Фонд «Строганофф» разработал макет мемориального комплекса в Билимбае

Впервые ребята из Евразийского фонда Национального наследия «Строганофф» громко заявили о себе 15 мая 2015 года — тогда, в годовщину полета первого реактивного самолета они презентовали макет самолета БИ-1, который спустя полтора месяца комиссия признала точной копией легендарного прототипа, с возможностью использования макета, как военно-исторического экспоната.

Самолет успел съездить «на гастроли» — побывал на выставке вооружений RAE в Нижнем Тагиле, где стал любимцем публики.

Станислав Могила, председатель Совета фонда "Строганофф" Фото Анны Неволиной
Станислав Могила, председатель Совета фонда «Строганофф»
Фото Анны Неволиной

— Летом мы вышли на «Уралвагонзавод» с предложением принять участие в RAE, — комментирует председатель Совета фонда Станислав Могила. — Многие говорили, что это практически невозможно, потом что заявки принимались аж за два года плюс масса мер безопасности, ведь событие гиперстатустное. Но в итоге приглашение мы получили, транспортировали самолет на грузовике до Тагила, где экспонат буквально «взорвал» мероприятие. Людей невозможно было оторвать — все хотели сфотографироваться возле него, то и дело пытались взобраться на макет, причем не только дети, но и взрослые посетители выставки. А работники «Уралвагонзавода» с многолетним стажем интересовались, как связано их предприятие и Билимбай. Подробности создания БИ-1 стали большим откровением для них. Буквально не отходил от нас Кристофер Фосс, международный эксперт по бронетанковой технике и вооружениям сухопутных войск из Великобритании. Большую заинтересованность проявили эксперты из Китая, Германии, много диалогов состоялось с высокоствольными военными. Один из них — генерал-майор, внимательно ознакомившись со стендом БИ-1, после попросил двойной комплект презентационных материалов. Он улетал в Москву на совещание и должен был встретиться с сыном Бориса Чертока — одного из выдающихся конструкторов в области ракетостроения, работавшего в годы ВОВ в Билимбае и похоронившего там свою мать.

Эскиз предоставлен фондом "Строганофф"
Эскиз предоставлен фондом «Строганофф»

Если тема самолета и восстановления исторической значимости Билимбая интересна даже международным наблюдателям, то продвижение ее на местном и областном уровне — задача не из легких.

— Все понимают, что у Билимбая — большой туристический потенциал, все понимают, что храм нуждается в восстановлении. Мы активно продвигаем эту тему, но все понимают еще один момент — храм является памятником архитектуры, поэтому в нынешних реалиях проще построить новый, чем реконструировать старый, — говорит директор фонда Андрей Моисеев. — Надеемся, что тема создания туристического маршрута с сердцем в центре Билимбая заинтересует и наших властей.

После 15 мая макет самолета БИ-1 — новый бренд Первоуральска. Сейчас он находится на охраняемой площадке, но и сюда приезжают люди, чтобы познакомиться с легендой.

— Мы не могли оставить самолет на площадке перед храмом, это не так просто, — отвечает на вопросы журналистов директор фонда Андрей Моисеев. — Во-первых, мы несем ответственность за жизнь и здоровье людей, которые приедут посмотреть на БИ-1, а для этого необходим ряд мероприятий, невозможный без сопутствующих документов. Во-вторых, что значит просто самолет? Мы видим его в ансамбле мемориального комплекса.

 

Эскиз предоставлен фондом "Строганофф"
Эскиз предоставлен фондом «Строганофф»

Полтора года назад было принято решение о создании Евразийского фонда Национального наследия «Строганофф», на первом публичном совещании озвучили цели и задачи, среди которых, помимо патриотического воспитания, были две основополагающие: создание мемориального комплекса в Билимбае для увековечивания памяти первопроходцев реактивной авиации и ракетостроения, сохранение и восстановление Строгановского наследия — памятников областного и федерального значения, среди которых Свято-Троицкий храм.

— Вы не первые, кто удивляется, как вообще можно связать памятник вооружения и религиозную святыню, — заметив недоумения журналистов, улыбается Андрей Моисеев. — Можно долго дискутировать на тему такого симбиоза — церковь и вооружение: как можно было размещать производство под куполом храма и так далее, но от этого никуда не уйти — война диктовала свои условия, это часть истории, которую мы уважаем.  А теперь посмотрите на макет сверху — что напоминает?

Рассматриваем вид мемориального комплекса сверху: восстановленный купол Свято-Троицкого храма, БИ-1, занявший свое место на пьедестале и устремившийся в небо… Ассоциаций нет.

— Самолет с этого ракурса похож на меч, — говорит о своих догадках Андрей Моисеев. — Рассматривая иконы, нашел аналогию: Архангел Михаил, покровитель земли русской, в руках которого огненный меч. Таким карающим мечом стал впоследствии БИ-1, поэтому сомнений в уместности размещения самолета по соседству с храмом быть не должно.

В апреле 2015 фондовцы получили благословение на возрождение культурного наследия Строгановской династии и создание культурно-исторического центра на территории Билимбая.

«С любовию благословляется…» — написал Митрополит Кирилл.

— Сейчас мы рассчитываем на поддержку общественности, администрации, областного и федерального правительства, — резюмируют встречу активисты фонда. —Думаем, мемориал гармонично впишется в историко-архитектурный ансамбль Билимбая, дополнив его своей красотой и философией.