«Городские вести» провели один день с помощником прокурора Сергеем Халеевым

 

— Откройте, прокуратура.

После этой короткой фразы легкий холодок пробежал в животах у журналистов, стоящих в полуметре от помощника прокурора Сергея Халеева. Негромко, без восклицательного знака — просто откройте. И чувство, что проверять будут в том числе и нас.

Сергей Владимирович оборачивается:

— Прокурорская проверка в детском доме — зрелище для вас, думаю, не очень интересное. Совсем другая история — проверки общепита…

 

 

Между законом и состраданием

9 утра. Сергей Халеев заходит в кабинет. Снимает пальто, остается в кителе — идеально сидящая по фигуре синяя форма, с блестящими пуговицами.

IMG_9149

В настоящее время открыт набор в институт прокуратуры УрГЮУ на бюджетные места по направлению от первоуральской прокуратуры. Все желающие могут уже сейчас обратиться за дополнительной информацией в прокуратуру Первоуральска. Тел. 64-29-45

— Вы ее специально для съемок надели? — интересуемся мы.

— Если честно, нет. Я ее пока не наносился, — улыбается Сергей Владимирович. — Это же не просто униформа — это знак отличия, принадлежность к определенной касте. Я помню свои чувства, когда в первый раз надел форму. Ощущений было больше, чем при получении прокурорского удостоверения.

Сергей Халеев приехал в Первоуральск 2,5 года назад. Окончил юридическую академию, начал искать работу. Работа была в Первоуральске. Не близкий край, но молодого и амбициозного выпускника это не остановило. На Урал так на Урал.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— Вы знаете, мне очень понравилось, как меня встретили здесь, привезли в город, — вспоминает Сергей Владимирович. — Город… не могу сказать, что я первоначально был в восторге, особенно когда проезжал через центральную площадь и увидел клумбу, поросшую сорняками. Серость, трубы… Сейчас, кстати, город стал гораздо красивее.

Халеев снял квартиру в трех минутах ходьбы от прокуратуры и начал жить … на работе.

— Первые 3-4 месяца я уходил домой очень поздно, — говорит помощник прокурора. — Хотелось во все вникнуть, понять, много работал дома. Тогда же вышел и в свой первый процесс, когда пришлось на практике прочувствовать все особенности гособвинения и человеческих эмоций.

IMG_9185

Первый процесс Халеева — дело о сбыте наркотиков. На скамье подсудимых — мальчишка. 18 лет — только со школьной скамьи.

— Наказание по данной статье суровое — от 10 до 20 лет колонии строгого режима, — рассказывает Сергей Владимирович. — Я вышел в гособвинение и должен был требовать наказание: 10 лет колонии строгого режима. Я помню свои эмоции: ком подкатил к горлу, руки затряслись, в зале — группа поддержки подсудимого, которая следит за тобой как за антихристом, а перед тобой мальчишка, который по закону — совсем не прав. Но не прав ли настолько, чтобы сидеть за решеткой 10 лет?

Вердикт суда — 10 лет строгого режима.

Здоровые циники

Спустя 2,5 года Сергей Халеев уверен — без здорового цинизма в профессии никак, невозможно пропустить через себя каждую ситуацию, прочувствовать и переболеть.

— Спросите у моего помощника, есть ли во мне здоровый цинизм, — кивает в сторону открывающейся двери Халеев. Входит студент 4-ого курса Государственного юридического университета Денис Поторочин.

IMG_9241
Денис Поторочин на практике уже 4 месяца. За это время он успел утвердиться в мысли — выбор профессии сделан правильно Фото Анны Неволиной

— Да, цинизм есть, — улыбается Денис. В его обязанности сейчас входит не просто наблюдать за работой, но и пытаться принимать в ней участие: готовить акты прокурорского реагирования, например. Денис отвечает четко: в первоуральской прокуратуре — 4 месяца и одна неделя, на кону — защита практики. Работать хочет в Первоуральске, несмотря на то, что здесь много знакомых.

— Надеюсь, не придется встать перед выбором — закон или дружба, — улыбается Денис. — А вообще — готов работать в любом городе, главное — работать.

— Я выбирал профессию осознанно, — говорит Сергей Владимирович, — семья поддержала. Хотя изначально говорили: а может, врачом у нас будешь? Но с детства засматривался фильмами о милиционерах, детективах. Тогда это были очень мотивирующие сюжеты, без гипертрофированной чернухи.

IMG_9231

За спиной Сергея Халеева, на подоконнике — шеренга кактусов. Он сам их поливает, следит, чтобы им было комфортно.

— Надо уметь переключать мозг, — уверен помощник прокурора, — чтобы избежать эмоционального выгорания. Общение с природой, близкими, спорт — отличный отдых, без которого сложно работать плодотворно.

IMG_9201

Социальные сети — отдельная тема. Есть негласные рекомендации — личная жизнь должна быть личной жизнью, а постулаты сотрудника прокуратуры — не обсуждаются: моральный облик, вежливость, опрятность. Никаких провокационных снимков и ситуаций.

IMG_9453
В свободное время, которого выдается совсем немного за день, Сергей Халеев посвящает спорту. На первом этаже прокуратуры — вместо курилки разместили стол для пинг-понга Фото Анны Неволиной

— У меня нет аккаунта ни в одной соцсети, — между делом говорит Сергей Владимирович. — Да, если честно, и времени-то на реальную личную жизнь маловато, не говоря уже об общении в сети.

