Татьяна Бельц: «Я делаю счастливых людей»

Преподаватель художественной школы размышляет о платных конкурсах, убогих инсталляциях и идеях Макаренко.

[divider style=»dotted» color=»#666″ height=»1px»] [row]

Художники — это очень любопытная когорта творцов. Из всех людей мира искусства — они, пожалуй, самые большие индивидуалисты. Художнику часто вообще никто не нужен. Только лист бумаги или холст, карандаш, кисть, краски и свой внутренний мир, свое видение окружающей действительности или напротив — свой взгляд в прошлое или будущее.

Они разные, но обязательно замечательные собеседники, философы, искатели. И прекрасно, если на пути маленького человека такой появится, да еще и способный говорить с ним одним языком, чувствовать порывы, мятущуюся юную душу. То есть не просто художник, а еще и педагог, воспитатель.

Не со стороны знаю, что в нашей «художке» — городской художественной школе такие люди есть. Например, Татьяна Бельц. Прежде скажу о ней несколько слов от себя. Очень эмоциональна. Очень неравнодушна ко всему, что творится в школе, в классе, в душе ученика. Очень хочет видеть своих учеников самыми лучшими, самыми талантливыми. И очень хочет делиться их радостями и достижениями со всем миром.

 

Фото Анны Неволиной
Татьяна Бельц: «Профессионал отличит детское чистое мировоззрение в картине от навязанного взрослым сюжета» Фото Анны Неволиной

Город должен знать своих победителей

— С чего начнем? С побед?

— Все первоуральцы должны знать, что наши дети — лучше всех! В этом году они победили в Международном конкурсе детского рисунка на тему «Счастье» в китайском Гонконге. Мои воспитанники, а также ученики Ольги Маглиевой и Зинаида Деминой. А затем добились большого успеха на региональном этапе Всероссийской культурно-просветительской акции для одаренных детей «УНИКУМ». Моя ученица Мария Истомина стала победительницей в двух номинациях, а также высшие результаты показали Евгения Комарова, Настя Загорских и Ольга Полянина (преподаватель Наталья Олейникова). Женя Комарова вообще прошла на всероссийский этап в Санкт-Петербурге.

— А как часто ваши воспитанники участвуют в конкурсах? В каких? Почему в этих, а не в других? Ведь выбор, как правило, за педагогом…

— Мы стараемся, чтобы у детей была практика ежегодного участия в различных конкурсах разного уровня — от областного до международного. Выбор не только за педагогом. Выбирает еще школа — какие конкурсы оплачивать. Любой международный конкурс предполагает оплату, как минимум, почтовых услуг.

 Отличить наив от неумения держать кисть

— Я хорошо знаком с организацией подобного рода заочных конкурсов — заплати, и победа в кармане.

— Ох, уж такие не скупятся на грамоты! Всем подряд раздают. Коммерческий интерес — формируют заинтересованных клиентов на годы вперед. Но мы в таких конкурсах не участвуем. Интереснее, где профессиональное жюри и жесткий отбор. Такие конкурсы тоже всем хорошо известны, и многие не рискуют высылать туда свои работы. Например, в Китае, Чехии, Белоруссии, Японии… Только сильные и достойные побеждают.

— Понимаю, что заочный конкурс часто выбирают по финансовым причинам. Но можно ли его тогда считать полноценным в профессиональном плане?

— Личное участие детей в конкурсной программе — это уникальный опыт. И наши воспитанники его получают. Наши дети ездили в Санкт-Петербург на конкурс по пленэру. Такие поездки очень интересны и полны яркими впечатлениями, вызывают восторг у детей. Наши ученики также там получили награды. Всегда хочется участвовать в подобных мероприятиях, но, к сожалению, финансовые проблемы школы, родителей и занятость преподавателей не всегда позволяют путешествовать по очным фестивалям и пленэрам.

