Дом народной культуры в Билимбае посетила краевед Людмила Аболенцева

И провела работу над ошибками с представителями фонда «Строганофф»

Людмила Ивановна — личность для Первоуральска уникальная. Родилась в Билимбае, окончила химфак УрГУ, успела поработать в Красноуральске и Иркутске. Потом вернулась на родину, начала работать на заводе Хромпик, затем 20 лет проработала в лаборатории ПНТЗ. С 80-х годов начала заниматься краеведением, где Билимбай — тема ее пристального внимания. Она — в числе многочисленных гостей 17 декабря на открытии Дома народной культуры — краеведческого музея, созданного фондом «Строганофф». Однако прошлый визит не позволил рассмотреть всё: люди, речи, ленточки, фотоаппараты. Сегодня Людмила Аболенцева — одинокий почетный посетитель музея, внимательный критик, переживающий зритель.

Фото Светланы Колесниковой
Фото Светланы Колесниковой

— Здесь же магазин был? — миновав верстовой столб, Людмила Ивановна уже начинает делиться воспоминаниями. — Спиртное здесь продавали, нехорошая история какая-то случилась давно. А до магазина — школа мастеров, сюда на уроки трудов ходили, так ведь?

Председатель совета фонда Станислав Могила открывает дверь в музей, который пока недоступен простым смертным — фонд в поиске экскурсоводов, наполнение экспозиции еще не завершено, да и ряд юридических формальностей не улажен.

— Когда же откроетесь? Когда же детишек водить сюда будут? — переживает краевед. И тотчас отвлекается на карту Билимбая, на всю стену раскинувшуюся на стене.

— Так, река называется Билимбаиха, придумали какую-то Билимбаевку, отродясь ее не было, — всматривается Людмила Ивановна. Далее — генеалогическое древо династии Строгановых: — Нет фотографии Натальи, супруги. А это княгиня Софья, да… Была у меня где-то карточка Натальи, плохонькая правда уже, но я вам ее передам.

Станислав Могила молча улыбается и лишь изредка пожимает плечами: понимаем, ошибки учтем, переделаем.

Отношение к династии Строгановых у Людмилы Ивановны — особенное. Еще в 2006 году она предпринимала массу усилий, чтобы обратить внимание на восстановление графской святыни — Свято-Троицкого храма, написала ряд публикаций, обивала пороги власть имущих, однако успеха не последовало. Но женщина отличается поразительным оптимизмом — «умирать еще рано, пока не увижу восстановленный храм».

Фото Светланы Колесниковой
Фото Светланы Колесниковой

— Где вы взяли такую редкость? — Людмила Аболенцева останавливается перед каким-то сундуком, как вкопанная. Станислав Павлович тотчас поясняет:

— Это полковая касса, середина 19 века. Нашли, заказали в интернете. Слегка модифицированная версия, но смысл понятен.

Переходим из зала исторического в зал боевой славы Билимбая.

На почетном месте — бюст Григория Бахчиванджи.

Фото Светланы Колесниковой
Фото Светланы Колесниковой

Людмила Аболенцева вспоминает:

— В свое время была пионерская дружина имени Кожедуба, летчик такой был. А потом узнали о том, что Григорий Бахчиванджи был причастен к испытаниям БИ-1. Его бюст стоял в пионерской комнате, потом организовали музей, перенесли туда. Странно, что не потерялся — библиотеку прекрасную потеряли, растащили. А бюст же вроде на чердаке нашли?

Станислав Могила кивает.

— А как вы относитесь к эскизу мемориального комплекса? Есть мнение, что не место самолету рядом с храмом — война и святыня не совместимы, — спрашиваем мы.

— Глупости, — категорично отвечает Аболенцева. — Вам не объяснить, что такое война, молоды слишком. Вот представьте себе: на голову сваливаются 4 завода. Три из них — засекречены. Кругом деревянные дома. Где их размещать? А тут храм, пустующий, закрыли его уже к тому времени, толстые стены и отличное прикрытие. Вот и решение. Понятно, что самолет там не испытывали — это все легенды,  а вот конструкторское бюро там разместили. Так что, получается, храм тоже воевал.

И тут же, как бы теряя интерес к беседе с несведущими, обращается к Могиле:

— А где же книга за подписью Чертока? Потеряли? Да, слышала, школьнику давали одному, да так и ушла…

Фото Светланы Колесниковой
Фото Светланы Колесниковой

Эксклюзивные монеты царских времен, кокарда лесного сторожа, плиты, таблички, чугунки, карты и книги.

— Детишкам главное, чтоб пощупать можно было, — улыбается краевед. Поднимает глаза, перед ней — портреты почетных граждан Первоуральска. О некоторых личностях Людмила Ивановна говорит с уважением, нахождение других в стенах музея не понимает и не приемлет.

— Данилов (Федор Данилов, директор ПНТЗ с 1954 по 1984 гг — ред.) — умница большой, конечно, но какое отношение он имеет к Билимбаю?

— Как фигура, которая имеющая отношение к Великой Отечественной, здесь же больше воинский зал… — отвечает Могила. Однако Людмила Аболенцева перебивает:

— Никакого отношения к Билимбаю он не имел, хотя герой и умница. Сначала Билимбаевский завод присоединили к Старотрубному, а потом Старотрубный к ПНТЗ. Данилов сказал тогда: мне труболитейный не нужен, мне нужны люди. Вот и закрыли его тогда окончательно, похоронили.

Среди портретов — пустая рамка. Это — для школьников. Мотивация для подвигов и свершений — портрет любого из них может появиться в пустой рамке.

Фото Светланы Колесниковой
Фото Светланы Колесниковой

Школьники, стоит отметить, уже стараются над наполнением музея. Отдельная гордость — зал, где собраны настоящие произведения искусства. Полотна мастеров опытных, на которых изображен Билимбай и Чусовая, картины воспитанников художественной школы. И целая армия глиняных игрушек — билимбаевской мастерицы Галины Медведевой, члена фонда «Строганофф».

— Планируем привлечь ее для работы с детьми, — делится планами Станислав Могила. — Мастер-классы, например, история игрушки.

— Так когда откроете-то? — уже на выходе вновь спросила Людмила Ивановна. — Скоро не получится?

Вспомнилась фраза одного областного чиновника на открытии музея, когда, походив из зала в зал, тот недовольно заметил:

— Ну, вам такое помещение выделили, могли бы и пошикарнее сделать.

Никто не стал спорить и доказывать, что никаких бюджетных денег здесь нет, а здание находится в аренде.

Поэтому Станислав Могила лишь улыбнулся, подавая пальто краеведу:

— С божьей помощью, вероятно.

— Понятно, как в той пословице: один с сошкой — семеро с ложкой, — улыбается Людмила Ивановна. — Я привезу несколько занятных экспонатов к вам в музей, поддержу, конечно, чем смогу. Молодцы ребята из фонда «Строганофф», начали возрождать то, о чем много говорили. Очень хочется, чтобы все получилось.

Фото Светланы Колесниковой
Фото Светланы Колесниковой

Всего полчаса общения, и стало понятно: Людмила Аболенцева — кладезь знаний, которых достаточно, чтобы реанимировать цикл публикаций по историческому Билимбаю.

Куда делся купол Свято-Троицкого храма и чем знамениты архитекторы, создававшие его, — в нашей следующей беседе с Людмилой Аболенцевой.