Экстремизм и дети

10:30.Роспотребнадзор. Забираем сотрудника, чтобы полным составом ехать на прокурорскую проверку в детский дом. На повестке — проверка санитарного состояния медпункта, антитеррористическая защищенность, а также — контент-фильтрация.

IMG_9444

— На самом деле, детский дом — учреждение, которое проверено на 100 раз, не думаю, что будут какие-то серьезные нарушения, — подъезжая, говорит Сергей Халеев.

Специализация Сергея Халеева сейчас — надзор за соблюдением прав несовершеннолетних. Приходится много работать в том числе и с детьми из неблагополучных семей.

— Совершенно ясно, что дети в детском доме менее подвержены какому-то пагубному влиянию, чем дети, воспитывающиеся в семьях, — пока идем, обсуждаем, насколько реально завербовать детдомовца в те или иные структуры. — Они всегда под контролем, организованный досуг, чего не скажешь о безпризорных. Сейчас экстремизм — на особом контроле государства, политическая обстановка не лучшая, военные действия в Сирии и так далее.

IMG_9510

На пороге детского дома нашу делегацию встречает охранник — досконально проверяет удостоверение каждого, указывает на бахилы. Минутой позже встречаемся с директором детского дома Натальей Поддубной. Та широко улыбается, выделяет сотрудников в помощь проверяющим, напоминает нам, что детей снимать нельзя — закон не позволяет.

Наш путь — в компьютерный класс, где предстоит проверить — ограничен ли доступ к запрещенным законом ссылкам, считающимися экстремистскими и разжигающими национальную вражду.

Сопровождающий — системный администратор.

В распоряжении прокурорских работников — перечень запрещенных ссылок. Один клик, второй — на экране появляется табличка: «Доступ запрещен!»

IMG_9401

Еще пара попыток и можно вздохнуть с облегчением, как доносится голос Дениса Поторочина, для которого это — первая в его практике прокурорская проверка:

— Сергей Владимирович!

Зайдя на You Tube, Денис обнаружил, что без проблем можно посмотреть все запрещенные клипы и ролики.

Системный администратор отстаивает свою правоту: на видеохостинге может быть залито все, что угодно, его работа выполнена — по запрещенным ссылкам дети перейти не могут.

Однако мнение помощника прокурора — по факту дети могут посмотреть запрещенные материалы, а на каком ресурсе они это делают — неважно.

IMG_9381
Проверка ограничения доступа к интернет-контенту — одна из составляющих надзора за правами несовершеннолетних Фото Анны Неволиной

— Вы по ссылке пройдите, она ведет в социальную сеть «ВКонтакте», — настаивает сисдамин, — а за You Tube я ответственности не несу.

— Давайте не будем вступать в полемику, — отрезал Халеев. — Оценку я вынесу позже, сейчас мы занимаемся сбором информации.

В настоящее время открыт набор в институт прокуратуры. Все желающие могут уже сейчас подать документы в приемную комиссию или обратиться за справками в прокуратуру Первоуральска

Проходим в медпункт. Сотрудница Роспотребнадзора заканчивает проверку прививочных сертификатов, обращается к помощнику прокурора — заключение будет в виде справки, необходимо несколько дней.

— Сейчас мы собрали информацию, — постфактум комментирует Сергей Владимирович, — выльется ли результат в представление, административное правонарушение или что-то еще — сказать пока не могу, надо провести правовую оценку.

Денис Поторочин так же скуп на эмоции:

— Да, первая проверка. Интересно, — сдержанно отреагировал он.

IMG_9255
Фото Анны Неволиной

— На самом деле, то, что вы видели сейчас — не самая интересная проверка, — оживляется Халеев. — Другое дело — проверка предприятий общепита в городе. Одно время специализировался на них и… начал готовить дома! Серьезно. На телевидении есть такой популярный проект «Ревизорро», так вот по аналогии с ведущей меня прозвали Сергей Летучий. На самом деле, без указания названий и адресов, — лучше готовить дома. А то приходишь в какую-нибудь кафешку на бизне-ланч и вспоминаешь — 15 килограммов (!) просроченного мяса. Нормально так просроченного. С душком. А этим людей кормить собирались.

 

Два кадра и на выход. В первоуральском суде слушается дело о половой неприкосновенности — естественно, в закрытом режиме. Фото Анны Неволиной
Два кадра и на выход. В первоуральском суде слушается дело о половой неприкосновенности — естественно, в закрытом режиме.
Фото Анны Неволиной

За 2,5 года Сергей Халеев успел побывать в массе проверок — от кафе с просрочкой и тараканами на кухне до строек, где проверялись незаконные мигранты. Приобрел — опыт, непроницаемое выражение лица и выдержку, потерял…

IMG_9488
В прокуратуре принято советоваться со страшими коллегами. Сергей Халеев тоже прибегает к этой практике. Наш фотограф ухватил кадр беседы со старшим помощником прокурора Андреем Елисеевым Фото Анны Неволиной

— А ничего не потерял, — говорит Сергей Владимирович. — Я уверен, что моя работа — нужна, я делаю этот город лучше, просто в отличие от дорожников, например, наш труд не афишируется. Планы? В планах — работа, карьера. В мечтах? Конечно, стать прокурором, поговорку про офицера и генерала вы знаете.

IMG_9316