Фото Анны Неволиной
Татьяна Бельц: «Школа может дать путевку в жизнь для продолжения учебы по профилю и становления в творческой профессии, но сегодня это не тот стержень, который обеспечит устойчивое мировоззрение и ценностную систему человека» Фото Анны Неволиной

— Но на пленэре мастер видит ученика, общается с ним и без труда отличит талант от подделки…

— Нет никакой разницы между заочным и очным конкурсом. Везде есть присутствие и влияние учителя, мастера. Профессионал отличит детское чистое мировоззрение в картине от навязанного взрослым сюжета. Профессионал увидит «руку» учителя в детской работе. Для профессионального состава членов жюри очень важны самостоятельные задумка, композиция и исполнение работы. Поэтому успех на «правильных» конкурсах — это грамотное ведение ребенка учителем, обучение изобразительной грамоте, не навязывание ему сюжета, а следование за ним, за его мировосприятием и детской подачей. И конечно же, поиск новых путей решения композиций и техник исполнения. Жюри всегда интересно не только качество исполнения, но и нестандартный подход, использование различных графических и живописных техник, некий эксперимент. Вот и пробуем удивлять.

— А жюри Вас никогда не удивляет? Вы с ним всегда согласны на сто процентов?

— Иногда выбор жюри удивляет. Смотришь, чем страшнее рисунок, тем выше награда. Прикалываются что ли, или отличить не могут детский наив от неумения кисточку в руках держать. Но это редкий случай. В основном, я согласна с мнением жюри.

— А дети согласны?

— Мы им объясняем свое мнение и позицию жюри.

Приблизить образование к воспитанию

— В каких семья растут дети-победители?

— Семья крепкая и здоровая — это гарантия успешного становления личности ребенка. Когда родители участвуют в жизни ребенка, интересуются его желаниями и направляют энергию ребенка в конструктивное русло, тогда и ребенок развивается гармонично и всесторонне. Если климат в семье благоприятный, тогда и дети спокойные и уравновешенные. Когда в семье развивают ребенка, тогда он становится способным в разных областях творчества. И совершенно другая ситуация, когда в семье не все хорошо. Иногда я провожу такое задание — графический диктант. Я рассказываю историю, начиная с описания главного героя и небольшого сюжета. А дальше дети должны придумать продолжение истории сами. Естественно, в рисунке. Так вот, однажды главным героем был подросток и действие происходило дома. А потом одна девочка нарисовала совершенно жуткое продолжение. На холодильнике записка: «Пиво в холодильнике, сигареты на столе. Буду поздно» Сам главный герой — ребенок — обзавелся синяком под глазом. На полу валялся порванный детский рисунок. На стене разбитое зеркало… И когда эта девочка показывала мне это и комментировала то, что нарисовала, она улыбалась. Это было нормой для нее. Она не видела ничего плохого в этом. Первый раз в жизни я ничего не сказала своей ученице, но сохранила этот рисунок. Иногда смотрю на него и думаю, как же мы взрослые виноваты в искалеченных судьбах наших детей. И что нужно сделать, чтобы дети были счастливы в будущем? Может ли один учитель исправить ситуацию? Конечно, нет. Родители имеют огромное влияние и изо дня в день формируют ребенка. Но и с нашей стороны ничего не делать тоже плохо. Я из урока в урок пытаюсь заставить детей думать и анализировать. Иногда много учебного времени занимаю беседами не по теме. И вообще, считаю, что главное для меня не столько сделать из них выдающихся художников, сколько хороших и счастливых людей. А в целом, думаю, что современное образование оторвано от воспитания. Растеряли опыт советской школы, когда воспитание было неразрывно связано с образованием. Например, идеи Макаренко — коллективизм и труд выше западных индивидуализма и толерантности, если это понятие трактовать как банальную терпимость к любого рода извращениям человеческой сути и ценностей.

Фото Анны Неволиной
Татьяна Бельц: «Может ли один учитель исправить ситуацию? Конечно, нет. Родители имеют огромное влияние и изо дня в день формируют ребенка» Фото Анны Неволиной

— А есть ли воспитанники, которые могут служить примером для подражания?

