Художественная гимнастика в Первоуральске: готовы к рекордам, но трудностей много

 

В советские времена художественной гимнастики в Первоуральске не было — была гимнастика спортивная, требующая определенной физической подготовки, многочисленных тренировок. Красивый и волевой вид спорта канул в лету, и аналога могло и не найтись, если бы не отдельные энтузиасты. Уже 35 лет в Первоуральске развивается секция художественной гимнастики — не без проблем, ограниченным преподавательским составом и при дефиците тренировочных площадей, но…развивается! Тренеры Зинаида Ширяева и Наталья Медведева рассказали, о чем надо задуматься родителям будущих гимнасток и почему Первоуральск способен дать только КМС.

Фото Анастасии Пономаревой
Фото Анастасии Пономаревой

 

Родители и их амбиции

— Полина, тяни ногу!

— Аристова, где твоя спина? Выпрямись, тянись!

Освободившись, тренер выходит — Зинаида Михайловна Ширяева, человек, который всю жизнь посвятил гимнастике и работе с детьми — прямая спина, развернутые плечи.

— Устали? Сколько сейчас человек занимается в секции?

— Порядка 200 человек занимается — и это на четыре тренера. Нет, мы не жалуемся, просто обидно за деток, которым приходится отказывать.

Фото Анастасии Пономаревой
Фото Анастасии Пономаревой

К беседе присоединяется старший тренер-преподаватель Наталья Медведева.

— Проблем, конечно, много. Не хватает площадей, не хватает отдельного помещения, с кадрами проблема, но поток девочек каждый год — колоссальный. Детский спорт развивать надо. Очень востребован именно наш вид спорта в городе, приходит очень много родителей и детей, обижаются, когда отказываем. А ведь наш спорт дает очень много — отличная физподготовка, моральная подготовка, приучаем трудиться и развивать волевые качества характера.

— Отказывать надо уметь. По каким критериям идет отбор?

— Конечно, мы обращаем внимание на внешность, фактуру, — начинает перечислять Зинаида Михайловна. — Узкий таз, длинная голень, стопы. Самое важное — это стопы. Мы все делаем на полупальцах ведь, нагрузка очень большая. Важна гибкость — как руки отводятся, спина. Бывает, детей не согнуть — ничего не сделать. Ну, и выворотность — шпагаты растягиваем, не жалеем.

Фото Анастасии Пономаревой
Фото Анастасии Пономаревой

— Если пришла девочка, которая по фактуре не подходит, но при этом есть огромное желание заниматься?

— Мы пытаемся объяснить всю сложность нашего вида спорта родителям, чтобы они понимали, на что ведут ребенка. Если у девочки есть особенности анатомического плана, когда он не может сложиться, то это травмоопасно в дальнейшем. Когда начинаются сложные акробатические элементы, как правило, происходит естественный отсев, — говорит Наталья Юрьевна. — Если родители настаивают, не понимая всей сложности, мы берем ребенка и определяем в спортивно-оздоровительные группы. Они занимаются для себя, участвуют в школьных мероприятиях, удовлетворяют свои амбиции в гимнастике.

— На самом деле, мало кто доходит до конца, — дополняет Зинаида Михайловна, — если из всего потока дойдет четыре человека, — хорошо.

Все началось с фигурного катания

— А вы сами как оказались в этом виде спорта?

— О, это смешная история, — смеется тренер. — Я пришла в спортивную гимнастику, когда мне было семь лет. Мы тогда с семьей на Самстрое жили, я маленькая была, и поехала в город на фигурное катание записываться. Катание не нашла, зато наткнулась на зал на Прокатчиков, где гимнастки тренировались. Муза Семеновна Тарасова тогда была тренер. А я легкая была, худая, подтянулась сразу же, ноги подняла — от природы данные были. Так и началась моя спортивная деятельность. Родители только через два года узнали, что я занимаюсь. В 22 года я поехала в Дзержинск на соревнования, тренеру сказали: все, устаревшая, больше не вывозите.

Фото Анастасии Пономаревой
Фото Анастасии Пономаревой

— Гимнастика — ранний вид спорта, — кивает Наталья Медведева.

— Спортивная гимнастика — очень сложный вид спорта, травматический, — продолжает Зинаида Михайловна. — Я с детства мечтала быть тренером. И я им стала. И до сих пор — в свои 59.

