Как первоуральские лицеисты учатся по новым образовательным стандартам

Стандартные уроки по 40 минут, перемены, домашнее задание — все это считается обязательным в каждой школе нашей страны. С сентября 2015 года десятиклассники лицея № 21 не только посещают школу, готовятся к экзаменам, но и проходят практику на предприятиях города. В новых образовательных форматах разбирался корреспондент молодежной приложения «Крик» Анастасия Глазырина.

Учиться самостоятельно

С нового учебного года десятиклассники лицея № 21 в полной мере ощутили, что же такое новые стандарты образования, а также столкнулись с серьезными проблемами в их освоении. Десятиклассники на протяжении полугода обучаются основам социального проектирования, готовятся к экзамену по английскому языку, занимаются по новому предмету «профориентология», готовят особые проекты, и, самое главное — проходят социально-профильные практики в суде, клинике дружественной молодежи, обучающем центре ЧТПЗ.

Заместитель директора по старшим классам Нина Сидорова — основной куратор новых образовательных стандартов в лицее, согласилась рассказать о том, в чем же новизна стандартов и как непросто приходится внедрять новое среди подростков.

Заместитель директора по старшим классам Нина Сидорова  Фото из архива редакции
Заместитель директора по старшим классам Нина Сидорова Фото из архива редакции

— Раньше мы всегда считали результатом образования — предметные знания, которые обеспечивают дальнейшее поступление в высшее учебное заведение. Но на сегодняшний день необходимо понимать, что идет огромный поток знаний и информации, и даже если ученик будет учить все от начала до конца, то это будет такой маленький процент всего огромного массива знаний, которого ему просто не хватит, — говорит Нина Александровна. — Отсюда, главная задача — не фактические знания, а умение самостоятельно учиться дальше, учиться на протяжении всей жизни. А что для этого нужно? Это прежде всего, умение извлекать информацию из всего потока, а главное, самостоятельно определять зону своего незнания.

Сегодня меняется мир профессий, учеников готовят к работе, о которой они пока ничего не знают, большинству нынешних школьников придется работать на тех предприятиях, о которых они не имеют представления.

— Кроме того, наука движется в сферу интеграции, и чистых знаний по одному предмету будет мало. Недостаточно сегодня и готовы ученики к продолжению образования, потому что нет той состыковки вуза и школы, которая должна быть, — продолжает Нина Александровна. — В школе ученик привык получать очень четко домашнее здание, а как только он приходит в институт, там много самостоятельной работы, там надо учиться самостоятельно, там огромный массив курсовых, проектных работ, а ученики не владеют этой технологией, и это еще родна проблема. Поэтому новые стандарты направлены на то, чтобы дети учились самостоятельно, были мотивированы на то, что придется учиться правильно владеть информацией, правильно делать выбор, потому что школа — это мостик между средним и высшим образованием.

Заставить детей сложно

Новые уроки, проекты — все это, безусловно, отнимает время и влияет на успеваемость учеников. Мы узнали у Нины Александровны, не стали ли лицеисты хуже учиться.

— Социальные практики, выходы на предприятия, предметы дополнительные — безусловно, это все занимает время у того, кто не умеет его планировать, что и отражается на успеваемости, — говорит Нина Сидорова. — Но если ученик четко определился с дальнейшим профилем, который вызывает у него интерес, если у него есть предметная база и если он умеет организовать себя, то о каком падении успеваемости идет речь?

Одним из моментов новых стандартов является обязательная сдача английского языка, но далеко не каждый способен пересмотреть свои взгляды на изучение иностранных языков, а что будет делать школа?

— Английский язык — это язык международного значения, и это надо понимать, а также надо осознавать, что это будет экзамен не на уровне государственной аттестации, а школьный экзамен как форма промежуточной аттестации, — успокаивает Нина Александровна. — Также не стоит забывать и о том, что у нас три урока английского в неделю, а это — немало.

Заинтересовать подростков очень сложно, а еще сложнее заставить их учиться.

— Прежде, чем запустить эти стандарты, мы много работали. Все учителя, которые будут работать в десятых классах, практически весь июнь ежедневно под руководством директора обсуждали, вникали, пытались понять, осмыслить, — говорит Нина Сидорова. — Мы брали материалы школ, вошедших в новые стандарты, и только после полного осмысления решили запускать их у себя. Сегодня, подростки — делают то, что хотят, и заставить их очень сложно, поэтому проблем у учителей было очень много, но все-таки они смогли заинтересовать детей.

В будущем пригодится

Но для того, чтобы составить полную картину, нужно понять, а как же этот вопрос рассматривают дети, расходятся ли взгляды, проблемы, а главное их решение. Как говорит ученица физико-математическом профиля Вера Сапожникова, практика полезна и нужна.

Вера Сапожникова
Вера Сапожникова

— Я посещаю две социальных практики — это образовательный центр Новотрубного завода и центр «Осень». В центре ПНТЗ мы изучаем программы, в которых учимся чертить детали труб и разных технических устройств. Мне пригодится это в будущем, ведь в университете, безусловно, есть курс технической направленности, — говорит Вера. — Вторая социальная практика связана с моим индивидуальным проектом, мы обучаем пенсионеров работе на компьютерах.

 

красковская
Лиза Красковская

А вот Елизавета Красковская, ученица экономико-математического профиля, не совсем согласна с данным мнением:

— Социальную практику я прохожу в центре занятости. Мы знакомимся с профессиями, учимся писать резюме, говорим о том, какие качества важны для того, чтобы поступить в вуз и на работу, — делится Елизавета. — Безусловно, мне пригодится это в будущем, но мы тратим на это слишком много времени.

То, что надо

Знакомство с судебным процессом, юридические игры — все это испытали на себе «лицейские юристы», проходящие социальную практику в суде. Как говорит Степан Солоненко, юристам повезло:

Степан Солоненко
Степан Солоненко

— Вообще у нашей группы самые крутые и полезные социальные практики, потому что мы — юристы. Кто еще из школьников может посидеть на судебных процессах и пройти по адвокатурам, прокуратурам, областным судам в качестве зрителя? Только мы, — говорит Степан. — Что мне больше всего нравится в новых стандартах? Это то, что сейчас я понимаю, что меня действительно интересует в карьерном плане.

 

 

Юлия Калинина
Юлия Калинина

В отличие от экономистов, ученики химико-биологического профиля имеют личный интерес к прохождению социальных практик — они получают дополнительные баллы к ЕГЭ.

— Наша практика проходит в первоуральской клинике, дружественной молодежи. Там нам читают лекции о проблемах со здоровьем, — говорит Анна Лыжина. — Также мы выходим на предприятия, связанные с химической промышленностью. Все это, конечно, трудно, но полезно.

Где родился, там и пригодился

Пилотный режим введения стандартов уже дает свои результаты. Анкетирование десятиклассников, которое было проведено по завершению первого полугодия, позволяет увидеть, что ориентировать учеников школы на выбор профессиональной деятельности все же необходимо. На вопрос «Хотели бы вы уехать из Первоуральска в поисках более достойной жизни?» 66 % отвечают «да», объясняя это тем, что не смогут здесь найти работу с высокой зарплатой и проявить свои способности. Вывод из этого напрашивается сам собой — не знают школьники о возможностях местных предприятий.

Это еще одна проблема введения стандартов старшей школы — обеспечить социальные практики и профессиональные пробы старшеклассникам невероятно трудно: на сегодняшний день принять «практикантов» согласились лишь центр занятости, образовательный центр ЧТПЗ, клиника, дружественная молодежи и первоуральский суд. А в анкетах ученики 10 класса указали более 60 желаемых мест для прохождения практики.