— Очень много прекрасных ребят. Да, вот хоть та же Женя Комарова. Нынче она поступила уже в художественное училище. За годы учебы в нашей школе была победителем и дипломантом очень многих всероссийских и международных конкурсов. Но это и не могло быть иначе. Женя — старшая в многодетной семье, в детстве посещала воскресную школу при храме Николая Чудотворца, летом подрабатывала няней. Я вам несколько строк из ее высказывания в выпускном каталоге хочу прочитать: «Я хочу рисовать!» Это я сказала себе и, когда подросла, поступила в художку на подготовительные курсы. После года обучения захотелось поступить на учебные курсы, но мне было только десять лет, пришлось подождать еще годик. Я была сильно расстроена, но сейчас очень рада, что встретила в своей группе самых удивительных ребят, моих любимых друзей! Не поступив бы в 2011 году, я бы не встретила самого лучшего преподавателя, нашу любимую Наталью Дмитриевну! Я благодарна этим годам обучения, я знаю, что потратила время не зря… Здесь я нашла себя. Ребята! Будущие ученики. Быть художником — это здорово! Обучайтесь этому с желанием, и вы обязательно найдете свой смысл в творчестве! Удачи вам. Женька».

 

Попытка вернуться к реализму

— Что вкладывает в детей ваша школа, как социальный и образовательный институт?

— Школа может дать путевку в жизнь для продолжения учебы по профилю и становления в творческой профессии, но сегодня это не тот стержень, который обеспечит устойчивое мировоззрение и ценностную систему человека. А именно это очень важно в современной ситуации духовного выбора, чести и совести, профессионализма и ответственности. В этой связи современная школа всецело опирается только на педагога, роль которого огромна. Ведь ученики воспринимают, воспроизводят или отвергают учителя, если у них нет более серьезного авторитета в семье или на улице. Это самый ответственный момент. Воспитываем ли мы профессионала с богатым духовно-нравственным миром или же уникальную зацикленную на себе личность? Воспитываем ли мы человека ответственного за результаты своего труда или простого исполнителя социального запроса? Негатива сейчас полно везде — и в кино, и в рекламе, и в каких-то убогих инсталляциях на якобы «художественных» выставках… Но кто это делает? Наши ученики.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— Как в самом страшном пожелании древних: «Чтоб ты жил в эпоху перемен»…

— Если говорить отдельно про художественную школу, тогда надо говорить и о необходимости сохранения академической основы реалистической школы рисования. Такая школа будет иметь, несомненно, огромную роль в становлении духовно богатой, нравственной творческой личности. Сейчас делаются попытки вернуться к истокам реализма. И это правильно. Но также наблюдается тенденция и к нивелированию художественного образования, его пытаются превратить в машину для зарабатывания денег. Нет, художник, конечно, не должен ходить голодный. Его труд достоин высокой оценки, в том числе и материальной. Применительно к нам могу сказать, что, с одной стороны, развитие платных услуг очень нужно — и для школы, и для самих педагогов, но все должно быть в меру. С другой стороны, серьезный муниципальный заказ города помогает обучать детей бесплатно, и это большой стимул и для детей, и для родителей.

 

Сначала труд, потом талант

— Для талантливых детей… Или для всех подряд?

— Я считаю, что в том возрасте, в котором к нам приходят дети, у всех должны быть равные условия. Талант? Чаще всего, в нем на 90 процентов — труд, желание, стремление, умение критически оценивать окружающий мир, думать, анализировать… А это проявится гораздо позднее. И опять же многое будет зависеть от педагога, семьи. От общества в целом, в конце концов.

— Что вы имеете ввиду?

— Смотрите, есть в городе благотворительный фонд «Первоуральск-21 век», спасибо ему огромное, на деньги которого, а значит на деньги неравнодушных предпринимателей, мы сшили русские народные костюмы для натурщиков. Так моя давняя мечта сбылась: теперь мы рисуем людей в русском историческом костюме: сшили все сами под руководством Натальи Олейниковой.

— По-моему, мы сейчас вернемся на исходную позицию, то есть опять начнем говорить о том, у кого какая роль в деле воспитания детей, в выборе его жизненного пути. Может, лучше на этом остановимся? Хотя, как мне кажется, разговор дал пищу для размышлений и родителям, и вашим коллегам. Возможно, они что-то захотят добавить или поспорить с нами…

— О, это было бы замечательно. А то на этом поле редко что услышишь. Хотя, мне кажется, что о наших проблемах и достижениях надо говорить постоянно, ведь речь идет о детях, которые завтра станут взрослыми и будут самостоятельно определять картину мира.