Эксперт в сфере ЖКХ Ксения Лумпова ответила на актуальные вопросы в сфере капитальных ремонтов

Все чаще мы слышим заявления от собственников, что они больше не намерены платить ежемесячные взносы за капитальный ремонт — качество ремонтной кампании действует на горожан раздражающе. И если сперва это были лишь единичные возгласы, то сейчас количество бунтарей резко выросло и многие задумались о том, что пора брать под контроль расходы на капитальный ремонт. «Городские вести» пообщались с экспертом в сфере ЖКХ Ксенией Лумповой и задали ей несколько злободневных вопросов.

Фото из архива редакции
Фото из архива редакции

Крайний — фонд

— Результаты кампании капремонтов показывают: жители не довольны, администрация требует объяснений с гендиректора Фонда содействия капремонтам Караваева. По ряду домов, ремонтировавшихся в этом сезоне, есть ряд недоработок. Вопрос: что делать, если качество капремонта не устраивает? Кто должен осуществлять приемку домов? Кому выставлять претензии и какие сроки их устранения?

В первую очередь нужно исходить из того, где собственники формируют фонд капитального ремонта: на спецсчете, либо в «общем котле». Если средства формируются на спецсчете, здесь все вопросы к владельцу счета — зачастую управляющая организация либо ТСЖ, поскольку государство данный способ формирования фонда и проведения работ контролирует «поскольку-постольку».

В нашем регионе, и в Первоуральске в частности, львиная доля взносов оплачивается собственниками в «общий котел» региональному оператору — Фонд содействия капитальному ремонту.

Весь функционал регионального оператора, его права, обязанности и ответственность регламентированы федеральным региональным законодательством. Так, в соответствии со ст.182 Жилищного кодекса РФ обеспечение проведения капитального ремонта, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой, контроль качества выполнения работ подрядчиками возлагается именно на регионального оператора – Фонд капремонта.

Именно Фонд несет ответственность перед собственниками за качество выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки, в том числе и за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.

Обращаю внимание, что согласно п.5 Устава Фонда — Свердловская область несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение Фондом обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах. То есть если денежных средств фонда не хватит на компенсацию недоработок подрядных организаций, то расплачиваться придется областному бюджету.

Все претензии собственники должны направлять в адрес Фонда капремонта (ул. Советская, д.6в в городе Первоуральске, либо ул. Народной Воли, д.69 в г. Екатеринбурге). Сроки устранения выявленных нарушений оговорены в договоре между Фондом и подрядной организацией, заключенном по итогам проведенного конкурса (с договором каждый собственник может ознакомиться в Фонде).

Организация приемки выполненных работ также возложена на Фонд. Так, согласно ст.22 закона Свердловской области от 19.12.2013 N 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области», Фонд осуществляет приемку выполненных работ.

Фонд направляет акт выполненных работ в Администрацию городского округа Первоуральск, та, в свою очередь, в течение пяти рабочих дней согласовывает либо отказывает в согласовании такого акта (отказ возможен в случае, если перечень работ, содержащийся в таком акте, не соответствует перечню работ в соответствии с региональной программой капитального ремонта). В случае, если Администрация пропустит срок согласования акта и не направит в Фонд согласованный акт либо акт с мотивированным решением об отказе в согласовании, акт считается согласованным.

Статья 182 Жилищного кодекса РФ также говорит о том, что фонд обеспечивает создание комиссии для приемки ремонта, в которую входят: представители органов исполнительной власти субъектов РФ, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме.

Фото из архива редакции
Фото из архива редакции

 

Платить придется

— Что будет, если Первоуральск последует примеру Асбеста и просто перестанет платить взносы за капремонт?

Прекращением оплаты взносов на капитальный ремонт, собственники точно не изменят ситуацию в положительное русло. Оплата взносов на капитальный ремонт — это обязанность, предусмотренная федеральным законодательством, а именно статьей 169 Жилищного кодекса РФ. Региональный Фонд капитального ремонта осенью приступил к претензионно-исковой работе с должниками (речь идет о тех должниках, которые оплачивают взносы не на спецсчет, а региональному оператору). По состоянию на октябрь 2015г., подано около 80 исков, несколько десятков из них уже рассмотрены и не в пользу должников. Помимо того, что взыскана основная сумма долга по взносам, также взыскана и сумма госпошлины и пеней за просрочку платежа.

В случае, если должники не станут исполнять и решение суда об оплате взносов на капремонт, фонд может обратиться в Федеральную службу судебных приставов для исполнения решений суда в принудительном порядке. Кроме того, в соответствии со ст.112 Федерального закона РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор составляет 7% от суммы долга (не менее 1000 руб. для физических лиц и индивидуальных предпринимателей и не менее 10 тыс. руб. для организаций) и взыскивается отдельно с суммы каждой задолженности.

Фото с сайта primamedia.ru
Фото с сайта primamedia.ru

Пора подумать о себе

— Насколько актуальна сейчас тема открытия спецсчетов? Есть ли какие-то изменения в законе на этот счет?

Тема открытия спецсчета будет актуальнее и актуальнее с каждым годом реализации программы капремонта. Посмотрят-посмотрят собственники на такой «ремонт» и порядок его проведения, и начнут наконец-то шевелиться сами и брать бразды управления своими же деньгами в свои руки. Спецсчет позволяет собственникам проводить ремонт ранее срока, установленного программой, самим выбирать подрядчика и контролировать его работу, самим устанавливать требования к подрядчику.

По-прежнему владельцем спецсчета может быть ТСЖ, управляющая организация, жилищный кооператив. Из перечня владельцев спецсчета исключены потребительские кооперативы.

В июне 2015 года законодатель также указал, что собственники, принимающие решение об открытии спецсчета, на собрании должны принять решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов (по сути — расчетного центра). Принятие такого решения должны быть согласовано с таким расчетным центром.

Также новеллой в жилищном законодательстве является то, что с июня 2015 года российская кредитная организация не вправе отказать в заключении договора на открытие и ведение специального счета в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме определили данную российскую кредитную организацию для открытия специального счета. При этом, владелец спецсчета обязан осуществлять контроль за соответствием российской кредитной организации требованиям закона. Требования являются прежними: величина собственных средств (капитала) кредитной организации должна составлять не менее, чем двадцать миллиардов рублей.