 — Наталья Юрьевна, расскажите вашу историю.

— А я до фигурного катания дошла. Три года занималась, начала часто болеть, и мама привела меня в секцию гимнастики. Тренеры — Валентина Плясова и Леонид Кукаркин. Дозанималась до КМС. Дальше не имело смысла никуда идти. Поступила сначала в педучилище на физкультурное отделение, проработала в школе 27 лет. Работая в школе, закончила Челябинский институт физической культуры. Потом стала тренером.

Фото Анастасии Пономаревой
Фото Анастасии Пономаревой

— Я наблюдаю на тренировках разный стиль общения: можете прикрикнуть, жестко поговорить с ребенком…

— Сочетание кнута и пряника. Детки в первые месяцы обучения — ласково, по-доброму, объясняем. Конечно, потом требования ужесточаются. В спорте нельзя обращаться слишком мягко, дисциплина железная. Неудачное падение — травма. А падения тогда, когда ребенок не собран, не сосредоточен. Ребенок всегда должен быть в тонусе, а это через определенные требования. Но у нас не как в Китае, где детей буквально дрессируют, — отвечает Наталья Медведева.

Фото Анастасии Пономаревой
Фото Анастасии Пономаревой

— Кем похвастаться можете?

— Если говорить по уровню, что мы можем? Мы можем дать КМС в тех условиях, которые есть в Первоуральске. Дальше более сложный уровень тренировок — нет условий, чтобы тренировать мастеров спорта. Нет хореографов, акробатов. Если есть выдающиеся девочки, передаем в школу олимпийского резерва. Такая девочка есть сейчас — Катя Иванова, мастер спорта, занимается в школе олимпийского резерва (всероссийский и международный уровень соревнований). У нас — 8 кандидатов в мастера спорта. Мария Сысоева, Ольга Василенко, например. Недавно мы организовали такое направление как групповые упражнения. Это новшество, попробовали в этот раз. Конечно, дети были подготовленные, собрали команду из индивидуалистов. Пока выступили на открытом первенстве ДЮСШОР. Соревнования «Лиля».

Фото Анастасии Пономаревой
Фото Анастасии Пономаревой

— Как справляетесь с неудачами на соревнованиях?

— Бывают слезы, истерики, ревность… — отвечает Зинаида Ширяева.

— Прежде всего, надо чтобы ребенок успокоился, — дополняет Медведева. — Родители — наши большие помощники. Если начинается срыв, то родители проговаривают с ним дома. Потом, на следующий день, начинаем разбирать: где произошла неудача, очень важно научить справиться со своим волнением перед стартом. Взрослый человек не всегда может справиться, ребенку это сложнее. Где-то жестко скажем, где-то подобрее — так что только беседы и хорошая физподготовка.

Фото Анастасии Пономаревой
Фото Анастасии Пономаревой

— Успех — это только работа, — поддерживает Ширяева. — Работают — мокрые, ни одной минуты не будут сидеть. Нет интереса — ищут себя в других местах девчонки. Сами уходят — кто-то рисует, кто-то поет.

— Что остается после гимнастики, если девочка не связала себя со спортом?

— Много чего. Наличие спортивного разряда — дополнительные баллы при поступлении в институт. Воля. Трудолюбие. Физическая подготовка. Жизненные трудности переносят легче. Характер закаляет на всю жизнь.

Секция художественной гимнастики нуждается в поддержке. В этом году она получила грант от благотворительного фонда «Первоуральск 21 век» на закупку коврового покрытия для выступлений, но чтобы выращивать мастеров спорта и будущих звезд этого очень мало.

 

— Что бы порекомендовали родителям, которые решили отдать свое чадо в гимнастику?

— Самая главная рекомендация — не делайте за нас нашу работу, не надо тренировать детей дома. Все, что могут сделать родители, — это обеспечить правильное питание. Никаких углеводов — сдобная выпечка, газировка, конфеты исключены. Нужны белки — мясо, рыба. Дети должны быть худенькими. Это канон. Должна быть хрупкость, красота. Вы знаете, это такой вид спорта, в который заходишь как в сказку.

Фото Анастасии Пономаревой
Фото Анастасии Пономаревой