Иностранные лекарства могут подвергнуть лицензированию

Нехватка бюджетных средств на закупку дорогих иностранных лекарств толкает Россию на самые жесткие меры по импортозамещению, сообщает портал gazeta.ru. Идея о принудительном лицензировании иностранных лекарств, заинтересовавшая президента и ФАС, может дать кратную экономию бюджетных средств, но также принесет колоссальные репутационные издержки и оставит население без качественных препаратов.

Не дотягивает

Власти стремительно закрывают доступ иностранным производителям на российский рынок с конца прошлого года. В начале декабря правительство ограничило доступ иностранных фармкомпаний к госзакупкам, с нового года — ужесточило правила регистрации новых иностранных лекарств на отечественном рынке. В следующем году эта мера коснется и «старых» препаратов. Эти решения горячо поддерживают отечественные производители, отмечая, что на Западе в отношении российских препаратов действуют аналогичные правила.

Врачи, правда, обращают внимание, что «аналогия» — понятие расплывчатое, российские дженерики не выдерживают критики по сравнению с иностранными оригиналами, а в целом качество отечественной фарминдустрии не дотягивает до лучших образцов, поэтому оба решения бьют по качеству медицинской помощи. Кроме того, остается нерешенной проблема доступности инновационных иностранных лекарств с неистекшей патентной защитой, самых дорогих, но необходимых для лечения социально значимых заболеваний, таких, как гепатит С.

ФАС спешит ограничить конкуренцию

К концу февраля на федеральном портале законопроектов появилось уведомление от Федеральной антимонопольной службы: о начале работы над «решением проблемы» применения антимонопольного законодательства к использованию исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

В обосновании необходимости ведомство конкретизирует проблему: отказ правообладателей от производства или поставки в Россию лекарств и медицинских изделий, «что причиняет существенный вред потребителям».

Эффективных методов воздействия на «подобные нарушения» нет в российском законодательстве, продолжает ФАС, но их можно предусмотреть. Ведомство ссылается при этом на соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности, которое разрешает использовать объект патента без разрешения, по национальному законодательству. ФАС готовит законопроект с тем, чтобы предусмотреть порядок на случай «особых ситуаций». Он будет опубликован 14 марта и коснется только чрезвычайных ситуаций, в основном эпидемий.

Инициатива ФАС может привести к тому, что наша страна останется без новинок фармацевтического рынка, поскольку зарубежные фармкомпании перестанут регистрировать в России инновационные препараты, сообщает gazeta.ru.

 Фото их архива редакции
Фото их архива редакции

Будут ли отечественные препараты достаточно качественными — это серьезный вопрос государственной безопасности. Хотя производство дженериков не запрещено, это не означает возможность копирования рецептуры лекарств, защищенных патентами. Еще одна ловушка заключается в том, что даже российские препараты производятся с использованием импортных компонентов, поэтому в результате конфликта с западными компаниями эта работа может осложниться.

Уход производителей

Инициатива производителей лекарств — отголоски конфликта между частным и общественным, замечает президент «Лиги защитников пациентов» Александр Саверский.

— Есть практика, когда некоторые страны себя ведут как слоны в посудной лавке. Я выступаю за большее присутствие государства в системе здравоохранения, но это делать надо цивилизованно, — говорит правозащитник. — Например, Россия могла бы объявить здравоохранение сферой государственного интереса и установить особые правила. Но тогда не надо заниматься оптимизацией, чтобы люди ходили и платили за услуги, которые положены им бесплатно.

В случае, если решение все-таки будет принято, это даст колоссальную экономию для бюджета, признает Саверский, хотя не берется точно посчитать долю инновационных дорогостоящих препаратов на рынке лекарств, который оценивается приблизительно в 1 триллион рублей. Но репутационный ущерб, падение места в рейтингах, потеря инвесторов и возможное нарушение правил ВТО принесут серьезные потери, которые с высокой вероятностью перекроют выгоды прежде, чем они будут получены.

— Прямые потери будут также в виде ухода производителей с рынка — есть компании, которые производят один препарат. Они просто больше здесь не появятся, а поскольку у нас технологий своих нет, то мы рискуем лет на 15 потерять темп доступности инновационных препаратов, и это скажется на здоровье населения, — заключил эксперт.