт до максимального размера. На полках — толстенные учебники, исписанные шрифтом Брайля.

— Сейчас к 12 часам на урок придет Катя Вавилина, — говорит педагог Людмила Зверева. — Она совсем слепая, однако учится уже в седьмом классе.

Ровно в полдень в кабинет в сопровождении мамы заходит Катя.

— Катя с родителями изначально жила на другом конце города, — рассказывает про ученицу Людмила Зверева. — Но, чтобы быть ближе к школе, они продали квартиру и купили дом недалеко от нас. Сколько к Катюше на перемене детишек приходит, вы бы видели — разговаривают, секретничают.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Нагрузка для Кати, как и для всех особых детей, делится на три дня — 15 учебных часов, не более пяти уроков в день.

— Но не думайте, что обучение Кати ограничивается только уроками в школе, — говорит Людмила Федоровна. — Она очень творческая девочка — поет, пишет стихи, участвует во множестве олимпиад и конкурсов, занимает призовые места. Дома, через интернет, Катя учит английский язык.

— У меня по всем предметам отличные оценки, — рассказывает Катя. — Кроме математики. По ней — четверка, но все равно в 2013 году на международном конкурсе «Кенгуренок» я заняла второе место. Я много где участвую, мне нравится как-то себя проявлять. Дома я тоже всегда занята — играю на синтезаторе, общаюсь по компьютеру с друзьями.

Специальность не выбирала

Людмила Федоровна всю жизнь работает с незрячими — сначала преподавала в городском Обществе слепых, потом — в вечерней школе №6, а затем перевелась в 11-ю — поближе к детям.

— Я в свое время окончила Свердловский пединститут, — рассказывает Людмила Федоровна. — Для того чтобы начать работу со слепыми детками, посетила множество спецкурсов. Где только ни была — в Казани, в Москве. Подобные семинары проходят регулярно — Верхнепышминская школа имени Мартиросяна регулярно организует тренинги, делает многое для того, чтобы мы — и учителя, и ученики — шли в ногу со временем, осваивали новые технологии.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Людмила Федоровна говорит, что специально не выбирала для себя специальность коррекционного педагога — после окончания института ее пригласили работать со слабовидящими детьми в учебно-консультационный пункт. Людмила Зверева отдала обучению особенных детей почти 40 лет.

В самом начале, как признается педагог, было сложно — особенно тяжело давались математические, химические знаки, физические величины. Если буквы по Брайлю выучить не составило особого труда, то освоить естественные науки оказалось не так просто.

— У меня теперь огромный опыт, — говорит Людмила Федоровна, — мне уже совсем нетрудно. А вот молодым педагогам, конечно, труднее.

Со слепыми детьми работает не только Людмила Зверева, которая в начальной школе преподает абсолютно все предметы. В средней школе ребята посещают уроки у разных педагогов — по каждому предмету — отдельный учитель. Шрифту Брайля и основам работы с незрячими детками преподавателей научила тоже Людмила Федоровна.

Латиница и география «по кусочкам»

Слепые и слабовидящие дети, как утверждает Людмила Зверева, отличаются от остальных именно усидчивостью, трудолюбием и огромным желанием познавать все новое.

— Никаких конфликтных ситуаций ни с детьми, ни с родителями никогда не возникало, — уверяет педагог. — Мы ведь стараемся создать не только дружественную атмосферу, найти подход к каждому ребенку, но и оборудовать класс так, чтобы ребятам было интересно учиться, чтобы они приходили на уроки с удовольствием.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Средств коррекции в учебном кабинете — великое множество: лупы, позволяющие сделать самые маленькие буквы удобочитаемыми, для совсем слепых детей — специальные таблицы, позволяющие выучить шрифт Брайля, коврики, развивающие мелкую моторику, наборы сюжетных картинок, кубики, с помощью которых можно смоделировать даже эмоциональное состояние — нужно только выбрать кубик, на котором нарисована улыбка или, наоборот, грустно опущенные губы.

Понятно, что ребята на уроках изучают не только русский язык. Для географии есть специальные программа и оборудование, позволяющие изучать как карты целиком, так и отдельные «кусочки» — страны, для математики — учебные пособия, благодаря которым можно не только решать примеры и уравнения, но и составлять графики функций, изучать геометрию.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— У нас есть тренажеры для изучения системы Брайля, есть даже что-то вроде кубика Рубика, чтобы изучать шрифт. Дети могут выучить не только русский алфавит, но и латиницу, чтобы решать уравнения. Для рельефного письма у нас есть пишущая машинка — она увеличивает и скорость письма и делает буквы более понятными, нежели те, что написаны от руки, — рассказывает Людмила Федоровна. — Оптических увеличителей у нас много, каждый ребенок пользуется тем, который ему удобен.

— Все оборудование в школу поступило по федеральной программе «Доступная среда», — добавляет директор школы №11 Анжелика Акимова. — Мы оборудовали кабинет, пандус, сделали специальный туалет для наших особых деток.

Они для меня — родные

Слабовидящие и слепые дети в школе общаются. Причем, не только между собой, но и с другими учениками.

— На переменах у нас в этом кабинете настоящий ажиотаж, — не без гордости говорит Людмила Зверева. — Ученики прибегают и для того, чтобы поболтать со своими особенными друзьями, и чтобы поиграть в наши пособия. Получается, что дидактический материал интересен не только моим ученикам, но и всем остальным.

Заочная форма предполагает 12 лет обучения. Потом дети точно так же, как и все остальные ученики, сдают экзамены, проходят аттестацию, получают документ об окончании учебного заведения. Все, как у всех, только в полной темноте.

Людмила Федоровна говорит, что помнит всех своих учеников, потому что все они — особенные, удивительные, самые лучшие.

— Они мне все за время обучения родными становятся, я их настолько всех люблю и уважаю за труд и колоссальную силу воли, что они мне все становятся родными.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной